- Преподавателю
- Школьному психологу
- Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета
Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования доклад для педагогического совета
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кадерова И.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад для педагогического совета
Тема: Построение «культуры включения» как профилактика рисков инклюзивного образования
Рассматриваемы вопросы:
-
Инклюзия как направление изменений всей системы современного образовательного пространства.
-
Готовность педагогов к реализации инклюзивной практики и формирование «культуры включения».
youtube.com/watch?v=g1cRGQCgOJQ
1. Инклюзия это направление изменений всей системы современного образовательного пространства, это не просто факт, не просто событие или отчетный показатель, это динамически развивающийся процесс изменения политики, культуры и практики образования.
Инклюзия исходит из того, что необучаемых детей нет, а также из того, что нет ограниченных возможностей ребенка, а есть ограниченные возможности образовательной организации. Согласно инклюзии, ответственность за обучение не на ребенке, а на условиях. Мы, образовательные организации создаем такие условия, где обучающийся проявляет динамику, при этом не важно, сравняется ли он с нормой. Конечно, инклюзия для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет свою степень включения.
Федеральный Закон № 273-ФЗ (п.27 ст.2) определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В свою очередь особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для реализации когнитивных (познавательных), энергетических (степень умственной активности) и эмоционально-волевых возможностей обучающихся (способность к концентрации, произвольности внимания, достижению целей, регуляции эмоций).
Инклюзивное образование явление - международное. В широком смысле «включающее образование» ЮНЕСКО (учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, куда входит и Россия) рассматривают как первый шаг на пути создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, ВИЧинфекции, нетрадиционной ориентации, а также беженцам, студентам-иностранцам и др. категориям полноценно участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
«Инклюзивное образование» как юридическое понятие в России в настоящее время еще определено нечетко, находится в стадии становления, однако в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» оно обозначено, как совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
При этом рассматривать обучение в отдельных группах в образовательных организациях общего типа (как в нашем случаен группы профподготовки) принятого не как инклюзивное, а как интегрированное. Понятие интеграции часто отождествляют с инклюзией, однако, оно несколько уже. Если коротко, то интеграция это включение особых детей в определенную среду, а инклюзия - это преобразование среды для особых детей. А также интеграцию рассматривают как промежуточный шаг на пути к инклюзии.
Возвращаясь к определению совместного обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих ограничений, коротко рассмотрим их структуру.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с обучающимися нормы до обучающихся, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. При этом выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Обучающийся с ОВЗ (согласно ФЗ № 273, п.16, ст 2) - это физической лицо, имеющее недостатки в физическом (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К основным категориям обучающихся с ОВЗ относят детей с нарушениями слуха (тугоухость, глухота), с нарушениями речи, с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), нарушениями опорно-двигательного аппарата, детский аутизм (нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков), детей с задержкой умственного развития и умственно отсталых тетей.
Развитие инклюзивного подхода в современном образовании требует от всех нас погруженности в новые знания нормативного, личностного характера, а также освоения технологий, подходов, творческого поиска методов коррекционной педагогики.
2. Инклюзивное образование не может стать успешным лишь на организационных изменениях. Этот процесс связан с глубокой проработкой ценностных изменений социального свойства, которые включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность, а иногда и отказ педагогов принять принципы инклюзивного образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий.
У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе часто возникает сопротивление, которое может иметь следующие причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это страхи - страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки.
Условно выделяют две крайние позиции педагогов, начинающих работать в инклюзивной практике. Это включенная позиция и отстраненная.
Рассмотрим таблицу.
Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы
Включенная позиция
Отстраненная позиция
Принимает особенности обучающегося с ОВЗ, «видит» его ресурсы и ограничения в образовательной ситуации. Например, «трудно включается, важно подойти и постоять рядом, можно руку на плечо положить»
«Видит» проблемы обучающегося с ОВЗ, называет трудности в контексте проблем, но «не успевает», «рассыпается», «терзается сомнениями»
Понимает особенности обучающегося с ОВЗ, проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию у специалистов
Получает готовую информацию от специалистов
Принимает ответственность на себя за создание и реализацию эффективных психолого - педагогических условий включения обучающегося с ОВЗ в образовательную деятельность
Возлагает ответственность на обучающегося («не хочет», «не может», «не занимается»), на его родителей, специалистов
Испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с обучающимся, студенческим сообществом, родителями, специалистами
«Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа, в следствии чего происходит «эмоциональное выгорание»
Планирует, осуществляет педагогическое воздействие, анализирует результаты
Педагогическое воздействие носит характер указаний «смотри», «помолчи», «делай», «успевай»
Вовлеченность в процесс взаимодействия со специалистами, видение целостной картины психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ
Ожидание готовых рецептов от специалистов, разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ
Восем
Педагогический работник, реализующий инклюзивную практику должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности (подвижным, изменчивым), эмпатийности (сопереживающим), рефлексивности (размышлять, анализировать), а также выраженными перцептивными (восприятие), коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:
-
если достаточно гибок и толерантен;
-
уважает индивидуальные различия;
-
умеет слушать и применять помощь коллектива;
-
согласен работать в одной команде с другими педагогами;
-
ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.
Формирование инклюзивной культуры одновременно происходит в двух направлениях, это принятие нами самими основ включенной позиции педагога и принятие нашей ответственности за воспитание студенческого сообщества в духе инклюзии.
Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в жизнь колледжа определенных ценностей. Создание инклюзивной культуры должно способствовать созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, равенства, сопричастности, стимулирующего развития всех ее участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.
Не менее важным при организации инклюзивной среды является создания особой атмосферы эмоционального тепла, принятия каждого обучающегося, а также использования языка и терминологии, которые являются нейтральными и не формируют негативного или исключающего отношения к участникам инклюзивного образовательного процесса.
Культура инклюзии создается, в том числе и тем, какие слова, термины используем мы для общения с обучающимися с инвалидностью или особенностями развития. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к таким людям.
Очень часто вместо слова «инвалид» используется выражение «человек с ограниченными возможностями», «ребенок с ограниченными возможностями», иногда это трансформируется в «человек с ограниченными способностями». Используют это выражение для того, чтобы «не обидеть» людей с инвалидностью. Но при этом редко кто замечает, что многие люди с инвалидностью обижаются, когда их так называют.
В обществе нередко по отношению к людям\детям с инвалидностью звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной / здоровый», «нормальный / ненормальный», «обычный / неполноценный», «умственно отсталый», «дебил», «даун», «калека», «дефективный» и т. п. В сообществе педагогов, специалистов в ходу могут быть такие уменьшительно ласкательные слова как «дауненок», «аутенок», «дцпешник».
Ни при каких обстоятельствах нельзя считать это приемлемым, поскольку подобная «терминология» и обиходная лексика по сути своей является ярлыками и оскорбительными стереотипами.
Использование подобной лексики в обиходе образовательной организации никак не способствует формированию инклюзивной культуры. В практике следует придерживаться следующих рекомендаций.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ
слова и понятия, не создающие стереотипы:
Поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то лучше всего сказать «Человек с инвалидностью»
ИЗБЕГАЙТЕ
слов и понятий, создающих стереотипы:
Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный, калека, с дефектом здоровья; страдающий
При сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности:
Человек без инвалидности
Обучающийся без инвалидности
Нормальный
Здоровый
Человек\обучающийся, использующий инвалидную коляску, человек на коляске
Прикованный к инвалидной коляске,
Паралитик, парализованный
Инвалидность с детства
Врожденный дефект / увечье / несчастье
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич), человек с ДЦП
Страдает ДЦП, болеет ДЦП «дэцэпэшник»
Человек, перенесший полиомиелит / имеет инвалидность в результате аварии
Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита, жертва болезни
Человек с особенностями развития, человек с ментальной инвалидностью (наличие интеллектуальных или психических нарушений)
Отсталый, умственно не полноценный, умственно отсталый, имбецил, дебил
Ребенок\обучающийся с особенностями развития
Слабоумный, «тормоз», с задержкой / отставанием в развитии
Студенты с особыми образовательными потребностями
Студенты-инвалиды
Человек с синдромом Дауна; ребенок (дети) с синдромом Дауна
С болезнью Дауна, «даун»; «монголоид»; «даунята» (о детях с синдромом Дауна)
Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями душевного или эмоционального развития
Псих,сумасшедший, душевнобольной, люди с психиатрическими проблемами
Незрячий человек, слабовидящий человек, человек с инвалидностью по зрению
Слепой, слепой как крот, слепыш
Неслышащий / слабослышащий человек, обучающийся с инвалидностью по слуху, студент, пользующийся жестовой речью
Глухой как пень, человек (ребенок) с остатками слуха, глухонемой, глухняк, «му-му»
ПРИМЕЧАНИЕ: «Слепой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» - такие словосочетания привычны для людей с инвалидностью, но в остальном обществе они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью, как на человека больного, с медицинскими проблемами. «Колясочник» - приемлемо в среде общения людей с инвалидностью
Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», можно оскорбить его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же считается, что они оскорбительны и не рекомендуются для использования в речи? Распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. «Больной» - значит, «надо лечить», «беспомощный», ничего не решающий самостоятельно. Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость, пренебрежение. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с опасностью и, как следствие, вызывают страх.
И конечно лучше, если мы будем избегать таких обобщений в любых обстоятельствах. Выражения «ученик на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий», «неслышащий» - вызывают вполне нейтральные ассоциации. Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Может быть мы и не применим в устной речи словосочетание «человек, испытывающий трудности при передвижении», однако в любом случае, следует избегать употребления слов и выражений, формирующих образ «жертвы», беспомощного и несчастного человека.
Достичь наилучших результатов в профессиональном обучении лиц с особыми образовательными потребностями, способствовать формированию подлинного студенческого инклюзивного сообщества возможно только в работе сильной команды педагогических работников. Ни один педагог не преуспеет в одиночку, обучая и воспитывая самых разных студентов. Ему обязательно понадобится помощь со стороны коллег. Только командная работа всех специалистов, включая педагогов, мастеров, социально-психологическую службу, администрацию сможет сформировать инклюзивную образовательную среду.
youtube.com/watch?v=zzzY9HWoK-I
Источники:
1. Алехина С.В., к.пс.н.; Кутепова Е.Н. и др., Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций. - М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 147 с.
2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru -[О мониторинге инклюзивного процесса в образовании - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии] psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/43983_full.shtml4
3. Приходько О.Г., д.п.н., проф.; Назарова Н.М., и др., Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.
4. Яковлева И. М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». 2009. № 6. С. 140-144. psyjournals.ru/files/44260/Inclusive_edu_YakovlevaIM.pdf
5. bestbuddies.ru/about/dlya-smi/
6. tiflokniga-tuva.ru/content/etika-obshcheniya-s-nezryachimi
7. Видеоролики:
Мы за инклюзивное образование youtube.com/watch?v=g1cRGQCgOJQ
Дети особой заботы youtube.com/watch?v=zzzY9HWoK-I