Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувству детей младшего дошкольного возраста

Тема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста была всегда актуальной. Достаточно вспомнить слова Б.М. Неменского: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».   Слова автора говорят о том, что образо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колмакова Марина Григорьевна

Воспитатель

МБДОУ № 101 г. Тула

Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувству детей младшего дошкольного возраста

Тема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста была всегда актуальной. Достаточно вспомнить слова Б.М. Неменского: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» [3, с.24].

Слова автора говорят о том, что образовательное учреждение решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве, ведь рисование - важнейшее средство формирования личности ребенка, оно дарит детям радость познания творчества, и, испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил [2, с.13].

Формировать личность и эстетическую культуру личности особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем дошкольном возрасте, - именно это отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры. Среди них: Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Б.Т.Лихачёв, Д.Ж.Овчинникова, М.Монтесори, Л.П.Печко, Р.Т.Шатский.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, в художественных трудах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Рассматриваемая проблема формирования эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Цель исследования - выявление особенностей формирования эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной деятельности.

Объект исследования - эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста в художественной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, процесс эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если процесс будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей художественному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как: эстетическое осознание прекрасного; художественный вкус; умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Для проверки данной гипотезы требуется:

1. Провести анализ психолого - педагогической литературы по проблеме;

2. Подобрать диагностический инструментарий по данной теме и выявить особенности формирования эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста с использованием художественной деятельности;

3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи в формировании эстетических чувств и художественной деятельности;

4. Проанализировать полученные результаты и провести работу по эстетическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами художественно-изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач применялась совокупность следующих методов:

1. Теоретические методы;

2. Эмпирические методы;

3. Методы обработки данных.

В ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:

1. Анкетирование по методике оценки уровня развития эстетических чувств Е.А.Симоновой;

2. Методика «Нелепицы».

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ №101 г. Тула. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста. Возрастной состав испытуемых 3-4 года. Общее количество испытуемых 24 человек, из них 14 девочек и 10 мальчиков.

В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия: одинаковая наполняемость группы (24 человека); были разработаны единые критерии оценивания; фиксирование результатов эксперимента.

В результате проведения эксперимента, общий уровень художественно-эстетического развития детей в результате проведения уроков по рисованию можно описать следующим образом:

1. Начало эксперимента (констатирующий этап): высокий уровень - 23%; средний уровень - 42%; низкий уровень - 35%.

2. После проведения формирующего этапа (контрольный этап): высокий уровень - 38%; средний уровень - 44%; низкий уровень - 18%.

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.

Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания [1, с.24]. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к жизни.

Список литературы:

1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С.57-67.

2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 2014. -128с.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. - М.: Искусство, 2013. - 246с.



© 2010-2022