Влияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников

Проблема школьной адаптации ребенка младшего школьного возраста сегодня очень значима и актуальна. Период школьной адаптации очень сложен и ответственен как для первоклассников, их родителей, так и для педагогов. Поэтому главная задача педагога – создание благополучной атмосферы для обучения, направление учебной деятельности детей, построение воспитательной работы с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей в период адаптации. Период адаптации первоклассников на...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Влияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников

Шишкина Анна Викторовна

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Влияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассников

Влияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассниковВлияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассниковВлияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассниковВлияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассниковВлияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассниковВлияние развития творческих способностей учащихся на успешное прохождение адаптационного периода первоклассниковПроблема школьной адаптации ребенка младшего школьного возраста сегодня очень значима и актуальна. Период школьной адаптации очень сложен и ответственен как для первоклассников, их родителей, так и для педагогов.

Поэтому главная задача педагога - создание благополучной атмосферы для обучения, направление учебной деятельности детей, построение воспитательной работы с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей в период адаптации.

Период адаптации первоклассников начинается с 1 сентября, поэтому очень важно создать атмосферу дружелюбия с первого дня. Это возможно с помощью мероприятий, которые помогают детям легко войти в коллектив и осознать жизненную позицию «ученика».

Психологическая работа на этапе адаптации осуществляется средствами формирования и развития определенных психологических процессов и навыков в ходе специально организованной деятельности.

Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде уже сформирована - создание социально - психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

  2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  3. Формирование устойчивой мотивации и на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Очевидно, что эти задачи рассматриваются в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов.

Прежде всего, была определена групповая форма организации развивающей работы. Цикл включает в себя 16 занятий: 8занятий по сказкотерапии и 8 - по арт - терапии. Частота занятий - 2 занятия в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия - 35 - 40мин. В зависимости от состояния детей и сложности заданий.

Основное содержание групповых занятий составляют игры, психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного волевого поведения школьников. Вместе с тем использовались психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержания благоприятного внутригруппового климата, сплочения и организационное сплочение детского общества.

Структура занятий включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошедшего занятия.

Предлагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у первоклассников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.

Программа, предлагаемая выше, рассматривалась для детей с задержкой психического развития, у которых адаптация осложняется в силу физиологических отклонений.

Результаты, полученные нами, позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. Создание конкретной программы психологической поддержки первоклассников - одно из главных направлений в педагогике и психологии.

В период адаптации первоклассников нами проводился эксперимент, в котором подтвердилась выдвинутая гипотеза о взаимосвязи развития творческих способностей детей с ЗПР посредством методов сказкотерапии и арт - терапии и повышением адаптивности к учебной деятельности.

Нам удалось установить, что дети, попадая в новую социальную среду в значительно большей степени подвержены эмоциональным нарушениям. У них достоверно выше уровень агрессивности и тревожности. Первоклассники также достоверно чаще испытывают проблемы в сфере межличностного общения, у них значительно выше показатели уровня социально ролевого конфликта. В соответствии с теоретическими данными такие нарушения в эмоциональной сфере говорят о проблемах в становлении мотивационной и произвольной сферах, затруднениях процесса социализации и личностном недоразвитии.

Вместе с тем, мы можем констатировать большую пользу уже проделанной работы. Таким образом, в практическом плане были предложены две коррекционные программы, использование которых дало положительные результаты. Так же проведенный сравнительный анализ показал, что повышение адаптивности первоклассников путем повышения творческих способностей гармонично развивает воображение, креативность и оригинальность деятельности.

В тренинговой работе первоклассники легче и быстрее преодолевают трудности адаптационного периода, у них успешнее и быстрее формируются новые навыки.

Центральной задачей нашей программы было обеспечение адекватного ролевого развития детей. Умение принять новую роль ученика, вступить в новую ситуацию без изменения своим привычкам - это обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью. Этой цели мы добились благодаря сказкотерапии и арт - терапии, которые наиболее доступны и понятны для младшего школьного возраста. Также важное место определяется и коммуникативным навыкам, которые развивались в процессе общения в группе. Результаты прохождения эксперимента показали улучшение воображения, креативности и развития новых интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционно - развивающая работа позволяет существенно повысить уровень психологической адаптации детей с задержкой психического развития на этапе поступления в школу. В процессе тренинговой работы у младших школьников отмечались положительный настрой к обучению, желание общаться со сверстниками и взрослыми, успешная организация досуга вне школы.

На наш взгляд, достоинством предложенной коррекционной программы является ее универсальность, следовательно, и возможность использования в школьной психологической службе.

Мы работаем с ребенком, при этом за счет формирования новых личностных качеств, навыков, адаптивных поведенческих реакций улучшаем его отношение со сверстниками и взрослыми, организуем микроклимат в учебной группе и снижаем уровень трудностей, связанных с необходимым уровнем психологической готовности к школе.


© 2010-2022