Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад для педагогического совета

Тема: Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования

Рассматриваемы вопросы:

  1. Инклюзия как направление изменений всей системы современного образовательного пространства.

  2. Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики и формирование «культуры включения».

Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета


youtube.com/watch?v=g1cRGQCgOJQ


1. Инклюзия это направление изменений всей системы современного образовательного пространства, это не просто факт, не просто событие или отчетный показатель, это динамически развивающийся процесс изменения политики, культуры и практики образования.

Инклюзия исходит из того, что необучаемых детей нет, а также из того, что нет ограниченных возможностей ребенка, а есть ограниченные возможности образовательной организации. Согласно инклюзии, ответственность за обучение не на ребенке, а на условиях. Мы, образовательные организации создаем такие условия, где обучающийся проявляет динамику, при этом не важно, сравняется ли он с нормой. Конечно, инклюзия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет свою степень включения.

Федеральный Закон № 273-ФЗ (п.27 ст.2) определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета

В свою очередь особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для реализации когнитивных (познавательных), энергетических (степень умственной активности) и эмоционально-волевых возможностей обучающихся (способность к концентрации, произвольности внимания, достижению целей, регуляции эмоций).

Инклюзивное образование явление - международное. В широком смысле «включающее образование» ЮНЕСКО (учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, куда входит и Россия) рассматривают как первый шаг на пути создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, ВИЧинфекции, нетрадиционной ориентации, а также беженцам, студентам-иностранцам и др. категориям полноценно участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

«Инклюзивное образование» как юридическое понятие в России в настоящее время еще определено нечетко, находится в стадии становления, однако в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» оно обозначено, как совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

При этом рассматривать обучение в отдельных группах в образовательных организациях общего типа (как в нашем случаен группы профподготовки) принятого не как инклюзивное, а как интегрированное. Понятие интеграции часто отождествляют с инклюзией, однако, оно несколько уже. Если коротко, то интеграция это включение особых детей в определенную среду, а инклюзия - это преобразование среды для особых детей. А также интеграцию рассматривают как промежуточный шаг на пути к инклюзии.

Возвращаясь к определению совместного обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих ограничений, коротко рассмотрим их структуру. Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета

Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с обучающимися нормы до обучающихся, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. При этом выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Обучающийся с ОВЗ (согласно ФЗ № 273, п.16, ст 2) - это физической лицо, имеющее недостатки в физическом (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К основным категориям обучающихся с ОВЗ относят детей с нарушениями слуха (тугоухость, глухота), с нарушениями речи, с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), нарушениями опорно-двигательного аппарата, детский аутизм (нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков), детей с задержкой умственного развития и умственно отсталых тетей.

Развитие инклюзивного подхода в современном образовании требует от всех нас погруженности в новые знания нормативного, личностного характера, а также освоения технологий, подходов, творческого поиска методов коррекционной педагогики.

2. Инклюзивное образование не может стать успешным лишь на организационных изменениях. Этот процесс связан с глубокой проработкой ценностных изменений социального свойства, которые включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность, а иногда и отказ педагогов принять принципы инклюзивного образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий.

У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе часто возникает сопротивление, которое может иметь следующие причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это страхи - страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки.

Условно выделяют две крайние позиции педагогов, начинающих работать в инклюзивной практике. Это включенная позиция и отстраненная.

Рассмотрим таблицу.

Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы

Включенная позиция

Отстраненная позиция

Принимает особенности обучающегося с ОВЗ, «видит» его ресурсы и ограничения в образовательной ситуации. Например, «трудно включается, важно подойти и постоять рядом, можно руку на плечо положить»

«Видит» проблемы обучающегося с ОВЗ, называет трудности в контексте проблем, но «не успевает», «рассыпается», «терзается сомнениями»

Понимает особенности обучающегося с ОВЗ, проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию у специалистов

Получает готовую информацию от специалистов

Принимает ответственность на себя за создание и реализацию эффективных психолого - педагогических условий включения обучающегося с ОВЗ в образовательную деятельность

Возлагает ответственность на обучающегося («не хочет», «не может», «не занимается»), на его родителей, специалистов

Испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с обучающимся, студенческим сообществом, родителями, специалистами

«Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа, в следствии чего происходит «эмоциональное выгорание»

Планирует, осуществляет педагогическое воздействие, анализирует результаты

Педагогическое воздействие носит характер указаний «смотри», «помолчи», «делай», «успевай»

Вовлеченность в процесс взаимодействия со специалистами, видение целостной картины психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ

Ожидание готовых рецептов от специалистов, разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ

Восем

Педагогический работник, реализующий инклюзивную практику должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности (подвижным, изменчивым), эмпатийности (сопереживающим), рефлексивности (размышлять, анализировать), а также выраженными перцептивными (восприятие), коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

  • если достаточно гибок и толерантен;

  • уважает индивидуальные различия;

  • умеет слушать и применять помощь коллектива;

  • согласен работать в одной команде с другими педагогами;

  • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Формирование инклюзивной культуры одновременно происходит в двух направлениях, это принятие нами самими основ включенной позиции педагога и принятие нашей ответственности за воспитание студенческого сообщества в духе инклюзии.

Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в жизнь колледжа определенных ценностей. Создание инклюзивной культуры должно способствовать созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, равенства, сопричастности, стимулирующего развития всех ее участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

Не менее важным при организации инклюзивной среды является создания особой атмосферы эмоционального тепла, принятия каждого обучающегося, а также использования языка и терминологии, которые являются нейтральными и не формируют негативного или исключающего отношения к участникам инклюзивного образовательного процесса.

Культура инклюзии создается, в том числе и тем, какие слова, термины используем мы для общения с обучающимися с инвалидностью или особенностями развития. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к таким людям.

Очень часто вместо слова «инвалид» используется выражение «человек с ограниченными возможностями», «ребенок с ограниченными возможностями», иногда это трансформируется в «человек с ограниченными способностями». Используют это выражение для того, чтобы «не обидеть» людей с инвалидностью. Но при этом редко кто замечает, что многие люди с инвалидностью обижаются, когда их так называют.

В обществе нередко по отношению к людям\детям с инвалидностью звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «обычный / неполноценный», «умственно отсталый», «дебил», «даун», «калека», «дефективный» и т. п. В сообществе педагогов, специалистов в ходу могут быть такие уменьшительно ласкательные слова как «дауненок», «аутенок», «дцпешник».

Ни при каких обстоятельствах нельзя считать это приемлемым, поскольку подобная «терминология» и обиходная лексика по сути своей является ярлыками и оскорбительными стереотипами.

Использование подобной лексики в обиходе образовательной организации никак не способствует формированию инклюзивной культуры. В практике следует придерживаться следующих рекомендаций.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ

слова и понятия, не создающие стереотипы:

Поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то лучше всего сказать «Человек с инвалидностью»

ИЗБЕГАЙТЕ

слов и понятий, создающих стереотипы:

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья; страдающий

При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:

Человек без инвалидности

Обучающийся без инвалидности

Нормальный

Здоровый

Человек\обучающийся, использующий инвалидную коляску, человек на коляске

Прикованный к инвалидной коляске,

Паралитик, парализованный

Инвалидность с детства

Врожденный дефект / увечье / несчастье

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек с ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит / имеет инвалидность в результате аварии

Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита, жертва болезни

Человек с особенностями развития, человек с ментальной инвалидностью (наличие интеллектуальных или психических нарушений)

Отсталый, умственно не полноценный, умственно отсталый, имбецил, дебил

Ребенок\обучающийся с особенностями развития

Слабоумный, «тормоз», с задержкой / отставанием в развитии

Студенты с особыми образовательными потребностями

Студенты-инвалиды

Человек с синдромом Дауна; ребенок (дети) с синдромом Дауна

С болезнью Дауна, «даун»; «монголоид»; «даунята» (о детях с синдромом Дауна)

Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития

Псих,сумасшедший, душевнобольной, люди с психиатрическими проблемами

Незрячий человек, слабовидящий человек, человек с инвалидностью по зрению

Слепой, слепой как крот, слепыш

Неслышащий / слабослышащий человек, обучающийся с инвалидностью по слуху, студент, пользующийся жестовой речью

Глухой как пень, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой, глухняк, «му-му»

ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» - такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека больного, с медицинскими проблемами. «Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью

Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», можно оскорбить его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же считается, что они оскорбительны и не рекомендуются для использования в речи? Распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. «Больной» - значит, «надо лечить», «беспомощный», ничего не решающий самостоятельно. Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость, пренебрежение. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с опасностью и, как следствие, вызывают страх.

И конечно лучше, если мы будем избегать таких обобщений в любых обстоятельствах. Выражения «ученик на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий», «неслышащий» - вызывают вполне нейтральные ассоциации. Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Может быть мы и не применим в устной речи словосочетание «человек, испытывающий трудности при передвижении», однако в любом случае, следует избегать употребления слов и выражений, формирующих образ «жертвы», беспомощного и несчастного человека.

Достичь наилучших результатов в профессиональном обучении лиц с особыми образовательными потребностями, способствовать формированию подлинного студенческого инклюзивного сообщества возможно только в работе сильной команды педагогических работников. Ни один педагог не преуспеет в одиночку, обучая и воспитывая самых разных студентов. Ему обязательно понадобится помощь со стороны коллег. Только командная работа всех специалистов, включая педагогов, мастеров, социально-психологическую службу, администрацию сможет сформировать инклюзивную образовательную среду.

Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета


youtube.com/watch?v=zzzY9HWoK-I

Источники:

1. Алехина С.В., к.пс.н.; Кутепова Е.Н. и др., Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций. - М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 147 с.

2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru -[О мониторинге инклюзивного процесса в образовании - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии] psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/43983_full.shtml4

3. Приходько О.Г., д.п.н., проф.; Назарова Н.М., и др., Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.

4. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». 2009. № 6. С. 140-144. psyjournals.ru/files/44260/Inclusive_edu_YakovlevaIM.pdf

5. bestbuddies.ru/about/dlya-smi/

6. tiflokniga-tuva.ru/content/etika-obshcheniya-s-nezryachimi

7. Видеоролики:

Мы за инклюзивное образование youtube.com/watch?v=g1cRGQCgOJQ

Дети особой заботы youtube.com/watch?v=zzzY9HWoK-I

© 2010-2022