Советы выпускникам и их родителям по выбору профессии

Данный материал включает в себя практические советы как для родителей, так и для выпускников средней и старшей школы. Включает в себя вопросы воспитания ответственности и самостоятельности (для родителей) и для выпускников - конкретные советы и информацию, которая поможет при выборе профессии.Материал представлен в виде статьи, в свободной форме. Подойдёт как для стенда школы, так и для устного информирования (и родителей, и выпускников).Ориентирован на детей, желающих лучше узнать себя, свои ск...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья для школьного психолога по теме «Советы родителям и выпускникам по выбору будущей профессии»

Автор Кривошапова А.В., МБОУ ТСОШ №3, пгт. Таксимо, Бурятия

Куда пойти учиться? Редкий выпускник имеет представление о том, какой профессией бы ему хотелось овладеть и ещё меньше детей знают о том, куда пойти. Чаще всего, дети задумываются о поступлении в вуз уже непосредственно перед сдачей экзаменов в школе, когда конкретно встаёт вопрос какие предметы сдавать. Начинается нервотрёпка: как для детей, так и для родителей. Об учителях уже никто не говорит, хотя им и достаётся в этой связи больше всего. Нынешняя система образования предусматривает выбор дополнительных экзаменов за месяц до начала их проведения. То есть, знать о том, куда ребёнок хочет поступать следует ещё раньше. И родителям и самому чаду. Вот тут-то и начинается самое интересное: допустим, выбор ВУЗа произведён, допустим, выбран и факультет. На чём основано это желание? С этим следует разобраться поподробнее.

Как правило, дети допускают ошибки в выборе профессии и чаще всего не только в силу возраста. Тенденция нынешнего времени - скорость. Быстро выучиться, быстро отработать, получить большую зарплату. Большая зарплата и минимум рабочей деятельности в купе с желанием ничего не пропустить в сфере развлечений, по сути, расхолаживают наших детей, не давая им как следует приспособиться в жизни. Мало кто следует старой пословице: не потопаешь, не полопаешь. Эти дети вырастают, и, мало чему научившись, по такой же схеме воспитывают своих детей. Таким образом, умение правильно и грамотно выбрать профессию, которая устраивала бы ребёнка и в плане нагрузки, и в плане интереса, а также в плане оплаты, просто вырождается. Как с этим справиться? Ниже представлены некоторые советы, которые в комплексе помогут решить эту проблему.

Первый, самый фундаментальный совет родителям - это воспитание в ребёнке ответственности и самостоятельности. Начинать этот процесс необходимо с самого начала жизни вашего чада, а не перед отправкой в другой город на обучение. Он будет не готов ни психологически (тревожность, плохой аппетит, сон, отсутствие желания учиться), ни морально (новые люди, новые условия, отсутствие привычного). Как это сделать? Это почаще вспоминать сколько вашему ребёнку лет. В 6 лет его нельзя отпустить гулять на улице до 22:00! А в 17 он уже может задерживаться до полуночи, если не совсем ночевать у друзей. Согласитесь, вы не сможете всегда за ним уследить. И чем раньше вы это поймёте, чем лучше наладите доверительные отношения с подростком, тем проще вам будет научить его приспособиться к самостоятельной жизни и перестать беспокоиться за него.

Чем старше ребёнок, тем больше у него прав. Помните об этом, когда пытаетесь что-то запретить. Обязанности детей также растут пропорционально с возрастом. Вспоминайте себя в его годы и старайтесь вести себя честно по отношению к сыну или дочери. Если вы позволяли себе балагурить до утра в его годы, не держите зла на ребёнка за аналогичное поведение. Лучше наладьте диалог, научитесь договариваться - лучше вас вашего ребёнка не знает и не понимает никто. Им всегда нужна родительская поддержка, какими бы взрослыми они не казались.

Ответственность воспитывается там, где есть правила и где их строго соблюдают. Старайтесь наладить быт в своей семье так, чтобы исключения были редким явлением и имели под собой серьёзное основание (например, употребление шампанского только в день рождения и на Новый год). Система взаимоотношений должна быть гибкой - если вы сделали замечание по поводу несоблюдения порядка в комнате, то и ребёнок может сделать вам замечание по поводу неубранной постели. Правилам должны подчиняться все.

У каждого действия есть противодействие - у каждого решения есть последствия. Важно донести и воспитать у ребёнка понимание того, что каждый его поступок оставляет след. Например, дочь вытащила из шкафчика матери несколько тысяч для покупки игрушек себе и своим подругам. Данные деньги были отложены для оплаты коммуслуг квартиры. Этот случай был замечен не сразу, с опозданием почти на полторы недели. Да и девочка уже достаточно взрослая чтобы нести ремень. Что сделала мама? Оставшиеся деньги на житьё были оплачены за коммунальные услуги, деваться некуда. Но питание для всех домочадцев было урезано. То есть, никакой колбасы, только хлеб с маслом, никаких котлет - супы, никаких конфет - овсяное печенье. Таким образом, поступок, который сулил радость лишь на несколько дней, привёл к последствиям, затянувшимся на целый месяц. Так было достигнуто понимание ценности денег и того, что девочка в доме не одна - пострадали все домочадцы.

Под руку с самостоятельностью и ответственностью идёт уверенность в своих силах. Этого добиться проще - похвала. За любую помощь, работу, хорошую отметку, появление дома после прогулки вовремя, инициатива - всё должно вознаграждаться. Не скупитесь на похвалу, она воспитывает веру в свои силы и учит стойко переживать неудачи. Одним из самых главных критериев похвалы является искренность и своевременность. Чем теплее и искреннее прозвучат ваши слова, тем глубже они будут прочувствованы и приняты. Также хвалить надо непосредственно после совершения поступка, а не через несколько дней, случайно вспомнив. Научитесь ценить старания своих детей. Даже самые незначительные.

С фундаментальным советом немного разобрались - это лишь крупицы того необъятного пласта в воспитании, которые можно осветить в русле нашей темы. Далее конкретнее:

- Подростку важно отделять своё мнение о будущей профессии от мнения родителей. Дело в том, что родители подчас предлагают профессии интересные и подходящие им самим, а не их детям. Будущему студенту важно научиться понимать и отсеивать полезные советы от навязывания того, чем ему будет не интересно заниматься. Родителям не нужно обижаться - сколько случаев брошенных институтов, зря потраченных денег, терпения и времени, чтобы убедились и ребёнок и родители: выбор был сделан неверно.

Сложно идти наперекор взрослым, если они настроены решительно. Здесь уже просьба к самим родителям - у вас есть своя жизнь. Дайте ребёнку право распоряжаться его жизнью самостоятельно. Нет, не бросать на произвол судьбы, но и не решать за него. Можно разговаривать, советовать, но окончательное решение должен принимать он сам, умерьте пыл.

- Ребёнку необходимо выяснить, на что он способен. То есть, узнать какие у него есть предрасположенности и склонности, к какому именно виду деятельности. Это сделать легко - в школе для этого есть психолог, который всегда занимается вопросами профориентации, будь то диагностика, консультирование, проведение занятий, разработка тренингов. Это первое. Существуют различные центры, направленные на помощь школьникам для определения их способностей. Это второе. В сети интернет также можно найти нужную информацию. Созданы целые информационные порталы, посвящённые этому вопросу, оказывающие квалифицированную помощь старшеклассникам. Да и просто в сети наличествует огромное количество сайтов с тестами на данную тему.

Каждый из этих способов, кроме последнего, сможет выдать полную картину направленности и склонностей ребёнка. Подростку останется лишь проанализировать всю информацию и сделать вывод.

- После того, как мы узнали, на что способны, будем выяснять чего же, собственно, хотим! Это тоже немаловажный аспект в вопросе выбора профессии. И чтобы с уверенностью ответить на него, следует рассмотреть поподробнее те профессии, которые привлекают старшеклассника.

Часто, выбор делается лишь на основании симпатии или какого-то единичного критерия, а не зрелого и рационального анализа. Допустим, девушка хочет стать проводницей, потому что хочет повидать разные города. Она не замечает того, что эта работа связана с долгим нахождением в пути, с краткими остановками, уборкой, умением общаться с пассажирами разных возрастов, типов характера, разного социального статуса, нести ответственность за имущество, находящееся в вагоне, да и просто ответственность за все свои действия перед начальством! А ведь в пути случаются и драки, и болезни, и несчастные случаи, и даже смерти. В данном варианте, аргумент "повидать разные города" разбивается вдребезги, кучей минусов. Только в данном аспекте сравнения. Также иной пример: молодой человек, великолепно разбирающийся и понимающий химию и биологию, отказывается поступать в медучилище только потому, что в данной профессии слишком много ответственности. В данном случае, ответственность есть всегда. Работа всегда наделена той или иной степенью ответственности: либо за здоровье, либо за оборудование, либо за жизнь. Можно лишь выбрать профессию со степенью пониже. Например, не врача, а медбрата. Это выбор каждого.

- Важно узнать и изучить близкие по интересам и по вашим способностям профессии. Это значит, достать все их плюсы и минусы, не стесняясь! Сделать анализ и по возможности узнать как можно больше. Поспрашивать у взрослых, родственников, кто непосредственно занят в данной профессии, просмотреть статьи, обшарить интернет. Главное, правильно искать. Не делать акцент на деталях, и не цепляться за эмоциональную окраску профессии ("Там очень здорово, ты будешь в восторге!"). Помните, именно те кто это говорят и испытывают данные эмоции. Вы человек совершенно другой, вам там может и не понравиться.

- Ну и самый последний совет - проанализировать рынок труда, узнать кто именно на данный момент времени (и ближайшие 10 лет) будет ценен как специалист. Смотреть следует очень внимательно, потому как тотальный интерес к одной профессии большого количества людей приводит к пере наполнению рынка - огромной толпе юристов и менеджеров просто некуда устроиться, всё везде уже занято. И вряд ли освободится в ближайшие 10 лет.

Так, например, существуют информационные сводки и прогнозы о различных профессиях по регионам России, в зависимости от условий. Там же освещается и примерная оплата труда.

Есть определённые рода профессий, которые актуальны либо в определённое время (сезонная работа), либо подвержены влиянию рынка труда. Также есть профессии, которые востребованы всегда, например, телекоммуникации, обеспечение связи. Также, есть профессии, не требующие высшего образования, только уровень техникума, которые хоть и мало оплачиваемы, но востребованы всегда.

Весь этот пласт о возможностях, видах и гранях профессий чаще всего опускается, наши дети сталкиваются с действительностью лицом к лицу лишь тогда, когда идут в работу на производство. А сколько молодых людей, оканчивают учебное заведение и не идут по специальности, предпочитая что-то иное? А ведь это потраченные и деньги, и время... А сколько ребят бросают на половине пути, понимая, что это не их? Немыслимое множество. В любом классе любого года выпуска вы не найдёте и трёх молодых людей, которые действительно знали чего они хотят. Остальные, это ребята, которые пошли учиться в ВУЗ по иным причинам, нежели их стремление. Таких случаев много.

Таким образом, все эти советы пригодятся не только будущим выпускникам, но и родителям, задумавшимся о будущем своего ребёнка. Никогда не поздно что-то начать, но следует всё исполнять вовремя!





© 2010-2022