Конспект урока по психологии в 8 б классе Мир профессий

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по психологии в 8 б классе.

Тема: Мир профессий.

Технология системно - деятельностного метода.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: Помочь учащимся выработать способы деятельности, позволяющие максимально реализовать себя в различных сферах трудовой, общекультурной, социально-профессиональной деятельности.

Задачи:

изучить классификацию профессий по Е.А. Климову;

познакомить обучающихся с основными критериями анализа профессий;

повысить уровень психологической компетентности в вопросах выбора профессии и навыков делового общения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.

Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов изучения профессий (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

Формирование УУД.

Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

Коммуникативные УД: работать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока и задачи для себя с помощью учителя, планировать работу в группе.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 минуты).

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 минуты).

  3. Выявление места и причины затруднения (2 минуты).

  4. Построение проекта выхода из затруднения (2 минут).

  5. Реализация построенного проекта (15 минуты).

  6. Первичное закрепление во внешней речи (12 минут).

Физминутка (2 минуты).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут).

  2. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты).



Ход урока:


Мотивация к учебной деятельности.

Учитель напоминает учащимся, опираясь на темы предыдущих уроков, что очень скоро они должны определиться с выбором профессий, чтобы выстроить собственный, комфортный и удобный образовательный маршрут.


Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока и выполнить упражнение «Назови профессию, специальность, должность».

На доске написаны слова:
инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Ученики должны найти слова, обозначающие профессии, специальность, должность.

Выявление места и причины затруднения.

Учитель: в мире 20 тысяч профессии, скажите на какие группы, подгруппы, типы можно их разбить?

Для того чтобы уметь разобраться в огромном количестве существующих профессий, существует множество классификаций. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

Мы разберем классификацию по предметам труда или типам профессий. Академик Климов, выделяет пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда - «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ».

Построение проекта выхода из затруднения.

Участники разбиваются на 5 м групп, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы коллажа, поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.

Функции таймера: следить за временем.

Каждая группа получает материал по определенной сфере труда (Приложение 1 -5) и задание изучить материал и в творческой форме, в виде коллажа выразить его.

Реализация построенного проекта. На работу группам дается 17 минут.

Первичное закрепление во внешней речи. По истечению времени группа представляет свой коллаж и рассказывает о сфере труда, приводит свои примеры.

Физминутка с использованием упражнения «Узнай профессию без слов».

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ученикам предлагается записать в тетрадь привлекательные профессии каждого типа и поделиться этим со своей группой.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Учитель предлагает выразить свое отношение к происходящему, если учащиеся положительно оценивают урок, свою деятельность на нем, психологический комфорт, то вы воспользуетесь оранжевой ленточкой в рефлексивном плакате, если нет - голубой.
































Приложение 1

Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:

По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".

К типу «человек - природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеринар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление;

  • хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;

  • способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

  • терпение, настойчивость;

  • готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).





Приложение 2

Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:

По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".

Тип «человек - техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.

Психологические:

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

  • хорошая координация движений;

  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;

  • умение переключать и концентрировать внимание;

  • наблюдательность.

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

















Приложение 3

Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:

По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".

К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.

Психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

  • устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;

  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;

  • способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;

  • развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;

  • аккуратность, пунктуальность, собранность.

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений)



Приложение 4

Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:

По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".

Тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, переводчик, бухгалтер.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • хорошая оперативная и механическая память;

  • способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

  • хорошие переключаемость и распределение внимания

  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

  • усидчивость и терпение.

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).




Приложение 5

Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:

По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ";

К типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу, например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • художественные способности, развитые эстетические чувства;

  • развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;

  • наглядно-образное мышление, творческое воображение;

  • знание законов эмоционального воздействия на людей;

  • нестандартное мышление;

  • креативность

Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);

  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);

  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).




Список литературы:

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. - 128с.: ил.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2000. - 80с.: ил.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48с. - (Психодиагностика)

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2000

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», 1996

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000

Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. - М.: «Просвещение», 2000

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта+, 2003


© 2010-2022