Практическое занятие для родителей «ПОНЯТЬ, ЗНАЧИТ ПРОСТИТЬ И ПРИНЯТЬ»

Часто причиной детско-родительских конфликтов становиться непонимание взрослыми истинных причин нежелательного поведения детей. Родители не хотят понимать своих детей, считая свой  жизненный опыт превыше всего. Поэтому родителям  проще и быстрее просто наказать ребёнка, чем выяснить, что на самом деле толкнуло его на неблаговидный поступок. Ведь в этом случае он может оказаться, что данный поступок оказался следствием их собственного неправильного поведения или ошибок воспитания. Умение понять и...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие для родителей

«ПОНЯТЬ, ЗНАЧИТ ПРОСТИТЬ И ПРИНЯТЬ».

Часто причиной детско-родительских конфликтов становиться непонимание взрослыми истинных причин нежелательного поведения детей. Родители не хотят понимать своих детей, считая свой жизненный опыт превыше всего. Поэтому родителям проще и быстрее просто наказать ребёнка, чем выяснить, что на самом деле толкнуло его на неблаговидный поступок. Ведь в этом случае он может оказаться, что данный поступок оказался следствием их собственного неправильного поведения или ошибок воспитания. Умение понять и принять позицию своего ребёнка, а ещё простить для многих родителей бывает очень сложно.

Цель занятия:

  • Развитие у родителей умения распознавать эмоциональное состояние ребёнка, определять явные и скрытые причины этого состояния и поступков.

  • Повышение психологической компетентности родителей.

Оборудование: бумажная ромашка с изображением на лепестках детских лиц, выражающих различные эмоциональные состояния (радость, гнев, страх, удивление, печаль, грусть, слёзы), листы бумаги, ручки.

Ход встречи:

Педагог-психолог: - Здравствуйте. Очень рада видеть всех вас.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Стульев на один меньше, чем участников. Тот, кому не досталось стула, стоит в центре круга. Ведущие предлагает поменяться местами тем, кто соответствует названному условию. Участник, оставшийся без стула, старается занять место во время перехода.

Задание №1. Упражнение - разминка «Поменяйтесь местами те…»

- Кто был единственным ребёнком своих родителей.

- У кого есть братья или сестры.

- У кого есть дочери.

- У кого есть сыновья.

- У кого больше одного ребёнка.

- У кого есть взрослые дети.

- У кого уже есть внуки.

- Кто любит своих детей.

- Кто ни разу в жизни не чувствовал негативных эмоций, связанных с поведением своего ребёнка.

Педагог-психолог. Все мы любим своих детей и желаем им только добра, счастья, благополучия, но даже в самых благополучных семьях иногда случаются конфликтные ситуации. Причинами конфликтов часто становиться непонимание. Сегодня мы будит учиться понимать причины различных эмоциональных состояний и поступков своих детей.

Участники объединяются в три группы (выбирают один из цветов - синий, красный, жёлтый).

Задание №2. Работа в группах. Упражнение «Ромашка эмоций».

Представители подгрупп по очереди отрывают по одному лепестку от ромашки с изображением на нём лицом. Каждая подгруппа определяет, какое эмоциональное состояние испытывает ребёнок, и высказывает предположения, что могло вызвать это состояние. Причины такого состояния и как можно избежать в дальнейшем такое состояние у ребёнка.

Задание №3. Ситуации для обсуждения в группах «Проблемное поведение».

Педагог-психолог. Бывает, что дети совершают поступки, которые огорчают, возмущают или даже пугают родителей. Прежде чем ругать или наказывать ребёнка, давайте попробуем понять, почему он так поступил, а затем выработать стратегию собственного поведения в сложившейся ситуации.

Каждой подгруппе предлагается ситуация для обсуждения. Участники должны перечислить как можно больше возможных причин того или иного поступка ребёнка. Затем все вместе обсуждают, как следует поступить родителям в каждом конкретном случае.

Примеры ситуаций.

1.«Ваш ребёнок, получив плохую отметку, вырвал из дневника страницу, чтобы вы эту отметку не увидели». Причина такого поступка. Опишите ваше состояние на ситуацию и как вы будете действовать?

Возможные причины: страх перед наказанием, боязнь огорчить родителей. Желание избежать ссоры между родителями из-за плохой отметки («Это ты его избаловала!»). Уверенность в несправедливости оценки. Желание получить обещанное заранее поощрение за хорошую оценку.

2. «Ваш ребёнок устроил драку с одноклассником». Причина такого поступка. Опишите ваше состояние на ситуацию и как вы будете действовать?

Возможные причины: одноклассник нанёс ему оскорбление, которого он действительно не мог вынести. Самоутверждение в классе. Защищал слабого. Ребёнка «довели», и инцидент с этим одноклассником стал «последней каплей». Агрессивные установки родителей («Бей первым!»). Физические наказания в семье, драки между родителями. Ребёнок выместил на одноклассников агрессию против отца, учителя (кого-то, кто значительно сильнее его). Желание привлечь внимание девочки (мальчика).

3.«Ваш ребёнок украл у одноклассника сотовый телефон». Причина такого поступка. Опишите ваше состояние на ситуацию и как вы будете действовать?

Возможные причины: зависть. Желание иметь вещь, которую родители не могут или не считают нужным купить. Взял на время, собираясь потом незаметно вернуть. Месть за что-то этому однокласснику. Нужны деньги на что-то другое (возможно, на наркотики или азартные игры). Вымогательство более сильных учащихся, старшеклассников. Желание привлечь к себе внимание. Непонимание того, что совершил (нарушение интеллекта, несформированность нравственных понятий). Клептомания.

Педагог-психолог. Как видите, причины одного и того же поступка могут быть различными, и, следовательно, реакция родителей и меры воздействия на ребёнка могут и должны быть совершенно противоположными. В любом случае ребёнок должен понимать, что если он признаётся родителям в своём неблаговидном поступке, то не будет, отвергнут ими и встретит с их стороны понимание и желание поддержать в трудной ситуации. Иначе он будет искать понимания и поддержки у других людей, чьё влияние на него может оказаться отрицательным.

Педагог-психолог: Я хочу зачитать слова подростка.

«Кто в мире будет любить меня и принимать просто за то, что Я есть, Я есть, вне зависимости от поступков, которые Я совершаю, от слов, которые употребляю, от того, как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому ещё Я нужен в этом мире так сильно».

Задание №4. Завершение занятия. Упражнение «Копилка добра».

Педагог-психолог. В заключение занятия предлагаю всем родителям сложить в воображаемую копилку (написать на листочках) ласковые слова, которыми Вы когда-либо называли своих детей, и впоследствии как можно чаще пользоваться этим богатством.

Рекомендации педагога-психолога:

- Умейте выслушивать своего ребёнка, особенно подростка.
- Вам необходимо незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений.
- Обеспечить своему ребёнку возможность занять достойное место в жизни.

- Проявлять и подтверждать свое доверие к ребёнку, доверив ему ответственное поручение.

-Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости, раздражительности, усталости, недомогания.

- На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

- Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.

-Умейте понять своего ребёнка.

- Умейте прощать своего ребёнка.

Помните, что «Ошибается - каждый. Признаёт ошибки - «Мудрый». Просит прощения - «Сильный». Восстанавливает отношения - «Любящий».



© 2010-2022