• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Научно-методическая разработка. Влияние программы «Думая о будущем» на динамику формирования девиантного поведения у подростков «группы риска»

Научно-методическая разработка. Влияние программы «Думая о будущем» на динамику формирования девиантного поведения у подростков «группы риска»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое образовательное учреждение

«Азаровский детский дом - школа им. Попова В.Т.» г. Калуги



Научно-методическая разработка.


Влияние программы «Думая о будущем»

на динамику формирования девиантного поведения

у подростков «группы риска»



Автор: педагог-психолог Корнева Т.А.

Калуга, 2015

Содержание.

Введение. 4

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования 8

1.1 Виды и формы девиантного поведения 10

Понятие девиантного поведения. 10

Характеристика «трудных» подростков. 16

Основные формы девиантного поведения подростков. 20

1.2. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков………18

Общая характеристика факторов. 20

Социальные факторы, влияющие на девиантное поведение подростков. 22

Личностные факторы, влияющие на девиантное поведение подростков. 23

Глава 2. Проведение исследовательской деятельности 24

2.1. Опыт проведения коррекционной развивающей работы среди подростков, склонных к девиантному поведению 24

Описание коррекционно-развивающей программы «Думая о будущем» 25

Организация коррекционно-развивающей работы в рамках программы «Думая о будущем» 25

Формы и методы работы с подростками 25

2.2. Мониторинг актуального уровня личностных качеств подростков. 27

Изучение предрасположенности к девиантным формам поведения с помощью опросника Р.Кеттела 16F 30

Изучение уровня агрессивных проявлений подростков с помощью опросника Басса-Дарки в течение трех лет 2013-2015г. 33

Выявление уровня тревожности по методике Спилбергера-Ханина 35

Выявление причин тревожности по методике «Незаконченные предложения». 36

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн (модификация Прихожан) 39

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Приложения 45

Приложение 1. Мониторинг уровня агрессивности 2013-2015г 45

Введение.

Ученые всего мира и России, исследующие семью и детско-родительские отношения, характеризуют ситуацию развития семьи как кризисную. Следует признать, что признаки кризиса налицо.

Ежегодно четверть миллиона российских родителей подвергается мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, но, к сожалению, заметного позитивного влияния на судьбу несовершеннолетних это не оказывает. Продолжается массовое злоупотребление родителями - взрослыми членами российского общества - алкоголем, а также наркотическими веществами, что нередко выступает катализатором в актах насилия и жестокости по отношению к детям. Такие родители не в состоянии обеспечить своему ребенку даже минимальное материальное благополучие.

Поэтому государство берет на себя ответственность за воспитание и обучение детей из социально неблагополучных детей.

Дети, в силу недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от невзгод и опасностей является естественной потребностью и обязанностью человека, общества и государства в целом и в частности детского дома.

Актуальность исследования. Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Третью часть российского общества составляют неполные семьи, то есть дети с одним родителем - матерью или отцом. Такая же доля детей рождается вне брака, в том числе у несовершеннолетних матерей. Эти дети лишены многих материальных и духовных благ, семейного тепла и домашнего уюта. Они не получают опыта полноценной семейной жизни и, взрослея, зачастую сами не способны создать свою полноценную семью.

600 тысяч детей в России - сироты. Из них 80% - социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы.

Два миллиона российских детей считаются беспризорными; они не учатся и не работают.

Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что, влечет за собой побеги из семей и, а порой и суициды среди детей и подростков.

На возникновение девиантного поведения подростков влияют следующие факторы:

  1. усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

  1. увеличение количества безнадзорных детей и появление беспризорности как социального явления;

  1. вовлечение детей и подростков во взрослую преступную деятельность, как следствие рост подростковой преступности;

  1. падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности взаимоотношений в семье и школе.

Это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему девиантного поведения трудных подростков весьма актуальной.

Агрессивность, тревожность подростка может способствовать возникновению девиантных форм поведения, таких как бродяжничество, воровство, отказ от продуктивной социально одобряемой деятельности. Согласно социологическим исследованиям, проведенным внутри детского дома 10% воспитанников-подростков склонны к бродяжничеству, 30% подростков, поступающих в детский дом, имеют вредные привычки, у 80% воспитанников стоит диагноз ЗПР они наблюдаются у психиатра. Главным негативным фактором, влияющим на становление девиантного поведения воспитанников, по нашим наблюдениям является неблагополучная родительская семья. Предпосылками, которые способствуют возникновению девиантного поведения также служат нервно-психические заболевания, диагностируемые у воспитанников врачами-психиатрами.

Поэтому, при исследовании причин девиантного поведения воспитанников, передо мной встал вопрос о путях коррекции нарушений, возникающих у подростков, поступающих в детский дом.

Степень изученности проблемы: При изучении существующих теоретических положений и практических исследований по выбранной тематике, большую сложность представляют отрывочность и разрозненность материалов по проблеме отклоняющегося поведения подростков в различных дисциплинах: социологии, медицине, праве, психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узкоспециальный, либо слишком популярный характер. В связи с новизной явления мало материалов по проблемам подростков 13-14 лет с отклоняющимся поведением, возвращенных в детские дома из приемных семей.

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогический коллектив детского дома.

Объект исследования - система работы по предупреждению и коррекции проявлений девиантного поведения у подростков.

Предмет исследования - динамика развития тревожности, агрессивности, самооценки и коммуникативных особенностей подростков «группы риска» как показатель эффективности при проведении коррекционной работы по программе «Думая о будущем»

Гипотеза:

Работа по коррекционно-развивающей программе «Думая о будущем» окажет положительное влияние на снижение девиантных поведенческих проявлений и успешность социализации подростка в детском доме и за его пределами.

Цель работы: изучение влияния коррекционно-развивающей программы на динамику формирования личностных особенностей подростков «группы риска».

Задачи экспериментальной деятельности:

  1. Изучить существующие теоретические материалы и данные исследований по выбранной тематике.

  1. Выявить комплексные характеристики личности, оказывающие влияние на формирование поведенческих проявлений.

  1. Разработать и апробировать программу коррекционно-развивающей работы с подростками, имеющими тенденции к девиантному поведению.

  1. Оценить эффективность работы программы.

Экспериментальная база

В качестве экспериментальной группы выбрано 10 подростков в возрасте 10-12 лет (5 мальчиков и 5 девочек), имеющих стойкие проявления девиантного поведения. В качестве контрольной группы выбрано 8 подростков обучающихся в Азаровском детском доме с первого класса, имеющих эпизодические проявления поведенческих нарушений.

Организация исследовательской деятельности

1. Этап - поисково-теоретический

Задачи:

1. Изучить и проанализировать тематическую литературу.

2. Классифицировать психологические проблемы подростков с девиантным поведением.

3. Определить основные факторы, влияющие на возникновение психологических трудностей у подростков в детском доме.

4. Исследовать основные виды воспитательно-образовательной работы в детском доме и определить их развивающие возможности.

2. Этап - методический

Задачи:

1. Провести первичную диагностику в 2013 году.

2. Провести анализ особенностей развития подростков (11-14 лет), воспитывающихся в детском доме, а именно тревожность, агрессивность, самооценка, особенности развития личности по результатам диагностики.

3. Разработать программу профилактики и коррекции психологических трудностей воспитанников с девиантным поведением «Думая о будущем».


3. Этап - экспериментальный

Задачи:

  1. Внедрить программу «Думая о будущем» в план коррекционной деятельности с подростками в 2015 году.

  1. Провести мониторинг динамики проявлений тревожности, агрессивности, самооценки, коммуникативных, интеллектуальных особенностей, особенностей межличностного взаимодействия с 2013 по 2015г.


рефлексивно - оценочный

Задачи:

1. Провести рефлексивный анализ результатов экспериментальной деятельности.

2. Сформировать заключение и рекомендации по применению программы «Думая о будущем» с целью формирования социальной компетентности педагогов в работе с подростками « группы риска»

Методы исследования

Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы;

  2. Психологическое наблюдение.

  3. Беседа

  4. Метод диагностик:

. Методика Спилберга-Ханина (выявление личностной и ситуативной тревожности);

Опросник для определения уровня тревог

Методика Басса-Дарки

Опросник Кеттела 16F

Методика определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан).

Практическая значимость программы.

По представлениям разработчика, практическая значимость программы заключается в предупреждении и профилактике отклоняющегося поведения подростков в социально-психологическом аспекте в закрытых учебных заведениях.

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

1.1 Виды и формы девиантного поведения

Понятие девиантного поведения.

Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм , либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.

Характеристика «трудных» подростков.

«Трудный» подросток - кто он такой? Активный дезорганизатор и хулиган, лишенный способностей и интереса к учебе, к тому же наделенный беспробудной ленью. Или это способный, но неразвитый подросток, не нашедший себя, здоровый, полноценный ребёнок, но не воспитанный и не обученный. Кто он такой, «трудный»? Откуда он взялся? И как с ним быть? Как с ним вести себя, как работать? Можно ли из него сделать человека или следует срочно освободить от него классный коллектив, школу, чтобы он не мешал работать и не портил других детей. И еще десятки и сотни вопросов, которые ставят эти дети перед воспитателями. Педагоги, психологи, медики давно уже обратили внимание на то, что многие трудные дети неадекватны в своем поведении, реакциях на воздействия окружающей среды (чрезмерно вспыльчивы, грубы, резки, легко возбудимы, либо наоборот - угнетаемы, тормозимы, слезливы и т.д.)

Педагогически трудный ребенок труден не только для педагога, родителей; его трудность - источник и причина постоянных отрицательных переживаний для него самого. Систематические неприятности в школе и «семье» треплют и расшатывают и без того ослабленную нервную систему и неустойчивую психику этих детей.

Основные формы девиантного поведения подростков.

В педагогике, психологии, социологии девиантность определяется как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), несоответствующая в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям. Как пишет Н. Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Эти ожидания могут быть неясными, спорными, меняющиеся со временем. Кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Н. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

  1. человека, которому свойственно некоторое поведение;

  1. норму или ожидание, являющееся критерием для оценки поведения как девиантного;

  1. группу или организацию, реагирующую на данное поведение

При выделении типов девиантного поведения Т. Шибутани выделяет три типа: конформное поведение (приспособление к требованиям), импульсивное поведение (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), компульсивное (принудительное) поведение.

1.2. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков.

Общая характеристика факторов.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его адаптацию. То есть те факторы, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской.

К ним относятся:

  1. генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения телесные пороки, повреждения нервной системы;

  1. психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуации, химического состава окружающей среды;

  1. физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.

Эгоистическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей приводящие к отклонениям в социализации ребенка, стойкой школьной неуспеваемости ребенка.

Глава 2. Проведение исследовательской деятельности

Исследование эффективности программы «Думая о будущем».

2.1. Опыт проведения коррекционно-развивающей работы среди подростков, склонных к девиантному поведению

Описание коррекционно-развивающей программы «Думая о будущем»

Для детей, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью, очень важна работа, направленная на развитие конструктивного отношения к дальнейшей жизни.

С целью решения задач профилактики и коррекции проявлений девиантного поведения у подростков - воспитанников Азаровского детского дома я разработала программу коррекционно-развивающей работы «Думая о будущем». Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками с девиантным поведением, испытывающими тревожность в обучении и общении, страх по отношению прошлому и будущему. Данная программа не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности подростка в целом. Программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и воспитателей.

В структурную основу программы заложены следующие принципы:

1.комплексный подход, учитывающий профилактический аспект терапии. (Прихожан А. М.)

2.учет особенностей детско/подростковых групп, где основной формой занятий является игровая психокоррекция (Варга А. Я.)

3.использование метода логотерапии и релаксации в коррекции состояния тревожности и формировании позитивной Я-концепции.

Цель программы: создание условий для целенаправленного психологического воздействия на подростков, воспитывающихся в детском доме, с целью профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения.

Сфера и условия реализации программы «Думая о будущем»

Программа применима в условиях любого образовательного учреждения, обучающего подростков в возрасте 10 - 17 лет.

Для реализации программы требуется: комната психологической разгрузки, темная сенсорная комната, кабинет для индивидуальных занятий.

Организация коррекционно-развивающей работы в рамках программы «Думая о будущем»

Программа рассчитана на 24 занятия. Проводится по 2 занятия в неделю, длительностью 40 - 60 минут каждое. Форма проведения групповая. Возраст участников 10-14 лет.

Список использованной литературы


  1. Акопян К.З. Самоубийство: проблема мотивации.// Психологический журнал. - 1996. - № 3 С. 34-39

  1. Алексеева С.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М., 1999.- С. 140 - 152

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М. Знание, 1979. - 42 с.

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УРГУ, 2001. - 150 с.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1998. - 416 с.

  1. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М.: Наука, 1990. - С. 19 - 21

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России //Социальные исследования. 2003. №9(253) С.61-73

  1. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия //Социальные исследования. 2002. №8(220) С.97-106

  1. Баталова И. «Тётенька, дай десять рублей» // Областной телеграфист. - №16 (016). - 2003. - С. 2

  1. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М. Знание, 1999. - С. 94

  1. Богословский В.В. Психология воспитания школьников. - Л.: ЛГУ, 1984. - 164 с.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1988. - 211 с.

  1. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей-суицидентов. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 2. С. 16 - 19

  1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. Пособие /Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.- (Коррекционная педагогика).

  1. Воспитательная работа в классе /Под ред. Гришина Д.М., Колдунова Я.И. - Калуга: КГПИ, 1984. -302 с.

  1. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников к младшим подросткам // Психология межличностного познания. - М.: Педагогика, 1981. - С. 122 - 138

  1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 .с.

  1. Карпугина Ю.Г., Торбин Ю.Г. Проституция: закон и реальность. // Социс. - 1992. - № 5.С.27

  1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 2000.-213С.

  1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 255с.

  1. Краснова И.Ю. «Дозволено всё» // Калужская неделя. - №51 (102). - 2003. - С. 21

  1. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией. // Вопросы психологии. - 1996. - № 4.С.18-19

  1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - 3-е изд. - Л.: Госиздат, 1924. - 290с.

  1. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256с.

  1. Лыткина О.А. Психолого-педагогические условия социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. - Калуга,2001

  1. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению. // Психологический журнал. - 1996. - № 3.С.15-17

  1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Московского университета, 1992.-301с.

  1. Милова А. «ЛРП - запрет на маму» // Знамя в семье. - №4. - 2004. - С. 12

  1. Милова А. «Кто на ночь сказку прочитал» // Знамя в семье. - №4. - 2004. - С. 14

  1. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих педагогов).- Изд. Ростовского гос. Пед. Университета, 1997.-295 с.

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. ВУЗов /Под ред. Сластенина.- М.: Изд. Академия, 1999.- 184 с.

  1. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. Для студ. ВУЗов.- 2-е изд. Перер и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 416 с.

  1. Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. - Л., 1994. - С. 13 - 19

  1. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания - (Понятия. Вопросы квалификации. Рекомендации) - М., 1991.-116 с.

  1. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред П. Д. Павленок. - 2-е., изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2003 - 395с. - (Серия «Высшее образование»)

  1. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика. 2000. №1.С.47-52

  1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990.-160 с.: ил.

  1. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.-245 с.



Приложение 2. Мониторинг уровня тревожности по методике Спилбергера-Ханина в 2013-2015 г.

Таблица 3.

Динамика изменений показателей тревожности экспериментальной группы


Личностная тревожность

Ситуативная тревожность


высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2013

70

20

10

50

40

10

2014

50

20

30

40

40

20

2015

40

30

30

30

30

40

динамика

- 30

+ 10

+ 20

- 20

- 10

+ 30



15



© 2010-2022