Рекомендации для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников. В статье представлены упражнения и задания. А так же варианты использования подручных средств в домашней обстановке для развития моторики рук. Выполняя данные упражнения вы будете способствовать быстрому развитию ребенка и способности к письму. При подготовки статьи использовалась психолого-педагоческая литература и собственные идеи. Подходит для работы и педагогу-психологу и школьному логопеду, учителям начальн...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Играем с пальчиками.


«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский


Наверно каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным, находчивым, и приносил только 5 в дневниках. Но что мы для этого делаем? Одни родители покупают ребенку конструкторы, пазлы, всякие развивающие игры. Другие же просто списывают все на природные задатки ребенка - «есть способности - будет вундеркиндом, а нет ну и не надо». И наконец, третья группа родителей (их меньшинство) зная определенные хитрости, занимаются с малышом уже самого маленького возраста.

И сегодня я хочу поделиться с вами теми самыми хитростями, которые помогут вашему ребенку развивать речь и интеллект. А именно научить вас развивать мелкую моторику рук малыша.

Каким образом мелкая моторика рук влияет на развитие ребенка? Самым прямым! На кончиках наших пальцев находиться множество рецепторов и точек, которые отвечают за развитие мозга человека. И когда мы развиваем мелкую моторику рук, тем самым заставляем работать данные точки и активизировать деятельность мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.

Итак приступаем к выполнению упражнений!

Для деток, которым исполнился годик, отличная методика мелкой моторики - это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для малыша (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! Можно, наконец, приготовить еду, которую допустимо есть руками, и пообедать с малышом вместе (рисовые шарики, морковные кружочки и другая еда, нарезанная мелкими кусочками, подойдет для этих целей как нельзя лучше). И помните, мелкая моторика - не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся. Просто дождитесь подходящего момента, когда у него появиться желание.

Для детей от 1 года до 2-х можно использовать более усложненный комплекс упражнений. Здесь применимы игры с мозаикой, сортировку пуговиц по размеру, игры с конструктором. Учите детей рвать бумагу (да-да, этой премудрости тоже надо учить!), опускать предметы в отверстия в горлышке бутылки, пересчитывайте вместе пальчики, приговаривая:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять»

Еще очень полезное и для вас и для ребенка занятие: В одну мисочку насыпьте обыкновенный горох и фасоль, пусть малыш перебирает крупы, сортируя их при этом. Так же можно использовать и по отдельности каждую крупу. Сначала всей горстью перекладывает, затем щепоткой, а потом большим и указательным пальцами обеих рук. Хорошо, если вы еще будете приговаривать или подпевать: раз горох и два горох, раз горох и два горох.

С ребятишками в 2-3 годика играем уже с определенной целью, что уже учит ребенка быть целеустремленным.

Итак, игры «Бусы»: «возьмите примерно 200 граммов макарон с большим отверстием. Можно взять цветные макароны, с разными фигурками. Еще вам понадобится веревочка такой толщины, чтобы макароны легко на нее нанизывались. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на веревочку. Девочка может делать бусы и браслеты для своей куклы, мальчик - для мамы или сестрички. Не забудьте надеть бусы, после того как ребенок их подарит (отказ может сильно обитель ребенка). Можно раскрасить бусы краской. Объясните ребенку, что бусы нужно собирать обеими Руками. Помимо макарон можно использовать крупные бусинки.

С малышами от 3х лет используют уже и пальчиковую гимнастику. Предлагаю вам часть упражнений:

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

  • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) «идет» по столу.

  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

И конечно же не забывает наши потешки доставшиеся нам от наших бабушек. Да, да наши бабушки сами того не осознавая развивали нам моторику рук играя с нами в "Ладушки", "Сорока-белобока", «Домик» и т.д.

«Домик»

- Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)

- Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)

- А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх,

не расцепляя их.)

"Прятки"

- В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

- Закры-ва-ют-ся. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

"Зайчики"

Поставьте все пальцы одной руки на стол. - Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять... (Пересчитайте заек.)

- Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

- Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)

При выполнении многих упражнений все дети могут вначале испытывать затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

С детьми по старше можно уже заниматься с детьми по технике «оригами» (искусство складывания бумаги), делать аппликации, рисовать пальчиками, лепка как из пластилина, так и использовать тесто, глину. Также использовать раскраски, но тут уже следить и учить ребенка не просто черкать, а делать это аккуратно, а также учить обводить контуры. Ну и также не забываем про крупы, использую уже более мелкие; также занимаемся с детками пальчиковой гимнастикой и мастерим бусы.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

11. Занимайтесь с ребенком даже в начальной школе.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни!

Автор: Светлана Шатохина (психолог)

Архангельская СШ


© 2010-2022