Психологическое занятие Память и приемы запоминания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Джаманкеева Ксения Сергеевна, психолог гимназии «Самопознание», ННПООЦ «Бобек», город Алматы.


Психологическое занятие «Память и приемы запоминания».


1. Приветствие. Упражнение "Комплимент".

Каждый участник должен сказать своему соседу комплимент. При этом комплимент должен быть высказан в форме "Я-высказывания", т.е., обращаясь к соседу, каждый должен говорить о чувствах и своем отношении к нему, но в то же время высказывание должно быть приятно слушающему.

2. Упражнение «Счет».

Цель - развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности группы.

Инструкция: Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

3. Мини-лекция: Память. Приемы организации запоминаемого материала.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти "опознавательными знаками", или "адресами", намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:

Группировка - разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

План - совокупность опорных пунктов.

Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Психологи раскрыли секрет магической "семерки" (семь бед - один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь - один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Метод ключевых слов.

Что такое ключевое слово? Это своеобразный "узел", связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить: - как вспомнится вся фраза.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день -2 повторения; 2-й день - 1 повторение;

3-й день - без повторений; 4-й день - 1 повторение;

5-й день - без повторений; 6-й день - без повторений;

7-й день - 1 повторение.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: "Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами".

Далее психолог раздает памятки к лекции каждой группе учащихся.

Некоторые закономерности запоминания.

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами - большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

4.Тренировочный тест «Память на числа».

Начало формы

Конец формы

Инструкция. Вы видите перед собой таблицу с числами (см. образец). Посмотрите на нее один раз и запомните как можно больше чисел, затем закройте таблицу листом бумаги и запишите в протоколе все те числа, которые запомнили. В качестве протокола используйте матрицу с пустыми клетками, количество которых соответствует данному в тестовой таблице. Для запоминания вам предлагаются два варианта таблиц. Одна таблица содержит четные цифры, а другая - нечетные. Проверьте, есть ли разница в запоминании вами четных и нечетных чисел.


НЕЧЕТНЫЙ ВАРИАНТ

13

91

47

39


53

15

75

47

65

83

19

51

35

81

19

25

23

95

71

87

71

37

91

39

51

27

35

93

43

27

13

63

73

19

17

33

67

29

45

53

ЧЕТНЫЙ ВАРИАНТ

34

68

82

76


58

14

82

36

18

82

56

14

32

84

18

14

24

58

62

16

98

56

72

28

52

24

38

96

24

42

38

96

72

18

16

34

62

18

74

56

5.Тест - тренировка на зрительную память. |

Розовый фламинго

Мамина шляпа

День космонавтики

Дальние страны

Утренняя роса

Завядшие цветы

Хороший день

Соловьиная трель

6.Тест - тренировка на слуховую память.

Писатель Морозно Увлечение Календарь Журнал Портреты Статья Скатерть Крокодил

Мысли Размышления Букет Витамины Листья Шорох Ягода Шляпа Лес Рука Дорога

7. Тест-тренировка на ассоциативную память. Зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

8.Игра "Живые скульптуры"

Вся группа делится на две подгруппы. Первая - выходит за дверь. В это время вторая участники второй подгруппы делают какую-нибудь "живую скульптуру". Затем первая подгруппа входит и смотрит. После этого еще раз выходит за дверь и, когда возвращается, должна воспроизвести групповую фигуру, показанную первой группой. Затем группы меняются местами.

9. Подведение итогов, тетрадь обратной связи.


© 2010-2022