Календарно-тематическое планирование курса Военная психология

Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетской школе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается  эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность,  определиться в выборе будущей профессии, найти  свое место в жизни и мире. Курс «Военная ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Переход страны к рыночной экономике, породивший социальные явления (безработицу, социальную незащищенность значительной части населения, расслоение народа на богатых и бедных и др.) породил у многих людей социальную и политическую апатию, неверие в будущее страны. Социологические опросы свидетельствуют о произошедших негативных изменениях в иерархии ценностей у значительной части современных подростков и молодежи. Последние места в рейтинге занимают долг перед обществом, защита отечества и другие социально значимые ценности. Материальное, утилитарное в предпочтениях молодежи начинает превалировать над духовным, высшим. Такая ситуация угрожает безопасности страны. Поэтому при моделировании учебно-воспитательной системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.

Существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов в областях военной, науки, искусства. Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М., Лесков Н.С., главнокомандующий Кутузов М.И., композитор Римский-Корсаков Н.А. Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей.

В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, особенно из числа малоимущих и обездоленных, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

Пройдя обучение в кадетском классе, многие юноши уже четко могут решить для себя, посвятить ли свою профессиональную жизнь армии или нет.

Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетской школе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни и мире.

Двадцатый век актуализировал проблему изучения закономерностей внутреннего мира человека, его психики. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии давно существует такая отрасль как военная психология.

Интенсивное развитие военной психологии напря­мую связано с военной активностью различных го­сударств в двадцатом веке, обернувшейся двумя ми­ровыми войнами, множеством локальных войн и конфликтов. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоро­вье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подго­товки войск в мирное время - вот лишь небольшая часть тех вопросов, которые решает военная психо­логия.



Курс «Военная психология» позволит:

  • пополнить и расширить знания в области военной психологии,

  • изучить дисциплины психолого-педагогичес­кого цикла,

  • познакомить со спецификой работы военного психолога.

Курс «Военная психология» охватывает следующие пять групп военно-психологических проблем:

  • психология воин­ской деятельности и морально-психологическое обеспечение воинской деятельности;

  • психология во­инского коллектива и взаимоотношений военнослу­жащих,

  • особенности переживания ими стрессовых и кризисных состояний;

  • психология современного боя и боевые психические травмы;

  • методы и приемы пси­хологической войны,

  • развитие морально-психологических качеств, общей культуры личности, готовности к служению Отечеству на военном поприще.

Цели и задачи

Для курса «Военная психология» были выработаны следующие цели и задачи:

  1. Познакомить кадет с психологией воинской деятельности.

  2. Создать условия для познания себя как личности и своего характера. Помочь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей и профессиональной направленности.

  3. Обеспечить психологическую готовность к служению в профессиональной армии на благо своей Родины и защите Отечества.

  4. Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей Родины, интереса к истории и роли гражданина-патриота в этой истории.

Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, стресс, психопрофилактика и т.д.), семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа личности человека и ситуации, диагностики личностных свойств и качеств, а также тренинговых занятий.

Требования к уровню усвоения содержанию курса

При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ из художественной литературы и фильмов, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях. По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своей личности,обосновать свой профессиональный выбор.

Знания, умения и навыки

По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:

  1. Общекультурная компетентность - предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, умение владеть собой в стрессовых и кризисных ситуациях, умение сознательно делать выбор в пользу своей Родины России.

  2. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с методами психической саморегуляции, психологической профилактики и реабилитации.

Базовые категории курса

В процессе обучения по программе курса «Военная психология», кадеты усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, характер, характерологический тип, направленность личности, эмоции, чувства, стресс, адаптация, конфликт, коллектив, социально-психологическая профилактика, психогигиена, стрессовые и кризисные состояния, психологические последствия, реабилитация.

Учащиеся должны овладеть:

  • способами сбора информации,

  • методами экспертных оценок и изучения деятельности,

  • умение создать психологический портрет личности,

  • раскрыть его внутренний мир,

  • способами психической саморегуляции,

  • умение дать психологическую характеристику взаимоотношений в коллективе,

  • умение разрешать конфликты,

  • быть морально-психологически стойким в любых ситуациях.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное. Введение в военную психологию.

1

1


2.

Психические процессы и состояния в условиях воинской деятельности.




2.1

Ощущение, восприятие, внимание и их развитие у воинов.

2

1

1

2.2

Представления, память, воображение и их развитие у воинов.

2

1

1

2.3

Мышление и их развитие у воинов.

2

1

1

2.4

Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности.

2

1

1

2.5

Воля и эмоционально-волевая устойчивость.

2

1

1

2.6

Психические состояния военнослужащих.

2

1

1

3

Структура, функции и средства общения воинского коллектива.




3.1

Общение. Структура и средства общения.

2

1

1

3.2

Невербальные средства общения.

2

1

1

3.3

Речевые средства общения.

2

1

1

3.4

Позиции в общении.

2

1

1

3.5

Стили общения. Манипулирование.

2

1

1


Контрольный срез

1



4.

Условия и технологии эффективной коммуникации воинов.




4.1

Механизмы межличностного восприятия.

2

1

1

4.2

Психологические защиты.

2

1

1

4.3

Барьеры в общении.

2

1

1

4.4

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

2

1

1

4.5

Активное и пассивное слушание.

2

1

1

4.6

Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

2

1

1

5.

Конструктивное преодоление конфликтов в воинском коллективе.




5.1

Конфликт. Стили разрешения конфликтов.

2

1

1

5.2

Управление конфликтом.

2

1

1

6.

Психология малых групп и воинских коллективов.




6.1

Коллектив и личность.

2

1

1

6.2

Лидерство.

2

1

1

6.3

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм.

2

1

1

6.4

Развитие навыков уверенного отказа.

2

1

1

6.5

Управленческие решения.

2

1

1

7.

Полемическое мастерство.




7.1

Спор. Его цели и стратегии.

2

1

1

7.2

Типы и особенности участников спора.

2

1

1

7.3

Принципы и правила ведения спора.

2

1

1

8.

Саморазвитие личности воина.




8.1

Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

2

1

1

8.2

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

2

1

1

8.3

Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.

2

1

1

9.

Работаем над проектом.

2


2


ИТОГО

64

31

33


Содержание курса


Тема

Базовые понятия

1.

Тема 1. Вводное занятие (1 час). Знакомство с курсом «Военная психология». Введение в предмет психологии.

Упражнения: «Оригинальное знакомство», «Представление».

Психология.

Военная психология.

Психика.

Сознание.

2.

Тема 2. Ощущение, восприятие, внимание и их развитие у воинов (2 часа).

Общие закономерности ощущений, восприятия. Виды восприятия, внимания.

Корректурная проба. Упражнения: «Муха», «Считалка».

Ощущение.

Восприятие.

Внимание.

3.

Тема 3. Представления, память, воображение и их развитие у воинов (2 часа).

Природа и роль представлений. Развитие представлений в процессе боевой подготовки. Процессы и виды памяти. Пути развития воображения у воинов.

Упражнения: «Ассоциации», «Словесная эстафета», «Машина времени».

Представления.

Память.

Воображение.

4.

Тема 4. Мышление и их развитие у воинов (2 часа).

Сущность мышления. Виды мышления. Особенности мышления воинов. Творческое мышление воина и пути его развития.

Упражнения: «Ситуация», «Признаки», «Составь предложение».

Мышление.

Абстрагирование.

Конкретизация.

Классификация.

Систематизация.

Умозаключения.

5.

Тема 5. Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности (2 часа)

Классификация эмоций и чувств. Пути воспитания чувств у воинов.

Игры: «Синхронизация», «Шеренга», «Мина».

Эмоции.

Чувства.

Настроение.

Аффекты.

Увлечения.

6.

Тема 6. Воля и эмоционально-волевая устойчивость (2 часа)

Функции воли в психической деятельности личности. Классификация и характеристика волевых действий. Условия и пути формирования у военнослужащих волевых качеств.

Упражнение: «Скульптор»

Воля.

Целеустремленность.

Решительность.

Выдержка и самообладание.

Смелость и храбрость.

7.

Тема 7. Психические состояния военнослужащих (2 часа).

Определение психических состояний, их классификация.

Упражнения: «Описание-интерпретация», «Узнай по рукам».

Психические состояния.

Целостность.

Подвижность и относительная устойчивость.

8.

Тема 8. Общение. Структура и средства общения воинского коллектива (2 часа).

Общение. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык.

Тест КОС.

Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся».

Упражнение «Проблемы общения у всех».

Общение.

Коммуникация.

Перцепция.

Мимика.

Команда.

Успех.

Этикет.

9.

Тема 9. Невербальные средства общения (2 часов).

Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство.

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?»

Анализ ситуаций.

Упражнения «Продемонстрируй состояние», «передай чувство», «Монета».

Невербальная коммуникация.

Межличностное общение.

Коммуникативные навыки.


10.

Тема 10. Речевые средства общения (2 часа).

Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.

Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие».

Интонация.


11.

Тема 11. Позиции в общении (2 часа).

Различные состояния «Я». Эго-состояние «Родитель». Эго-состояние «Взрослый». Эго-состояние «Ребенок».

Схема Томаса А. Харриса.

Тест «Три Я».

Анализ ситуаций.

Ролевые игры на эго-состояния.

Эго-состояние.

Депрессия.


12.

Тема 12. Стили общения (2 часа).

Виды общения. Этикет.

Упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь».

Этикет.

Манипуляция.

Духовное общение.

Деловое общение.

Примитивное общение.

Формально-деловое общение.

Светское общение.

13.

Тема 13. Манипулирование (2 часа).

Манипулирование. Причины манипулирования. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте.

Тест «Манипулятор».

Игра «Сценаристы».

Обсуждение. Дисскусия.

Манипуляция.

Открытое общение.


14.

Тема 14. Механизмы межличностного восприятия (2 часа).

Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибка превосходства. Ошибки привлекательности. Каузальная атрибуция. Установка.

Игра «Портрет».

«Эффект ореола».

Каузальная атрибуция.

Установка.

15.

Тема 15. Психологические защиты (2 часа).

«Психологические защиты». Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия. Сублимация.

Игровой тренинг «мудрец».

Вытеснение.

Проекция.

Замещение.

Рационализация.

Регрессия.

Сублимация.


16.

Тема 16. Барьеры в общении (2 часа).

Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипизация. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.

Игра «Проекция».

Игра «Волшебная лавка».

Стереотипизация.

Барьер.


17.

Тема 17. Конструктивное общение. Контроль эмоций (2 часа).

Собатажники общения. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств.

Упражнения: «Безоценочное общение», «Я - высказывание».

Ролевая игра «Нейтрализация негативных эмоций».

Негативные эмоции.

«Я - высказывания».

Конструктивное общение.

Трансактный анализ общения.

18.

Тема 18. Активное и пассивное слушание (2 часа).

Процесс слушания. Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.

Тест «Умеете ли вы слушать?».

Упражнение «Отражение чувств», «Как привлечь собеседника к разговору на интересующую тему?».

Анализ ситуаций.

Активное и пассивное слушание.

Эмпатия.

Рефлексия.


19.

Тема 19. Приемы расположения к себе. Самопрезентация (2 часа).

Знаки внимания. Комплменты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация».

Комплимент.

Самопрезентация.

20.

Тема 20. Конфликт. Стили разрешения конфликтов (4 часа).

Что такое конфликт? Основные стили разрешения конфликтов (стили: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса).

Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов».

Анализ ситуаций.

Конфликт.

Конкуренция.

Компромисс.

Сотрудничество.

Приспособление.


21.

Тема 21. Управление конфликтом (2 часа).

Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций.

Упражнение «Разногласие».

Игра «Трехглавый змей».

Творческая работа «Моя робинзонада».

Власть.


22.

Тема 22. Воинский коллектив и личность (4 часа).

Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.

Игры: «Аукцион», «Лестница», «Дорога в горы».

Социализация.

Коллектив.

23.

Тема 23. Лидерство (2 часа).

Кто может стать лидером? Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.

Упражнение «Предвыборная программа».

Рисование лидера.

Творческая работа «Кто такие лидеры?»

Лидерство.

Модель лидерства.

Управление. Роль.

Успех.

Делегирование полномочий.


24.

Тема 24. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм (2 часа).

Групповые нормы. Конформизм. Эксперимент С. Аша.

Конформизм.

Эксперимент.

Взаимодействие.


25.

Тема 25. Развитие навыков уверенного отказа (2 часа).

Почему не всегда удается сказать «нет»? Право на отказ. Приемы противостояния давлению.

Упражнение «Умение сказать нет», «Не от своего лица».

Игра «Молекулы».

Упражнения «Стулья», «Сходства».

Личностные качества.

Этика.

26.

Тема 26. Деловая беседа (2 часов).

Деловое общение. Функции деловой беседы. Фазы беседы. Подготовительная и контактная фазы. Начало беседы. Фазы ориентации. Фаза оргументации. Тактические и методические приемы аргументации. Принятие решения и завершение деловой беседы. Фаза анализа. Конструктивная практика. Как воспринимать критику.

Ролевая игра «Прием на работу».

Упражнение «Критика литературного героя», «Подарки».

Деловое общение.

Аргументация.

Критика.

Конструктивная критика.

27.

Тема 27. Спор, его цели и стратегии (2 часа).

Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии - спора.

Упражнения «Перевоплощение», «Две стороны медали».

Игры «Крокодил», «Апельсин».

Спор.

Полемика.

Агрессор.

Дискуссия.

28.

Тема 28. Типы и особенности участников спора (2 часа).

Типы участников спора.

Игра «Место в маршрутке», «Телеграф».

Упражнение «Свободный микрофон».

Альтруист.

Дипломат.

Инициатор.

Скептик.

Эгоист.

Подстрекатель.

Демагог.

29.

Тема 29. Принципы и правила ведения спора (2 часа).

Принципы и правила ведения спора.

Упражнения «Поиск», «Доверительное падение», «Монстр».

Игра «Снежный ком».

Альтернатива.

Фиаско.

30.

Тема 30. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов (2 часов).

Определение последовательности достижения цели.

Тест «Оцените свою жизненную ситуацию».

Упражнения «Идеальная модель», «Три года», «Разработка жизненного личного плана».

Жизненный план.

Планирование.

31.

Тема 31. Самовоспитание и достижение жизненных целей (2 часа).

Творческая работа «Составление путеводителя жизни».

Тест «Я - концепция», «Самооценка».

Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи)

Задача «Цепь».

Воспитание.

Самовоспитание.

Направленность личности.

Самооценка.

32.

Тема 32. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения (2 часов).

Сильные стороны личности.

Положительная самооценка. Агрессия. Виды агрессии, ее причины.

Тест «Незаконченные предложения».

Упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны», «Список претензий», «Мои слабые стороны», «Враги», «Уверенность в себе».

Игры «Без маски», «Чемодан».

Уверенность в себе.

Успех.

Агрессия.

33.

Тема 33. Работаем над проектом (2 часов).

Проект. Предложение (заявка).

«Контроль над ходом дел».

Презентация.

Проект.

Презентация.

Рабочая группа.























Используемая литература

  1. Адаир Д. Психология лидерства. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 352 с.

  2. Андреев В.И. Деловая риторика. - М.: Народное образование, 1995. - 208 с.

  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М.: международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.

  4. Военная психология. Под ред. В.В. Шеляга, А.Д. Глоточкина, К.К. Платонова. М., Военное издательство, 1972.

  5. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004. - 122 с.

  6. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. Пособие. - М.: Воениздат, 1981.


© 2010-2022