- Преподавателю
- Школьному психологу
- Выступление психолога перед родителями будущих первоклассников
Выступление психолога перед родителями будущих первоклассников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шарипова А.Ф. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Добрый день, уважаемые родители! я искренне рада видеть вас. Сегодня наша встреча связана с событием, которое скоро произойдёт в вашей семье - ваш ребенок поступает в первый класс.
Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребёнка:
-
Испытываете сильное беспокойство,- поднимите две руки;
-
Слегка волнуетесь,- одну руку;
-
Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка,- сложите руки перед собой, как ученики.
(комментарии по итогам теста). Итак, попробуем сегодня отпустить ваше волнение и беспокойство и быть более уверенными в своем ребенке. Для начала Попробуем разобраться, в чем разница между той программой по которой мы с вами учились, от того, что требует ФГОС и как безболезненно для ребенка подготовить его к школе.
На сегодняшний день психологи разработали несколько сравнительных моментов
На вопрос: «Как будут учиться наши дети?» сразу дадим ответ- : «Не так как учились мы»
-
Какие качества необходимы ребенку по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? (Ни для кого не секрет, что меняется жизнь, меняются и дети)
Конечно это:
-
Умение ставить цель и добиваться ее.
-
Умение общаться.
-
Умение адаптироваться к ситуации.
-
Умение ориентироваться в мире.
-
Самостоятельно добывать и применять знания.
-
Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком.
-
Сохранить здоровье.
Формирование этих умений и заложено в основу стандартов образования.
-
Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось….
-
Дать хорошие, прочные знания!
Но нам после школы приходилось часто слышать:
-
Забудьте то, чему вас учили в школе!
И никому не были интересны наши знания, а всем было нужно, чтобы мы умели пользоваться этими знаниями.
Именно, в информационном обществе главным стали не знания, а умения ими пользоваться!
Надеюсь, эта форма поможет всем разобраться в особенностях этого подхода.
А теперь, давайте сравним, как учили нас и как сейчас учатся наши дети:
Так учили нас
Так будут учиться наши дети!
-
Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил - пересказал»
1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, определяют для себя то, что нужно запомнить, чему научиться.
-
Учитель объяснят новую тему (сиди и слушай!)
2.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике)
-
Учитель проверяет, как поняли и «повторяют»!
3.Ученики делают вывод по теме.
Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием умений и навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия, развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
В современной жизни нереально всё запомнить и подобрать универсальный образец. По ФГОС дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений, поэтому, знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Так учили нас
Так будут учиться наши дети!
«Если не успел что - то сделать на уроке - дома с родителями разберешься»
Сейчас: Домашнее задание - это способ развития самостоятельности.
-
Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.
-
Нужно поддержать стремление ребенка быть самостоятельным.
Хочу остановиться на самостоятельности: не путайте самостоятельность - это не усадить делать уроки одного ребенка. Этому надо научить. Научить находить самостоятельно информацию, работать с ней, отбирать нужный материал, отрабатывать алгоритм действий при выполнении домашнего задания.
Таким образом, Программа ФГОС позволяет ребенку стать такой личностью, которая готова к саморазвитию, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор.
Что может дать детям
-
Обеспечит увлекательный процесс без стресса и перегрузок;
-
Сохранит радость детства и здоровье;
-
Раскроет индивидуальность Вашего ребенка;
-
Вырастит его как самостоятельную личность;
-
Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать;
-
Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умение самоконтроля,
т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Что может дать родителям
-
Вам не придется тратить много времени на дополнительную работу с ребенком;
-
У Вас появится много общих точек соприкосновения с вашим ребенком, Вам будет интересно общаться;
-
Вы удивитесь, как быстро расширяется кругозор вашего ребенка;
-
Ребенок довольно быстро станет самостоятельным, но будет стараться согласовывать с Вами свое мнение;
-
Вы можете быть спокойны за будущее вашего ребенка и станете гордиться его успехами;
Успешность ребёнка зависит от его готовности к школе
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Многие родители знают, что надо заранее готовить своего ребёнка к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка и надолго отбить охоту учиться.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
-
Психологическая готовность, Физическая готовность, Специальная готовность
1.Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности.
б) научить укрощать свои желания. Ребенок должен знать, что такое "хочу", и что такое "надо".
-
Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться
(знать правила вежливости).
-
Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
-
Научить слушать и выполнять требования взрослых.
Есть и другие важные задания:
-
Нужно психологически настроить ребенка к школе, воспитывать интерес к школе, желание учиться, рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе.
-
Нужно развивать навыки самообслуживания:
-
Раздеваться и одеваться самостоятельно.
-
Аккуратно убирать вещи на место.
-
Мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами.
-
Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение книг. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
-
Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго - это их утомляет (достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка. Научите не только слушать, но и пересказывать. Тем самым, будет развиваться речь, мышление, творческое воображение).
-
Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Если заметили такие недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к логопеду.
-
Желательно, чтобы ребенок научился считать до 10, чтобы умел складывать и вычитать. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Сначала считают по палочкам, на предметах, а потом в уме.
-
Готовьте руку к письму. Научите правильно держать ручку.
-
Работать над развитием мелкой моторики руки - заняться мозаикой, помочь маме перебрать крупу, учить ребёнка вышивать, пришивать пуговицы, лепить из пластилина, собирать пазлы.
-
Следует позаботиться о развитии кругозора вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы-почемучки. Не надо закапывать интерес ребенка своими равнодушными словами «Отстань», «Уйди, не до тебя!», «Не мешай!» Именно внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность.
Запомните! Успех вашего ребенка будет зависеть от вашего правильного настроя, от его индивидуальных особенностей, от вашей поддержки не только в первый, адаптационный период, но и на протяжении всего времени обучения, ну и зависит от профессионализма учителя.
А теперь давайте посмотрим, готовы ли вы, уважаемые родители, к школе? Я буду озвучивать вопросы, а вы хором на них отвечать или ДА или НЕТ.
ГОТОВЫЛИ ВЫ:
-
Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками?
-
Сдерживать свои эмоции?
-
Не кричать, не унижать и не обижать?
-
Не сравнивать своего ребенка с другими детьми?
-
Не наказывать ребенка без причины?
-
Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой?
-
Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты?
Тогда вперед! Ну, а мы вместе с вами постараемся сделать всё необходимое, чтобы ваш ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно.
Желаю успехов и удачи!