Выступление психолога перед родителями будущих первоклассников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые родители! я искренне рада видеть вас. Сегодня наша встреча связана с событием, которое скоро произойдёт в вашей семье - ваш ребенок поступает в первый класс.

Предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребёнка:

  • Испытываете сильное беспокойство,- поднимите две руки;

  • Слегка волнуетесь,- одну руку;

  • Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка,- сложите руки перед собой, как ученики.

(комментарии по итогам теста). Итак, попробуем сегодня отпустить ваше волнение и беспокойство и быть более уверенными в своем ребенке. Для начала Попробуем разобраться, в чем разница между той программой по которой мы с вами учились, от того, что требует ФГОС и как безболезненно для ребенка подготовить его к школе.

На сегодняшний день психологи разработали несколько сравнительных моментов

На вопрос: «Как будут учиться наши дети?» сразу дадим ответ- : «Не так как учились мы»

  • Какие качества необходимы ребенку по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? (Ни для кого не секрет, что меняется жизнь, меняются и дети)

Конечно это:

  • Умение ставить цель и добиваться ее.

  • Умение общаться.

  • Умение адаптироваться к ситуации.

  • Умение ориентироваться в мире.

  • Самостоятельно добывать и применять знания.

  • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком.

  • Сохранить здоровье.

Формирование этих умений и заложено в основу стандартов образования.

  1. Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось….

  • Дать хорошие, прочные знания!

Но нам после школы приходилось часто слышать:

  • Забудьте то, чему вас учили в школе!

И никому не были интересны наши знания, а всем было нужно, чтобы мы умели пользоваться этими знаниями.

Именно, в информационном обществе главным стали не знания, а умения ими пользоваться!

Надеюсь, эта форма поможет всем разобраться в особенностях этого подхода.

А теперь, давайте сравним, как учили нас и как сейчас учатся наши дети:

Так учили нас

Так будут учиться наши дети!

  1. Учитель проверяет домашнее задание. Ученик «выучил - пересказал»

1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, определяют для себя то, что нужно запомнить, чему научиться.

  1. Учитель объяснят новую тему (сиди и слушай!)

2.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике)

  1. Учитель проверяет, как поняли и «повторяют»!

3.Ученики делают вывод по теме.

Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием умений и навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия, развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

В современной жизни нереально всё запомнить и подобрать универсальный образец. По ФГОС дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений, поэтому, знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Так учили нас

Так будут учиться наши дети!

«Если не успел что - то сделать на уроке - дома с родителями разберешься»

Сейчас: Домашнее задание - это способ развития самостоятельности.

  • Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.

  • Нужно поддержать стремление ребенка быть самостоятельным.

Хочу остановиться на самостоятельности: не путайте самостоятельность - это не усадить делать уроки одного ребенка. Этому надо научить. Научить находить самостоятельно информацию, работать с ней, отбирать нужный материал, отрабатывать алгоритм действий при выполнении домашнего задания.

Таким образом, Программа ФГОС позволяет ребенку стать такой личностью, которая готова к саморазвитию, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор.

Что может дать детям

  • Обеспечит увлекательный процесс без стресса и перегрузок;

  • Сохранит радость детства и здоровье;

  • Раскроет индивидуальность Вашего ребенка;

  • Вырастит его как самостоятельную личность;

  • Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать;

  • Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умение самоконтроля,

т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Что может дать родителям

  • Вам не придется тратить много времени на дополнительную работу с ребенком;

  • У Вас появится много общих точек соприкосновения с вашим ребенком, Вам будет интересно общаться;

  • Вы удивитесь, как быстро расширяется кругозор вашего ребенка;

  • Ребенок довольно быстро станет самостоятельным, но будет стараться согласовывать с Вами свое мнение;

  • Вы можете быть спокойны за будущее вашего ребенка и станете гордиться его успехами;

Успешность ребёнка зависит от его готовности к школе

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Многие родители знают, что надо заранее готовить своего ребёнка к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка и надолго отбить охоту учиться.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

  • Психологическая готовность, Физическая готовность, Специальная готовность

1.Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности.
б) научить укрощать свои желания. Ребенок должен знать, что такое "хочу", и что такое "надо".

  1. Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться

(знать правила вежливости).

  1. Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)

  2. Научить слушать и выполнять требования взрослых.

Есть и другие важные задания:

  1. Нужно психологически настроить ребенка к школе, воспитывать интерес к школе, желание учиться, рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе.

  2. Нужно развивать навыки самообслуживания:

  • Раздеваться и одеваться самостоятельно.

  • Аккуратно убирать вещи на место.

  • Мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами.

  1. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение книг. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.

  2. Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго - это их утомляет (достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка. Научите не только слушать, но и пересказывать. Тем самым, будет развиваться речь, мышление, творческое воображение).

  3. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Если заметили такие недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к логопеду.

  4. Желательно, чтобы ребенок научился считать до 10, чтобы умел складывать и вычитать. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Сначала считают по палочкам, на предметах, а потом в уме.

  5. Готовьте руку к письму. Научите правильно держать ручку.

  6. Работать над развитием мелкой моторики руки - заняться мозаикой, помочь маме перебрать крупу, учить ребёнка вышивать, пришивать пуговицы, лепить из пластилина, собирать пазлы.

  7. Следует позаботиться о развитии кругозора вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы-почемучки. Не надо закапывать интерес ребенка своими равнодушными словами «Отстань», «Уйди, не до тебя!», «Не мешай!» Именно внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность.

Запомните! Успех вашего ребенка будет зависеть от вашего правильного настроя, от его индивидуальных особенностей, от вашей поддержки не только в первый, адаптационный период, но и на протяжении всего времени обучения, ну и зависит от профессионализма учителя.

А теперь давайте посмотрим, готовы ли вы, уважаемые родители, к школе? Я буду озвучивать вопросы, а вы хором на них отвечать или ДА или НЕТ.

ГОТОВЫЛИ ВЫ:

  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками?

  • Сдерживать свои эмоции?

  • Не кричать, не унижать и не обижать?

  • Не сравнивать своего ребенка с другими детьми?

  • Не наказывать ребенка без причины?

  • Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой?

  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты?

Тогда вперед! Ну, а мы вместе с вами постараемся сделать всё необходимое, чтобы ваш ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно.

Желаю успехов и удачи!


© 2010-2022