Программа «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Разработка настоящей программы вызвана необходимостью разрешения некоторых  объективных трудностей, возникающих в профессиональной  деятельности педагога – психолога и является  актуальной для данной категории педагогических работников.  Тем не менее, являясь одним из основных участников  образовательных отношений, педагоги-психологи периодически испытывают так называемое профессиональное выгорание.  Программа может быть полезна в работе педагогов-психологов образовательных организаций в практи...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-методический центр г.Юрга»




«ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

(Программа )








Составитель: В.Е.Романенко

















Юрга-2014































Пояснительная записка.

Разработка настоящей программы вызвана необходимостью разрешения некоторых объективных трудностей, возникающих в профессиональной деятельности педагога - психолога и является актуальной для данной категории педагогических работников.

По мере того как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направления личностного роста. Абрахам Маслоу выделял целый комплекс психических свойств, которые помогают человеку подняться на самый верхний уровень процесса самоактуализации. А самоактуализирующиеся личности, к которым мы можем отнести и психологов, несмотря на возможные несовершенства, являются образцом психического здоровья, Психологи показывают воочию, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого достигает большинство людей.

Тем не менее, являясь одним из основных участников образовательных отношений, педагоги-психологи периодически испытывают так называемое профессиональное выгорание. Психологи вовсе не ангелы. Как и у других людей, в повседневной жизни у них могут быть и эмоциональные срывы, эпизодически давать о себе знать наивность, чувство вины, тревоги, сомнения в себе и т.п. Их труд сопряжен с огромными эмоциональными затратами.

Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков и психологов,- всех, чья деятельность невозможна без общения. (Профессии типа «человек-человек»).

Синдром, развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Постепенно накапливается психологическая усталость, снижается уровень стрессоустойчивости. В связи с этим появляются трудности в самореализации.

Самореализация, говорил Маслоу, во-первых, предполагает полностью погрузиться во что-либо, забыть свои позы, свои защиты и свою застенчивость. Дать вновь появиться тому маленькому ребёнку, который всегда находится в душе человека, со свойственной ему невинностью, открытостью, бескорыстием, любознательностью и простодушием.

Во-вторых, предполагает процесс движения вперёд с постоянным выбором цели и её реализации. Выбор предполагает преодоление страха, честности перед самим собой и волевых качеств человека, независимости от других. Выбор роста и движения, против выбора страха, независимой своей позиции. В-третьих, предполагает знание себя, ощущение своего «Я", выбирать то, что лично ему подходит. Умение прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу в каждый момент своей жизни. Умение брать ответственность на себя. Маслоу считал, что способность брать ответственность на себя является частью самоактуализации. Самоактуализация - это процесс актуализации своих возможностей, умственных способностей посредством интеллектуальных занятий.

Программа направлена на реализацию ряда профилактических мер для предупреждения проявлений синдрома профессионального выгорания и предусматривает возможность сохранения и укрепления психического здоровья, актуализации возможностей педагогов-психологов образовательных организаций через их участие в практико-ориентированных интеллектуальных занятиях с элементами тренинга.

Цель программы (общая): актуализация возможностей, умственных способностей, расширение социально-психологического поля зрения специалистов посредством интеллектуальных практико-ориентированных занятий.

Цель программы (частная): помощь в решении профессионально значимых коммуникативных и личностных проблем.

Задачи:

  • ориентировать участников тренинга на достижение полной реализации личностного потенциала;

  • оптимизировать стиль работы в соответствии с требованиями здоровьесберегающей деятельности.

Программа предусматривает раскрытие некоторых теоретических основ деятельности педагога-психолога. Расширение опыта самопознания в ходе проведения практико-ориентированных занятий с элементами тренинга. В ходе занятий рассматриваются некоторые понятия о тренинговых группах, их целях, задачах, принципах работы; вопросы самоактуализации личности и личностных особенностей; понятия психической саморегуляции; коммуникативных особенностей педагога-психолога. Каждое занятие включает теоретическую часть, тренинговые элементы и рефлексию. На первом и последнем занятиях проводится диагностика психоэмоционального состояния участников группы. Это делается с целью анализа динамики изменений в их психическом состоянии. И это же является критерием результативности реализации программы

Программа рассчитана на 12 академических часов. Работа ведется в малых группах (6-8 чел.).

Периодичность занятий: 1 раз в неделю (всего - 6 занятий). Время одного занятия: два академических часа.

Программа может быть применена, с некоторой коррекцией, педагогами-психологами образовательных организаций в практической работе с другими педагогическими работниками.

Содержание программы:

Тема-1. Тренинговые группы. Цели, задачи, принципы работы в тренинговых группах.

Исследование психоэмоционального состояния членов группы. Создание у участников тренинга соответствующего эмоционального настроя. Получение опыта расслабления и осознание своего чувственного опыта. Получение опыта работы с воображением.

Тема-2. Личностные особенности. Самоактуализация. Способы коммуникативного общения.

Обучение приемам овладения своим волнением. Повышение самооценки. Приобретение уверенности в себе.

Тема-3. Психическая саморегуляция.

Развитие способности регулировать свои чувства. Развитие стрессоустойчивости.

Тема-4. Заключительное занятие.

Диагностика психоэмоционального состояния членов группы. Рефлексия (подведение итогов работы группы).

Материально-техническое оснащение:

Для реализации программы необходимо следующее оснащение:

  • Наличие помещения, в соответствии с САНПиН;

  • Наличие многофункциональных кресел или стульев со спинкой в количестве 8-10 шт.;

  • Компьютер -1;

  • Принтер-1;

  • Бумага(100 листов) формата А4 (на каждую группу);

  • Набор акварельных красок - 10 наборов;

  • Ватман - 6 шт. (на каждую группу);

  • Альбом для черчения -10шт.(на каждую группу)

Методы оценки результативности программы:

Результативность реализации данной программы оценивается путем исследования:

  • степени истощенности жизненных сил (методика, приложение №1);

  • оптимизация вегетативного коэффициента (методика М.И.Вигдорчика);

  • снижение уровня непродуктивной нервно-психической напряженности (методика М.И.Вигдорчика).

Исследования проводятся дважды: на начало занятий и по их завершению.

Ожидаемые результаты реализации настоящей программы:

Объективно: положительная динамика по результатам психодиагностических исследований.

Субъективно:

  • повышение уровня стрессоустойчивости педагога-психолога образовательной организации в его профессиональной деятельности.

  • Снижение фактора риска психосоматических заболеваний специалиста.

Тематический план

№П/П

Тема

В том числе

Всего часов

(акад.)

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие

Тренинговые группы. Цели, задачи, принципы работы в тренинговых группах.

2

1

1

2

Личностные особенности.

Самоактуализация

Способы коммуникативного общения

2

30 мин.

60 мин.

3

Психическая саморегуляция

6

1

5

4

Заключительное занятие.

2

30 мин.

60 мин.









Список литературы:

  1. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты М., «Лист», 1996

  2. Вигдорчик М.И. Психоаналитические подходы к интерпретации теста Люшера. В.Тимофеев. Ю.Филимоненко. Краткое руководство практическому психологу по использованию Цветового теста М.Люшера. С-Пб, «Иматон» 1991.

  3. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. С-Пб, 1996.

  4. Основы психологии. Практикум. Ростов на Дону: «Феникс», 2000.

  5. Маслоу Абрахам Харольд. Мотивация и личность. Питер,2013

  6. Психология [Текст]: Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

  7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]. М., Владос, 1995.

  8. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинги готовности к экзамену [Текст]. М: Вако. - 2006.

  9. Цукерман, Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития [Текст]. М.: Интерпракс. - 1995.

  10. Чистякова, С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст]. Школьные технологии. - 2002. - №1.

Центры научных основ здоровья и развития [Текст]: Научно-методическое пособие. Под редакцией Казина Э.М., Паниной Т.С., Кураевой Г.А. - Кемерово: КГУ. - 1993.



© 2010-2022