- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект урока по психологии в 8 б классе Мир профессий
Конспект урока по психологии в 8 б классе Мир профессий
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Т.А. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по психологии в 8 б классе.
Тема: Мир профессий.
Технология системно - деятельностного метода.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель: Помочь учащимся выработать способы деятельности, позволяющие максимально реализовать себя в различных сферах трудовой, общекультурной, социально-профессиональной деятельности.
Задачи:
изучить классификацию профессий по Е.А. Климову;
познакомить обучающихся с основными критериями анализа профессий;
повысить уровень психологической компетентности в вопросах выбора профессии и навыков делового общения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.
Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
1. Освоение доступных способов изучения профессий (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников.
Формирование УУД.
Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
Коммуникативные УД: работать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: учиться ставить цель урока и задачи для себя с помощью учителя, планировать работу в группе.
Структура урока:
-
Мотивация к учебной деятельности (1 минуты).
-
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 минуты).
-
Выявление места и причины затруднения (2 минуты).
-
Построение проекта выхода из затруднения (2 минут).
-
Реализация построенного проекта (15 минуты).
-
Первичное закрепление во внешней речи (12 минут).
Физминутка (2 минуты).
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут).
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты).
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель напоминает учащимся, опираясь на темы предыдущих уроков, что очень скоро они должны определиться с выбором профессий, чтобы выстроить собственный, комфортный и удобный образовательный маршрут.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока и выполнить упражнение «Назови профессию, специальность, должность».
На доске написаны слова:
инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.
Ученики должны найти слова, обозначающие профессии, специальность, должность.
Выявление места и причины затруднения.
Учитель: в мире 20 тысяч профессии, скажите на какие группы, подгруппы, типы можно их разбить?
Для того чтобы уметь разобраться в огромном количестве существующих профессий, существует множество классификаций. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.
Мы разберем классификацию по предметам труда или типам профессий. Академик Климов, выделяет пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда - «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ».
Построение проекта выхода из затруднения.
Участники разбиваются на 5 м групп, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы коллажа, поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем.
Каждая группа получает материал по определенной сфере труда (Приложение 1 -5) и задание изучить материал и в творческой форме, в виде коллажа выразить его.
Реализация построенного проекта. На работу группам дается 17 минут.
Первичное закрепление во внешней речи. По истечению времени группа представляет свой коллаж и рассказывает о сфере труда, приводит свои примеры.
Физминутка с использованием упражнения «Узнай профессию без слов».
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ученикам предлагается записать в тетрадь привлекательные профессии каждого типа и поделиться этим со своей группой.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель:
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.
Учитель предлагает выразить свое отношение к происходящему, если учащиеся положительно оценивают урок, свою деятельность на нем, психологический комфорт, то вы воспользуетесь оранжевой ленточкой в рефлексивном плакате, если нет - голубой.
Приложение 1
Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:
По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".
К типу «человек - природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеринар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
-
развитое воображение, наглядно-образное мышление;
-
хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
-
способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
-
терпение, настойчивость;
-
готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
-
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
-
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
-
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Приложение 2
Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:
По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".
Тип «человек - техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.
Психологические:
-
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
-
хорошая координация движений;
-
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
-
умение переключать и концентрировать внимание;
-
наблюдательность.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
-
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
-
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
-
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Приложение 3
Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:
По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".
К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.
Психологические требования профессии этого типа к человеку:
-
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-
устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
-
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;
-
способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;
-
развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;
-
аккуратность, пунктуальность, собранность.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
-
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
-
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
-
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений)
Приложение 4
Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:
По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ".
Тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, переводчик, бухгалтер.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
-
хорошая оперативная и механическая память;
-
способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
-
хорошие переключаемость и распределение внимания
-
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
-
усидчивость и терпение.
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
-
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
-
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
-
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Приложение 5
Классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:
По предмету труда выделяют пять типов профессий: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек - Знаковая система", "Человек - Художественный образ";
К типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу, например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
-
художественные способности, развитые эстетические чувства;
-
развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
-
наглядно-образное мышление, творческое воображение;
-
знание законов эмоционального воздействия на людей;
-
нестандартное мышление;
-
креативность
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
-
исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
-
творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
-
руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Список литературы:
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. - 128с.: ил.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2000. - 80с.: ил.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48с. - (Психодиагностика)
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2000
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», 1996
Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000
Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. - М.: «Просвещение», 2000
Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003
Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта+, 2003