- Преподавателю
- Школьному психологу
- Обобщение опыта работы: выступление Коммуникативно-личностное развитие детей - как профилактика школьной дезадаптации
Обобщение опыта работы: выступление Коммуникативно-личностное развитие детей - как профилактика школьной дезадаптации
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аникина Г.В. |
Дата | 17.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коммуникативно-личностное развитие детей - как профилактика школьной дезадаптации.
Выполнила: Аникина Галина Витальевна, педагог-психолог.
МБОУ коррекционная школа- интернат №8 г. Саяногорск.
Практика работы с детьми социального риска развития криминальных нарушений поведения и алкоголизации, школьной дезадаптации показывает, что эти состояния, связанные с деструктивными социальными воздействиями, нельзя изучать, а, следовательно, и воздействовать на них на основе только какого-либо одного, например, педагогического, психологического или клинического подхода. К основным методам психокоррекции относят суггестивные методики (самовнушение) и гетеросуггестивные- внушение, проводимое педагогом, врачом и психологом, и дидактические методики психокоррекции. На практике все эти методы переплетаются, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Для профилактики, диагностики, социальной терапии и реабилитации таких детей необходимы:
-
Сочетание социально-профилактических, психологических терапевтических методов, включая интеграцию социально-профилактического и антинаркотического подхода;
-
Междисциплинарное взаимодействие специалистов - педиатра, детского психиатра, медицинских психологов, работников социальных служб в целях охраны психического здоровья детей на уровне первичного звена;
-
Опора в профилактической и коррекционно-реабилитационной деятельности на ресурсы семьи, помогающие воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.
Синонимом терминов «профилактика нарушений несовершеннолетних» и «антинаркотическая профилактика» является понятие «предупреждение» (превенция). Именно в сферу ранней профилактики входит оказание социально-психологической и социально-клинической помощи детям с наркологическими проблемами и криминальным поведением. Объектом ранней профилактики является предупреждение таких социальных, психологических и медико-биологических условий, которые определяют высокий риск воздействия безнадзорности и связанной с ней криминальной среды.
Существует две основных модели обучающих программ первичной профилактики:
-
Программа достижения социально-психологической компетентности (основная цель - выработать навыки эффективного общения);
-
Программа обучения жизненным навыкам (основная цель - выработать навыки ответственного принятия решений) .
Формирование жизненных, социально-психологических навыков (навыков социальной компетентности) является одним из основных компонентов профилактики наркотизма, правонарушений.
Программы формирования жизненных навыков обязательно включают обучение эффективному общению, уверенности в себе, управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказанию помощи окружающим. Участие детей в общественной жизни предоставляет учащимся позитивные ролевые модели.
Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия является взаимопонимание партнеров. Дети могут испытывать трудности в общении не только со сверстниками, но и с воспитателями, учителями. Практически у каждого ребенка возникает чувство внутренней скованности в общении. Для развития навыков общения, эмоциональной сферы целесообразно использовать различные игры и упражнения, которые можно проводить индивидуально или в группе со сверстниками.
Первая группа игр и упражнений направлена на преодоление замкнутости, скованности, а также состояние мышечной релаксации. Это очень важно, так как только свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен. Например, игра «Насос и мяч». Игра может проводиться в группе или индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другой - мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети с силой издают звук «шш-ш», возвращаясь в исходное положение. Этот этюд можно проводить в парах. Игра направлена на осознание чувства напряжения и расслабления, чувства осознания взаимодействия с партнером при работе в парах. Еще примеры игр этой группы: «Походки». Детям предлагается изобразить походки различных людей и животных: пройтись, как глубокий старик, как лев, как котенок, как по горячим углям, как клоун с гирями и т.д. Также этой цели служат этюды: «Пилка дров», «Зеркало и обезьяна», игры: «Только вместе!», «Друг к дружке!», «Щепки на реке»(109,Лютова, Монина,122.), »Что нового» и много других. Упражнения на релаксацию: «Лимончики», «Карандашик - кисточка», «Волшебный сон», «Радуга», «Шишки» и другие.
Вторая группа - игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Например, игра «Иностранец». Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предлагаем ребенку пообщаться с гостем, показать ему свою комнату, свои книги, пригласить пообедать, естественно, не употребляя слов. Также игры: «Через стекло», или, изобразить какой либо этюд: пошел дождь, а ты без зонтика; подай мне книгу с верхней полки шкафа, дай попить и др. Хорошие игры, которые разыгрываются в различных возрастных группах: «Изобрази сказку, фильм, этюд». После таких игр обязательно должна быть рефлексия, т.е. осознанное отражение (анализ) своих действий, мыслей, поступков.
Третья группа - игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Знакомство с выражением эмоций начинаем с игры «Раскрась свои чувства». Ребенку предлагается рисунок схематичного человека - сказочного героя. Сказочный герой может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Ребенку или детям предлагается раскрасить эти чувства:
Радость - желтым цветом;
Счастье - оранжевым;
Удовольствие - зеленым;
Гнев, раздражение - ярко-красным;
Чувство вины - коричневым;
Страх - черным.
В игре «Пиктограммы» дети знакомятся с изображением эмоции: «радость», «ярость», «гнев», «грусть», «злость», «удивление», «печаль».
На каждом занятии обыгрывается упражнение «Игры с внутренней бесконечностью». При выполнении заданий, объединенным под этим названием, участники имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом, дети приобретают опыт переживания различных эмоциональных состояний.
-
Сядьте на стульчик так, как котенок, который греется на солнышке.
-
Все встают и идут по кругу, как гордый лев по пустыне.
-
Сядьте так, как сидит обезьяна, которая впервые увидела себя в зеркале.
-
Встанут и пойдут, как идет кошка, поймавшая мышь.
-
Сядьте на стульчик так, как собака, ждущая своего хозяина.
-
Сядьте так, как сидит Золушка, которую не пустили на бал.
-
Полетайте как бабочка вокруг очень красивого цветка.
-
Зарычите как лев, который увидел добычу.
-
Попрыгайте, как кролик, увидавший цветную капусту.
-
Нахмурьтесь, как злая волшебница.
В этих этюдах можно находить самого похожего, использовать соревновательный момент.
Четвертая группа - упражнения, направленные на развитие внимания к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Кто Я?» ребенок старается дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?» Для описания самого себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое упражнение начинается с местоимения «Я». Это упражнения «Незаконченное предложение»:
1.Я люблю, когда…
2. Я боюсь, когда…
3 Я мечтаю…
4. Когда я злой…
5. Когда меня обижают, я …
6.Когда я чего-то не могу, я…
Упражнение «Рисуем себя». Предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас, в прошлом и будущем. Обсудить детали. Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что ему хотелось бы изменить.
Пятая группа - игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям. Диагностика «Прояви сочувствие». После проведения диагностики разбираем все вопросы и варианты ответов. Например, твой друг потерял любимую вещь, как ты отнесешься к этому, как проявишь свое сочувствие:
1)Не будешь бросать, где попало! Т. е позлорадствуешь? или
2) Она все равно никуда не годилась, станешь утешать его? Или ты по-настоящему посочувствуешь и поможешь делом своему другу?
3) Давай поищем вместе.
«Игры в правила», различные психокоррекционные и психотерапевтические сказки, чтобы можно было оттуда позаимствовать правила: авторские сказки И.В. Стишенок: «Ласточка», «Горошинка», «Коряга», «Пряник» и т. д.
«Правила доброты»:
-
Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
-
Прощать ошибки других;
-
Не жадничать;
-
Не завидовать;
-
Жалеть других, сочувствовать.
«Правила честности»:
-
Сказал - сделай;
-
Ошибся - признайся;
-
Забыл - попроси прощения;
-
Не можешь сказать правду - объясни почему;
-
Не выдавай чужую тайну:
«Правила вежливости»:
-
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
-
Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя, прощайся;
-
Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идешь и когда вернешься;
-
Не капризничай не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Полезно разыграть различные ситуации из реальной жизни, например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты нагрубил учительнице, а теперь хочешь извиниться» и другие.
Совместными усилиями всех педагогов, работающих с детьми, происходит коммуникативно-личностное развитие, формируется общая установка относительно способов регулирования поведения детей,. Она исключает жесткое давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и разрешаемого.
Таким образом, рассмотрены практические приемы и методы, направления работы с детьми социально отклоняющегося поведения. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения учащихся во многом зависит от того, насколько успешно работает система, охватывающая семью, образовательное учреждение, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление социально-отклоняющегося поведения.
Литература:
-
Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. М., 2004г.
-
Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. С-П., 2002г.
-
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995г.
-
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? часть1-4. М.,1998г.
-
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. С - П., 2005г.
-
Стишенок И.В. Сказка в тренинге. С-П., 2006г.