• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья на тему: Особенности использования интерактивных методов в психокоррекционной работе по формированию навыков продуктивного общения подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья на тему: Особенности использования интерактивных методов в психокоррекционной работе по формированию навыков продуктивного общения подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности использования интерактивных методов в психокоррекционной работе по формированию навыков продуктивного общения подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) влияют не только на двигательные функции, но и на все аспекты личности ребенка. Двигательные патологии у детей с ДЦП формируют существенные трудности в ходе становления процесса коммуникации. Специфика заключается прежде всего в сложности нахождения партнера по общению, что вызвано ограничением общения со взрослыми и сверстниками. Как правило, при диагнозе ДЦП наблюдаются проявления застенчивости, обидчивости, неуверенности в себе. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки. Эти качества личности препятствуют установлению конструктивных контактов, мешают самоактуализации и снижают уровень удовлетворенности в общении. Патологии речевой активности у детей с ДЦП выступает дополнительным элементом, затрудняющим осуществление коммуникативных интеракций. Особенно актуальна данная проблема для подросткового возраста. Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка с ДЦП занять определенное, удовлетворяющее его положение среди сверстников часто блокируется чувством неполноценности, заниженной самооценкой, высоким уровнем тревожности в ситуациях общения. Обратной стороной этого явления есть проявления раздражения, гнева, негативизма, вербальной агрессии, демонстративного поведения, жестокости, характерным становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими. Все это создает барьер для дальнейшей успешной адаптации и интеграции детей в социум, в результате чего при любых формах ДЦП важна своевременная психокоррекционная работа, нацеленная не только на снижение уровня агрессии, повышение самооценки, но и на развитие коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков является одной из основных задач психокоррекционной работы с подростками с нарушениями ОДА. Формирование навыков продуктивного взаимодействия учащихся идет пораллельно со снижением уровня тревожности в социальных контактах, формированием умения осознавать собственные эмоции и чувства и причины их возникновения, развития внутреннего самоконтроля и умения контролировать отрицательные эмоциональные импульсы, осознанием личной ответственности за свое поведение, исправлением негативных установок к окружающим, развитием толерантности, формированием адекватной самооценки.

Средствами достижения задач групповой психокоррекции является интерактивные методы: работа в парах, в группах, беседы с элементами дискуссии, ролевое проигрывание ситуаций, подвижные игры, психогимнастика, релаксационные упражнения. Так, в ходе групповой дискуссии участники учатся умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативних навыков. В ролевой игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с психологом, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь. Психогимнастика включает разнообразные упражнения, по формированию комфортной групповой атмосферы, изменения состояния участников группы.

Однако, следует отметить, что использование активных и интерактивных методов работы с подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет свои особенности, которые обязательно нужно учитывать в работе.


Особенности использования интерактивных методов в работе с детьми с нарушениями ОРА


  1. Важным фактором работы является учет индивидуальных особенностей формирования личности при различных формах заболевания и правильное поведение психолога в ответ на неадекватные формы реагирования больного ребенка.

  2. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылке сидящих здесь неуместна. Однако традиционный для тренинга круг не всегда позволяет учащимся с нарушениями ОДА активно участвовать в упражнениях через ограничение двигательных функций. Необходимые варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учеников в каждой группе, такие как стулья по кругу, или полукругом вокруг столов, сдвинутые парты и др

  3. Разница в темпе выполнения задач различными учениками с ДЦП настолько велика, что при спонтанном делении на группы иногда приходится либо прекращать работу, или постоянно помогать «слабой» группе. Поэтому для детей с нарушением ОДА целесообразнее класс разбивать на группы, которые формируются с учетом психофизических возможностей и особенностей дефекта учащихся (в отличие от массовой школы, где группы формируются спонтанно). При этом для разделения на группы используются стандартные упражнения, после чего предлагается поменяться ученикам местами по определенным признакам, выбирая признаки по своему усмотрению. Благодаря этой «хитрости» можно получить желаемые по составу группы и, в тоже время, сохранить игровую атмосферу спонтанности.

  4. Большинство детей проявляют трудности в речевом общении, у них бедный словарный запас, поэтому для стимуляции речевой активности необходимо использование алгоритмов, в которых отражена последовательность умственных и речевых действий.

  5. В отличие от здоровых детей, дети, страдающие ДЦП, быстро устают, при этом нарушается качество внимания, его концентрация и устойчивость. Учитывая это, необходимо: сохранять умеренный темп занятия, регулировать нагрузку, чередовать различные формы деятельности, проводить физпаузы и нервно-психологические разгрузки.

  6. В процессе работы в группах необходима значительная степень организующей и направляющей помощи психолога.

  7. Иногда, в процессе работы группы возникают конфликтные ситуации, которые нельзя рассматривать только с точки зрения негатива. Разбор конфликтных эпизодов помогает класса осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвращения образ. Постепенно в процессе интерактивного общения вырабатываются правила, необходимые для эффективного взаимодействия школьников.

В случае учета особенностей использования активных методов в работе с учащимися с нарушениями ОДА, групповая психокоррекция способствует достижению положительных поведенческих изменений, устранению агрессивных проявлений в отношениях, снижению уровня агрессивности воспитанников, развития коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества, формированию атмосферы доверия, доброжелательности, положительного отношение к окружающим, уменьшению количества конфликтных ситуаций в группе.



© 2010-2022