Мой мир развивающая программа

Актуальностью данной программы является то, что современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно конт...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

41

Управление образованием администрации г.Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка»









МОЙ МИР

развивающая программа для детей 5-6 лет на развитие эмоциональной сферы

Составитель:

Е.А. Кулинич

педагог-психолог



«Утверждаю» Рассмотрена на ПМПк МБДОУ №23

Заведующий МБДОУ № 23 «Сказка» и рекомендована к использованию

___________ Т.В.Пермякова Протокол № ____ от _________2014 г.

«____» ____________ 2014 г. Председатель ПМПк

____________________ О.Н.Серженко

Юрга 2014

Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………3

Тематическое планирование………………………………………………6

Список используемой литературы………………………………………..14

Приложение………………………………………………………………...16










































Пояснительная записка



Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога, составлена на основе реализации задач осуществляемых в образовательном учреждении, а также на основе действующих ФГОС.

Действующие ФГОС определяют интегративные качества ребёнка как планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы ДОУ. В соответствии с интегративными качествами выпускник ДОУ должен быть эмоционально отзывчивым. Откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Универсальный характер учебных действий данной программы, направленной на развитие эмоциональной сферы, проявляется в том, что они обеспечивают развитие составляющих эмоциональной сферы (гармоничное развитие различных чувств и эмоций, развитие умений понимать собственные эмоциональные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

Программа разработана на основе занятий И.А.Пазухиной и А.В.Можейко (развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. М.: творческий цент «Сфера», 2009.).

Актуальностью данной программы является то, что современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Академик В.М.Бехтерев подчёркивал необходимость приобретения навыков в трёх взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира, так же необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребёнка. В возрасте 5-6 лет у детей появляются устойчивые чувства и эмоции по отношению к взрослым и сверстникам.

Поэтому в связи с актуальностью данной проблемы, была создана развивающая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей.

Цель развивающей программы - развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет.

Задачи программы

1.Развивать умение познавать эмоциональные состояния;

2. Пополнять активный словарь ребёнка словесными обозначениями эмоций;

3.Научить детей регулировать своё эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение;

4.Развивать творческую активность.

Программа по развитию эмоциональной компетентности дошкольников 5-6 лет, состоит из 21 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Выбор места проведения зависит от имеющихся возможностей учреждения.

Методы исследования: Проективная методика «Несуществующее животное» (Автор методики: Дукаревич М.З); проективная методика «Кактус» (Панфилова М.А.); проективная методика «Рисунок семьи» (Автор методики: Л.Корман).

Содержание программы.

Первые 5 занятий - вводные, на них дети осваивают пространство, в котором будут проходить встречи, а также настраиваются на дальнейшею совместную работу в группе через познание собственных ощущений, получаемых с помощью основных органов чувств. Основная часть программы 15 занятий погружает ребенка в мир эмоций, помогает ему осознать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей. Последнее занятие подводит итог. Дети вспоминают различные эмоциональные состояния. Умело распознают эмоциональное состояние товарищей и описывают своё. Формируются навыки самоконтроля. Структура занятия состоит из: приветствия, коррекционных упражнений, игр направленных на развитие эмоциональной сферы и рефлексии.

Главное условие - наличие в помещении пространства для свободного передвижения детей.

Методы и приемы: игровая форма организации с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, фотографий, творческими заданиями.

Материально-техническое обеспечение: бумага, карандаши, магнитофон, музыкальное сопровождение, ткани разных цветов, обруч, игрушка Карлсон, тактильные дощечки, кусочек ваты, пёрышко, мяч, зеркала, изображение инопланетянина, набор разных игрушек, воздушный шар.

Ожидаемый результат: В результате работы по данной программе дети знакомятся с основными эмоциями, а также учатся различать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, обучаются приёмам саморегуляции.











Тематическое планирование занятий

№ Занятия

Тема занятия

Цели и задачи

Наименование форм и упражнений

1

«Осваиваем пространств»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, развитие навыков позитивного социального поведения.

Задачи: 1.Воспитывать чувство защищённости.

2.Развивать навыки позитивного социального поведения.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упр. «Волшебный туннель».

3Игра «Земля, небо, огонь, вода».

4Игра «Укрась свой дом».

5Рефлексия.

2

«Страна цвета»

Цель: помощь в осознании собственных цветовых предпочтений, развитие воображения.

Задачи: 1 Помочь осознать цветовые предпочтения.

2Развивать воображение.

3Воспитывать чувство прекрасного.

Игры и упражнения:

1Риту ал приветствия.

2Сказка «как появился разноцветный мир».

3Игра «Феи и чудеса».

4Упражнение «Цветик- семицветик».

5Рефлексия

3

«Театр звуков»

Цель: осознание собственного эмоционального состояния, вызванное тем или иным звуком, развитие воображения.

Задачи: 1 Помочь осознать собственное эмоциональное состояние, вызванное тем или иным звуком.

2.Развивать воображение

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Угадай-ка».

3Игра «Оркестр».

4Рефлексия.

4

«Дворец из сладостей»

Цель: развитие стремления познавать себя и других.

Задачи: 1.Формировать вкусовые образы.

2.Развивать умение описывать чувства словами.

Игры и упражнения:

1 Ритуал приветствия 2.Упражнение «Магазин» 3. Игра «Солёный чай» и «Сладкий чай»

  1. Игра «Свой дворец»

  2. Рефлексия

5

«Знакомые незнакомцы»

Цель: формирование умения создавать тактильные образы, развитие умения концентрироваться на соответствующих ощущениях.

Задачи: 1. Формировать умение создавать тактильные образы.

2Развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях.

3Помогать в снижении телесного напряжения и получение позитивного двигательного опыта.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия

2Упражнение«Тактильные дощечки»

3Игра «Найди пару»

4Упражнение «Сочиняем сказку»

5Рефлексия

6

«Меня зовут...»

Цель: развитие умения выражать эмоциональное отношение к своему имени.

Задачи: 1. Способствовать нахождению ребёнком смысла своего имени.

2Развивать умение выражать эмоциональное отношению к своему имени.

3Воспитывать навыки этикетного поведения.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Эхо».

3 Игра«Маленькое имя».

4Игра «Ласковое имя».

5Рефлексия


7

«Каким я себя вижу?»

Цель: помощь в осознании собственной индивидуальности.

Задачи. 1 .Развивать умение познавать собственное тело.

2.Быть внимательным по отношению к другим людям.

Игры и упражнения: 1 Ритуал приветствия.

2Упражнение«Посмотри на себя со стороны»

3Игра «Радио»

4Игра «Ветер дует на .»

5Упражнение «Нарисуй себя».

6Рефлексия

8

«Мой внутренний мир»

Цель: развитие внимания к себе, к своим переживаниям Задачи: 1.Предложить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

2.Развивать внимание к себе, к своим переживаниям.

3.Воспитывать положительный образ собственного «я».

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение«Слушаем себя».

3Игра «Домик настроений».

4Игра «Ветер дует на ..»

5Рефлексия.

9

«Мы с одной планеты»

Цель: развитие эмпатии, совершенствование способов коммуникации с окружающими.

Задачи:

1. Формировать чувство принадлежности к группе.

2.Расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими.

3.Воспитывать эмпатию.

Игры и упражнения: 1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Чем мы похожи»

3Игра «Ассоциации»

4Игра «Мыльные пузыри»

5Ритуал прощания.

10

«Я и ты - такие разные»

Цель: умение различать индивидуальные особенности детей в группе.

Задачи: 1.Развивать умение определять свои предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их с предпочтениями других детей. 2.Воспитывать уважение к особенностям других людей.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Мы разные».

3Игра «Спиной друг к Другу».

4Игра«Живые

прыгалки».

5Рефлексия.

11

«Пойми меня»

Цель: расширение представлений о различных способах коммуникации с окружающими

Задачи: 1.Дать дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

2. Воспитывать взаимопонимание

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Игра «Ищем клады»

3Игра «Через стекло»

4Упражнение «Артисты пантомимы».

5Рефлексия.

12

«Мы построим дружный мост»

Цель: развитие чувства сплочённости в группе.

Задачи: 1.Способствовать преодолению трудностей в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам.

2.Развивать ощущение сплочённости в группе.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Договорись взглядом».

3Игра «Парный мост».

4Игра «Волны».

5Рефлексия.

13

«Хорошо или плохо»

Цель: развитие умения регулировать своё поведение.

Задачи: 1.Формировать моральные представления.

2.Развивать положительные черты характера.

3.Развивать умение регулировать собственное поведения

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение«Надутый шарик».

3Упражнение «Отрицательные и положительные черты характера».

4Игра «Ассоциации»

5Рефлексия

14

«Грусть-печаль»

Цель: развитие понимания чувств своих и других людей.

Задачи: 1. Расширять представления об эмоции «грусть».

2.Помогать преодолевать негативные настроения.

3.Предложить передать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Море волнуется».

3Игра-ассоциация «Грусть».

4Игра «Северный полюс».

5Рефлексия.

15

«Смешинка в рот попала»

Цель: формирование положительных чувств, расширение представлений об эмоции «радость».

Задачи: 1.Понимать чувства свои и других людей, передавать своё эмоциональное состояние, используя различные средства выразительности.

2.Формировать положительные чувства и эмоции с помощью улыбки.

3.Расширять представления об эмоции «радость»

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Игра- ассоциация «На что похожа радость».

3Игра «Что может поднять тебе настроение»

4Упражнение«Рисуем радость».

5Рефлексия.

16

«Страшная история»

Цель: расширение представлений об эмоции «страх»

Задачи: 1. Помочь понимать чувства свои и других людей.

2.Способствовать умению передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

3.Способствовать снятию страхов, повышению уверенности в себе.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Упражнение «Расскажи свой страх»

3Игра «Гуси-лебеди»

4Игра-ассоциация «Страх»

5Рефлексия

17

«Комната удивления»

Цель: расширение представления об эмоции «удивления», умения передавать своё эмоциональное состояние.

Задачи: 1 .Развивать умение понимать чувства свои и других людей.

2.Воспитывать эмпатию.

3.Передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

4.Расширять представления об эмоции «удивление».

Игры и упражнения: 1Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Море волнуется».

3 .Игра-ассоциация «Удивление».

4. Рефлексия

18

«Укроти свой гнев»

Цель: расширение представлений эмоции «гнев», преодоление негативного настроения.

Задачи: 1 Предложить передать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные способы

2Расширять представление об эмоции «гнев».

3Предложить преодолевать негативное настроение

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Игра-ассоциация «Злость».

3Игра «Гневная гиена».

4Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

5Рефлексия.

19

«Обида»

Цель: формирование представлений об эмоции «обида», понимание чувств свои и других людей.

Задачи: 1.Расширять представлений об эмоции «обида».

2 Различать чувства свои и других людей.

3 Развивать умение передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Игры и упражнения: 1Ритуал приветствия

  1. Упражнение «Обида».

  2. Игра «Обиженный и обидчик».

4Рефлексия.

20

«Интерес»

Цель: формирование представление об эмоции интерес, понимание чувств своих и других людей.

Задачи: 1. Расширять представления об эмоции «интерес».

2 Понимать чувства свои и других людей.

3 Развивать умение передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Игры и упражнения: 1Ритуал приветствия

  1. Игра «Что меня интересует».

  2. Упражнение «Море волнуется».

  3. Игра-ассоциация «Интерес»

5Рефлексия.

21

«Мир эмоций»

Цель: формирование представлений о многообразии эмоций.

Задачи: 1. Развивать умение определять своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих 2.Воспитывать уважение к особенностям других людей.

Игры и упражнения:

1Ритуал приветствия.

2Игра «Мы разные».

3Игра «Азбука настроения».

4Упражнение «Море волнуется раз».

5Рефлексия.







Приложение

Занятие № 1. Осваиваем пространство



Цель: гармонизация эмоционального состояния, развитие навыков позитивного социального поведения.

Задачи:

Воспитывать чувство защищённости;

Развивать навыки позитивного социального поведения.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия:

Здравствуйте, я рада вас видеть. В этом году нас ждёт много открытий, путешествий, историй. Но сначала нам надо исследовать место, где мы будем заниматься.



  1. Упражнение «Волшебный туннель».

Психолог: я открываю дверь в ту комнату. Видите туннель? Нам надо обязательно пройти через него, чтобы попасть внутрь. Тогда эта комната станет волшебной страной.

Звучит спокойная музыка.

Слышите звуки - волшебная страна зовёт нас. Но войти в неё может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него, кто хочет найти новых друзей. Подумайте и решите, есть ли среди вас такие лети?

Дети отвечают.

Тогда проходите!



  1. Игра «Земля, небо, огонь, вода».

Психолог: мы уже в волшебной стране, начинаем наше путешествие. Мы идём по земле. Земля здесь тоже волшебная. Она может постоянно изменяться. Вот мы идём по зелёной мягкой траве.

Дети идут по зелёной ткани.

А сейчас под ногами тёплый песок.

Идут по жёлтой ткани.

Вдруг выпал снег, и под ногами у нас пушистый, но холодный снежный ковёр. Идут по белой ткани.

Мы подошли к волшебной реке. Вода в ней прозрачная, прозрачная.

Проводят ладони по голубой ткани.

Какой здесь прекрасный воздух, наполненный удивительными ароматами.

Подбрасывают вверх прозрачную ткань.

Смотрите, огонь, он тоже есть в волшебной стране. Какой он маленький! Но что это с ним? Налетел ветер и пламя всё сильней и сильней поднимается к верху.

Все прикасаются руками к красной ткани.



  1. Игра «Укрась свой дом»

Психолог: представьте, что обруч - это ваш дом. Расскажите о нём.

Дети по очереди рассказывают о своём доме, где он расположен, как ребёнок чувствует себя в нём.

Теперь мы знаем, как будут выглядеть ваши дома. Подойдите к столу с различными предметами. Тут есть всё, что поможет вам изменить дом: бусинки, шнурки, камешки, палочки. Выберете себе любые предметы для украшения.



  1. Рефлексия.

Дети сообщают, как им сегодня было на занятии, довольны ли они собой или нет.

Занятие № 2. Страна цвета

Цель: помощь в осознании собственных цветовых пристрастий, развитие воображения.

Задачи:

Помочь осознать цветовые пристрастия.

Развивать воображение.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия

Психолог: здравствуйте! Вам понравилось наше путешествие по волшебной стране на прошлом занятии?

Дети отвечают.

А сегодня мы посетим страну Цвета.

Психолог: какие цвета вы знаете? Как вы думаете, зачем нужны разные цвета?

Дети отвечают.

Какое настроение вызывает чёрно-белый мир.

Дети высказывают различные мнения.

Оказывается, много веков назад цвета не знали. Послушайте сказку о том как появился разноцветный мир.

  1. Сказка «Как появился разноцветный мир»

Давным-давно, когда весь мир был чёрным и белым, жили на Земле две могущественные феи - Темноты и Света.

Фея Света озаряла всех вокруг чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила другая фея - Тьмы и укрывала Землю чёрным покрывалом. Все предметы становились чёрными -примерными.

Так они сменяли друг друга каждый день. Но вот однажды фея Света решила подарить себе краски. Взмахнула своим волшебным лучом, и предстали перед ней все цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая - розовой, третья - фиолетовой, четвёртая - оранжевой.

- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, вам предстоит нелёгкая работа: осветить своими цветными лучами Землю. Вот заголубели васильки и незабудки, вода и небо. Вот порозовели розы в садах, щёчки у детей, рассвет осветил облака в утреннем небе. Все феи славно потрудились..

И стала Земля нарядная, разноцветная и радостная.

Понравилась вам сказка? Что интересного вы узнали?

  1. Игра «Феи и чудеса»

Психолог: назовите свой любимый свет и выберете соответствующий кружок. Теперь это ваша волшебная палочка, а вы - фея этого цвета. Представьте, что вы сотканные из сверкающих искорок, тоже были в той сказке и осветили своим цветным лучом Землю. Какую работу вы совершили и что ещё хотели бы окрасить в данный цвет?

  1. Упражнение «Цветик-семицветик»

Психолог: помните сказку про «Цветик-семицветик»?

Дети отвечают.

Это не простой цветок. Он имеет волшебные свойства - исполнять желания. Каждый человек о чём-то мечтает. Расскажите, о чём вы мечтаете, что бы вы пожелали себе, своей семье, другу.

Дети перечисляют пожелания, называя определённый лепесток Цветика- семицветика.

  1. Рефлексия

Детям предлагается изобразить фигурой своё настроение.

Занятие № 3. Театр звуков

Цель: осознание собственного эмоционального состояния, вызванное тем или иным звуком, развитие воображения.

Задачи:

Помочь осознать собственное эмоциональное состояние, вызванное

тем или иным звуком.

Развивать воображение.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия.

Психолог: Сегодня мы начнём занятие с необычного приветствия. Подарим друг другу свой звук. Вокруг много предметов, которые могут издавать звуки. Выберете какой-нибудь один.

Дети приветствуют друг друга звучанием какого-нибудь инструмента.

Наверное, вы догадались о теме нашего сегодняшнего занятия. Да это звуки, которые нас окружают. А теперь давайте избавимся от тишины.

Постучите пальцами по столу, похлопаем в ладоши. Вокруг нас появились звуки.

  1. Упражнение «Угадай-ка»

Психолог: ребята, а как вы думаете, откуда появляются звуки?

Дети отвечают.

Верно, звуки могут издавать различные предметы. Давайте совершим воображаемое путешествие в какой-нибудь дом: походим по нему, заглянем в его комнаты и послушаем некоторые звуки и шумы. Итак, начинаем, Закрывайте глаза.

Звучит первый фрагмент - шум воды

Куда мы с вами попали?

В какой комнате дома мы можем слышать этот звук?

Что делает человек?

(вариант ответа: это ванная, человек моет руки, умывается)

  1. Игра «Оркестр»

Психолог: Молодцы, вы заслужили аплодисменты! Вы, как настоящий оркестр, понимали друг друга с полуслова - вернее с ползвука. Предлагаю вам выразить свои эмоции во время спектакля в общей мелодии. Наш оркестр готов? Тогда начинайте.

Вновь воцарилась тишина. Насладитесь ею. Осмотритесь вокруг. Закройте глаза. Вспомните всё, что мы сегодня делали, свои эмоции в ходе каждой игры или упражнения.

Откройте глаза. Возьмите альбомы и карандаши и попробуйте нарисовать свои впечатления. Ваш рисунок может быть любым: просто линии, отдельные предметы, персонажи сказок. Главное, чтобы он «звучал» и передавал ваши эмоции, ваше настроение, которое было у вас во время занятия.

  1. Рефлексия

Дети мимикой выражают своё настроение и состояние к концу занятия.

Занятие № 4. Дворец из сладостей



Цель: развитие стремления познавать себя и других.

Задачи:

Формировать вкусовые образы.

Развивать умение описывать чувства словами.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия.

Психолог: доброе утро! Сегодня я приготовила для вас самое «вкусное» занятие. Как вы думаете, что мы будем делать?

Дети высказывают различные мнения.

У нас в гостях, - Карлосон! Он пришёл не просто так, он хочет с вами поговорить о его любимой теме - еде. Он мечтает попасть когда-нибудь в настоящий Дворец сладостей. Послушайте его любимое стихотворение.

Ватрушки. Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо совсем позабыла.

Две штучки - для внучки. Две штучки - для деда, Две штучки - для Таны, дочурки соседа....

Считала, считала да сбилась, А печь то совсем протопилась!

Угадали, какое любимое лакомство у Карлосона?

  1. Упражнение «Магазин»

Психолог: Карлсон любит иногда залетать в магазины, смотреть на баночки с вареньем и другими сладостями. Давайте и мы сегодня вместе с ним отправимся в волшебный магазин, чтобы выбрать продукты, которые вы любите. А потом попробуем из них составить «меню доброты и злости».

  1. Игра «Солёный чай» и «Сладкий чай»

Психолог: как вы думаете, в «меню злости» входит чай солёный илиР сладкий?

Дети отвечают.

Попробуйте изобразить мимикой человека, который попробовал солёный чай: голову наклоните назад, брови нахмурьте, глаза сощурьте, верхнюю губу поднимите к носу, нос сморщите - ну как такому человеку не быть злым! Надо ему помочь предложить обыкновенно сладкий чай. Покажите мимикой, какое чудо произошло!

  1. Игра «Свой дворец»

Психолог: да без сладкого людям было бы грустно жить. Какие вы любите сладости?

Дети отвечают.

Сколько всего вы перечислили! Хватит на целый дворец! Давайте вместе с Карлсоном посетим дворец сладостей. Опишите его.

Из чего могут быть его стены?

Какая у него крыша?

А где окошки?

А кто в дворце может жить-поживать, какого добра наживать?

  1. Рефлексия

Какое настроение у вас было во время путешествия?

Занятие № 5. Знакомые незнакомцы

Цель: формирование умения создавать тактильные образы, развитие умения концентрироваться на соответствующих ощущениях.

Задачи:

Формировать умение создавать тактильные образы.

Развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях.

Помогать в снижении телесного напряжения и получение позитивного двигательного опыта.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: сегодня мы с вами попробуем поближе познакомиться. Давайте поприветствуем друг друга с помощью ладошек

Дети касаются друг друга ладошками.

  1. Упражнение «Тактильные дощечки»

Психолог: ладошки - наши верные помощники. Стоит провести рукой по какой-либо поверхности, и мы можем многое узнать, определить предмет даже закрытыми глазами, почувствовать настроение другого человека. А чтобы это получалось ещё лучше, нам помогут «волшебные дощечки». Потрогайте их одну за другой.

Педагог раздаёт детям тактильные дощечки. Вот самая мягкая, как шёрстка медведя. Вот гладкая, как поверхность реки, замёрзшая зимой. Следующая шероховатая, как будто дорога.

  1. Игра «Найди пару»

Психолог: «Волшебные дощечки» способны изменить настроение, помочь в различных ситуациях. Давайте попробуем это сделать.

Педагог говорит, какую дощечку надо потрогать. Дети по очереди с закрытыми глазами находят нужную дощечку.

Если у кого-то грустное настроение, надо его «поднять», потрогать что-нибудь приятное, мягкое.

Если кто-то слишком развеселился и не может успокоиться, ему можно предложить ровную дощечку.

Когда вы собираетесь сделать что-нибудь важное, вам нужно стать сильным и храбрым - выберите дощечку с шероховатой твёрдой поверхностью

Если кто-то сердится ему нужно погладить что-нибудь гладкое, немного скользкое.

  1. Упражнение «Сочиняем сказку»

Психолог: вы готовы сочинить сказку? Тогда начинаем.

Отправились наши ладошки в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любые желания. Думали-думали, как туда попасть. Вдруг видят облачко...Мягкое, пушистое, тёплое.

Дети передают друг другу кусочек ваты.

Сели ладошки на него, и так приятно было им на нём лететь, что не заметили они, как оказались...

Далее психолог передаёт другой предмет, ощупывая который дети придумывают дальнейшее развитие сюжета.

Наша сказка подошла к концу. Понравилась ли вам она? Устали ваши ладошки.

  1. Рефлексия

Что вам понравилось больше всего на занятии?

Занятие № 6. Имя моё ...

Цель: развитие умения выражать эмоциональное отношение к своему имени.

Задачи:

Способствовать нахождению ребёнком смысла своего имени.

Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия

Психолог: здравствуйте, дети. Сегодня у нас «именное» приветствие: пусть каждый из вас поздоровается с соседом справа и произнесёт его имя. Тот должен в свою очередь ответить на приветствие и обратиться к соседу справа. И гак далее по кругу.

Сколько разных имён и произнести!

А вы знаете, кто вас так назвал?

Нравится ли вам ваше имя?



  1. Упражнение «Эхо»

Психолог: вы знаете, что с именами можно поиграть? Давайте разучим эту игру - она называется «Эхо». Пусть каждый по очереди называет своё имя и прохлопывает его в ладоши. А остальные дружно за ним повторяют, будто эхо.

  1. Игра «Маленькое имя»

Психолог: вы не забыли, что мы путешествуем по волшебной стране? А значит с нами могут произойти разные волшебные истории и превращения. Вот и сейчас - вдруг - мы все стали маленькими, какими были раньше. Нам нужно вспомнить, как нас тогда называли - тогда колдовство исчезнет.

Мы будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кто должен его поймать. А тот в ответ пусть скажет имя, когда он был совсем маленьким.

Но ведь имя есть не только у человека. И сказочные герои имеют свои имена, и у животных есть клички. Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей.

Психолог называет героя сказки, дети объясняют, что означает его имя

Белоснежка (белая как снег);

Незнайка (ничего не знает);

Курочка Ряба (пёстрая, рябая);

Корова Бурёнка (бурая, коричневая);

Снегурочка (сделана из снега);

Бычок - смоляной бочок (бочёк в смоле).

  1. Игра «Ласковое имя»

Психолог: имена можно назвать по-разному, с разным настроением. Давайте попробуем, бросая друг другу мяч, называть собственные имена ласково, радостно, печально.

  1. Рефлексия

Что вам понравилось больше всего на занятии?

Занятие № 7. Каким я себя вижу

Цель: помощь в осознании собственной индивидуальности.

Задачи:

Развивать умение познавать собственное тело.

Учить быть внимательным по отношению к другим людям

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: Здравствуйте! Рада всех вас видеть. 11сдагог обращает внимание детей на стол, где лежат зеркала. Как вы думаете зачем, нам сегодня зеркала?

Дети высказывают свои мнения.

С помощью зеркал мы попробуем взглянуть на себя со стороны.

  1. Упражнение «Посмотри на себя со стороны»

Психолог: для этого аккуратно возьмите зеркальце, внимательно рассмотрите своё отражение и ответьте на следующие вопросы.

Какого цвета твои глаза?

Кокой формы твоё лицо?

Какие у тебя волосы?

Тебе нравится твоя причёска?

Улыбнись? Ты нравишься себе?

Какого ты роста?

Во ч то ты одет (а)?

  1. Игра «Радио»

Психолог: я надеюсь, вы ещё лучше узнали себя. Поэтому давайте поиграем. Представьте, что у нас включено радио. Диктор разыскивает детей нашей группы. По его описанию мы постараемся угадать, кто же потерялся. Сначала диктором буду я:

Внимание! Внимание! Потерялась девочка. Одета в джинсовую юбку и водолазку розового цвета. Волосы длинные, в рукам сумочка. Кто знает эту девочку?

  1. Игра «Ветер дует на ...»

Психолог: вы чувствуете, кажется, начинается слабый ветерок. На кого же он подует? Давай те с ним поиграем.

Ветер дует на тех, у кого ...короткие волосы.

Дети делают шаг вперёд.

  1. Упражнение «Автопортрет»

Психолог: теперь я предлагаю вам нарисовать свои автопортреты. Постарайтесь как можно точнее передать свои особенности внешности, одежды.

  1. Рефлексия

Что вам понравилось на занятии?

Занятие № 8. Мой внутренний мир



Цель: развитие внимания к себе, к своим переживаниям.

Задачи:

Учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои

физические и эмоциональные ощущения.

Развивать внимание к себе, своим переживаниям.

Воспитывать положительный образ собственного «я».

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Рада вновь видеть вас. Посмотрите на нашу комнату. Что нас окружает? Что изменилось?

Дети отвечают

Это наш маленький окружающий внешний мир. А сегодня мы попробуем познакомиться с тем миром, который находится внутри каждого из нас.

  1. Упражнение «Слушаем себя»

Психолог: как вы думаете, что находится внутри нас?

Дети высказывают свои предположения.

Правильно, ваши переживания, настроения, желания - всё это составляет ваш внутренний мир. Его нельзя увидеть глазами, но можно ощутить почувствовать. Представьте, что это дом, в котором есть открытые места, так и тайные уголки, огромные подвалы - ваши будущие знания и опыт.

Закройте глаза. Попробуйте посмотреть на своё внутренне «я». Почувствуйте себя. Вслушайтесь в себя. Загляните в свой внутренний мир, пройдите по его уголкам. Что происходит там, что вы ощущаете сейчас? Какие чувства испытываете? Поделитесь своими впечатлениями друг с другом.

  1. Игра «Домик настроений»

Психолог: когда незнакомые люди встречаются и начинают общаться, они познают друг друга, постепенно открывают свой внутренний мир.

Представьте себе, что ваш внутренний мир - дом с закрытой дверцей. Например, вот такой.

Педагог показывает объёмные домики.

Выберете себе один из домов.

Дети выбирают домик.

А теперь каждый из вас пусть немного приоткроет дверцу своего внутреннего мира, расскажет о том, какое у него бывает настроение, когда приходит в детский сад.

  1. Игра «Ветер дует на ...»

Психолог: вы чувствуете, кажется начинается слабый ветерок. На кого же он подует? Давайте с ним поиграем.

Ветер дует на тех, кто... любит рисовать.

Выходят вперёд дети, которые любят рисовать.

Затем ведущим может стать один из детей. Когда он произносит: «Ветер дует на того, кто ...», остальные участники группируются по указанным признакам.

Например: хотел бы иметь собаку; любит собирать картинки с изображением; любит есть;

восхищается русалочкой.

  1. Рефлексия

Психолог: постарайтесь вспомнить то, что вы недавно либо видели и, что вам очень понравилось, произвело на вас приятное впечатление.

Занятие № 9. Мы все похожи



Цель: развитие эмпатии, совершенствование приемов взаимодействия с окружающими.

Задачи:

1. Формировать чувство принадлежности к группе.

Расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими.

Воспитывать чувство сопереживания.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: Доброе утро! У нас сегодня необычный гость - житель другой планеты. Он прилетел знакомится с землянами , хочет узнать, похожи мы друг на друга или нет.

  1. Упражнение «Чем мы похожи?»

Психолог: давайте ему поможем. Ведь есть же на Земле двойняшки, близнецы. Почему бы нам не походить на жителей других планет. Для начала поищем черты сходства среди нас. Садитесь в круг. Пусть каждый из вас скажет, чем он похож на своего соседа справа. Например:

У нас одинаковый цвет глаз...

У нас у обоих есть...

Мы оба... и .т.д.

  1. Игра «Ассоциации»

Психолог: наша игра понравилась инопланетянину. Теперь он хочет показать, какие игры любят на его планете. Закройте глаза и представьте цветок или животное, на которое, по-вашему, мнению, вы похожи. «Рассмотрите» его запомните. А теперь откройте глаза и постарайтесь как можно точнее описать, кем вы себя представили.

Дети по очереди рассказывают о своём образе и объясняют, почему выбрали тот или иной объект.

  1. Игра «Конкурс хвастунов»

Психолог: Сейчас начнется конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. А хвастаться мы будем соседом с права. Посмотрите на своего соседа справа. Подумайте какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Дети по очереди рассказывают о своем соседе. Вы заметили, что, когда вы хвастались, вы часто говорили одни и те же слова о разных детях, наверное, именно этими качествами мы похожи друг на друга.

  1. Ритуал прощания

Пора прощаться с нашим новым другом - инопланетянином. Он возвращается на свою планету, а мы остаёмся на нашей родной Земле. До новых встреч!

Занятие № 10. Мы все разные

Цель: умение различать индивидуальные особенности детей в группе.

Задачи:

Развивать умение определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей.

Воспитывать уважение к особенностям других людей.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: здравствуйте, жители планеты Земля. Всегда ли вам хочется быть похожими на друг на друга? Не кажется ли вам, что было бы скучно, если бы все были совершенно одинаковые.

Дети отвечают.

Тогда давайте сегодня поговорим о том, чем же мы отличаемся друг от

друга.

  1. Упражнение «Мы разные»

Психолог: встаньте в круг. Нас ждёт ещё одна игра. Я буду задавать вопросы, о том, о ком идёт речь, должен делать шаг вперёд.

Например: «У кого...»

есть заколка в форме бабочки?

самые длинные волосы?

самые светлые волосы?

на одежде нет карманов?

В конце игры психолог обращает внимание детей на то. что снова нашлись отличия между ними.

  1. Игра «Спиной друг к другу»

Психолог: я думаю, вы уже достаточно познакомились друг с другом, рассмотрели особенности внешности, одежды. Тогда попробуем поиграть в одну интересную игру. Для этого встаньте в пары, внимательно рассмотрите партнёра, запомните, как он выглядит. Теперь повернитесь спиной друг к другу и по очереди опишите своего партнера: какие у него волосы, глаза, нос, одежда.

  1. Игра «Живые прыгалки»

Психолог: а теперь вас ждёт сюрприз - живые прыгалки! Только оживают они лишь тогда, когда их держат в руках с двух сторон самые непохожие друг на друга дети. Пары могут объединяться:

по росту - высокий и низкий;

по цвету волос - светлые и тёмные;

по половому признаку - мальчик и девочка;

по длине волос - длинные и короткие.

Прыгалки лежат внутри круга. Звучит музыка, и дети свободно двигаются по всей комнате. Когда музыка останавливается, дети образуют пары, берут прыгалки с двух сторон и начинают их крутить-прыгалки «оживают».

  1. Рефлексия

Что вам поправилось на занятии?

Занятие № 11. Пойми меня

Цель: расширение представлений о различных способах коммуникации с окружающими.

Задачи:

Дать дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

Воспитывать взаимопонимание.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия.

Педагог: здравствуйте - так мы обычно начинаем наши занятия. Но есть и другие способы.

Я хочу отправиться с вами па остров, обитатели которого общаются без слов. Как же они понимают друг друга?

Дети отвечают.

Давайте проверим, верны ли ваши ответы. Пусть на остров нам укажут волшебные стрелки.

  1. Игра «ищем клады»

Психолог: На молчаливом острове проходят соревнования по поиску кладов. Участникам, нашедшим клад, необходимо объяснить с помощью жестов и пантомимики, что они нашли.

Психолог, а за ним и все дети по очереди находят в песке какой-либо предмет (кукольную мебель, посуду и.т.д.), не доставая его ощупывают. Затем помощью мимики, пантомимики, взглядами стараются объяснить другим, что это за предмет.

Молодцы! Объясните друг другу, по каким признакам вы узнали, что найден именно этот предмет.

  1. Игра «Через стекло»

Психолог: а сейчас встаньте в пары и представьте, что вы разделены толстым стеклом и не слышите, что хочет сообщить вам партнёр. Вы можете обращаться только с помощью рук.

Варианты диалогов:

- у меня болит горло;

выпей горячего чая с вареньем;

купи мне мороженного;

нельзя, заболеешь;

дай мне поиграть в твою машинку;

нет, я и сам хочу играть;

выхоли гулять, будем играть в футбол.

11осле игры выясняется, насколько точно и правильно дети поняли друг друга, что чувствовали при общении.

  1. Упражнение «Артисты пантомимы»

Психолог: посмотрите, мы попали в Бухту мечты. Давайте попробуем помечтать. Например, о том, кем вы будете, когда станете большими. Только не раскрывайте свою мечту. Помните, мы на молчаливом острове и говорить здесь можно только с помощью рук. Покажите, кем в будущем вы будете работать.

Дети изображают представителей различных профессий, остальные участники пытаются их угадать.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети отвечают.

Занятие № 12. Мы построим дружный мост

Цель: развитие чувства сплочённости в группе.

Задачи:

Учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное

отношение к сверстникам.

Развивать ощущение сплочённости в группе.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: здравствуйте, я рада вас видеть.

  1. Упражнение «Договорись взглядом»

Психолог: а про вас можно сказать «хорошие друзья», которые понимают друг друга и помогают в трудную минуту?

Тогда сядьте по кругу, посмотрите друг на друга. Постарайтесь найти себе пару только с помощью взглядов и поменяйтесь с партнёром местами по моему сигналу.

  1. Игра «Парный мост»

Психолог: вижу, что вы хорошо понимаете друг друга. Тогда вам удастся пройти этот парный мост (элементы напольной мозаики разложены по парам в виде дорожки). Становитесь в пары, беритесь за руки. Попробуйте пройти по этому мосту одновременно со своим другом.

  1. Игра «Волны»

Психолог: Как приятно видеть настоящих друзей! Но пора нам отдохнуть!

Послушайте, кажется, мы пришли на берег моря. Вон, какие волны и кл о-то купается.

Дети делятся на две подгруппы - «купающиеся» и «волны», в роли «купающихся», должны побывать все дети. Под музыку «волны» начинают двигаться, касаться «купающихся».

  1. Рефлексия

Изобразите своё настроение на данный момент с помощи мимики или жестов.

Занятие № 13. Хорошо или плохо

Цели: развитие умения регулировать своё поведение.

Задачи:

Формировать моральные представления.

Развивать положительные черты характера.

Развивать умение регулировать собственное поведение

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?

  1. Упражнение «Надутый шарик»

Мне не терпится поделиться с вами впечатлением от одного разговора,1 произошедшего на улице.

Что с тобой? Ты надутый весь такой, словно шарик надувной. У тебя сердитый вид - он о многом говорит: тебя кто-то обижал? Тебе кто-то угрожал? Ты не получил конфет? Или настроенья нет? Что с тобой? Что с тобой? Ты как шарик надувной! Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? Почему его сравнивают с надутым шариком?

Хорошо или плохо всё время на кого-то дуется, обижаться?

Вот посмотрите, на воздушный шарик. Представьте, что внутри него находятся неприятные чувства. Психолог прокалывает шарик, который с шумом лопается.

Если так выпускать своё раздражение, можно напугать и рассердить окружающих.

Педагог надувает ещё один шарик.

Как же надо вести себя, если ты раздражён и рассержен?

Дети высказывают разные мнения.

Надо постепенно выпускать раздражение.

Педагог постепенно выпускает воздух из воздушного шарика.

  1. Упражнение «Отрицательные и положительные черты характера»

Психолог: перед вами картинки, на которых изображены различные поступки людей. Посмотрите, что нарисовано на каждой из них. А теперь разложите картинки на хорошие и плохие поступки. Дети выполняют задание.

Теперь пусть каждый из вас, выберет по одной любой картинке из каждой группы и попробует сначала изобразить того, кто поступает не правильно, а затем показать положительного героя. По окончанию упражнения психолог задаёт детям вопросы.

Какие ощущения возникали у вас, когда вы изображали отрицательные поступки?

Что вы чувствовали, когда показывали положительное поведение?

Примерный перечень поступков

Плохие: порвал одежду, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо.

Хорошие: защитил слабого, проведал заболевшего друга, обогрел и накормил котёнка, помог младшей сестре одеться.

  1. Игра «Ассоциации»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что может быть похож плохой поступок? Какой цвет ему соответствует? Какие запахи и звуки он издаёт? Откройте глаза. Что вы представляли. Расскажите об этом.

Возьмите листы бумаги, сложите их пополам. На одной стороне нарисуйте то. что вы понимаете под словом «Зло», на другой - то. что вы понимаете под словом «Добро».

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на занятии?



Замятие № 14. Грусть-печаль

Цель: развитие понимания чувств своих и других людей.

Задачи:

Расширять представления об эмоции «грусть».

Помогать преодолевать негативные настроения.

Учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: здравствуйте, ребята, послушайте стихотворение и скажите, какое настроение оно вызывает?

Бесконечные стихи.

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает. Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает. Дети отвечают.

Правильно -- грустное. Сегодня, мы будем говорить о грусти. Ведь есть такие люди, которые постоянно грустят, печалятся и ничего вокруг не замечают. Иногда и мы с вами испытываем грусть.

Психолог показывает рисунок грустных девочки и мальчика.

Психолог: попробуйте угадать, почему каждый из них грустит? А у вас бывали ситуации, когда вы грустили?

  1. Упражнение «Море волнуется»

Психолог: теперь встаньте свободно и давайте поиграем.

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Фигура грусти на месте замри.

Дети изображают фигуру грусти, печати.

  1. Игра-ассоциация «Грусть»

Психолог: присядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похожа грусть-печаль, какой цвет ей соответствует, какой у нас запах, какие звуки издаёт.

Откройте глаза. Что вы себе представляли?

  1. Игра «Северный полюс»

Психолог: сейчас мы немного попутешествует. Перенесёмся сразу на Северный полюс. Вот мы уже и там. Чувствуете, как холодно? Да. одегы мы не по погоде. Вижу, вы начинаете дрожать, сомкнули колени (одно колено прикрывает другое), руки держите около рта, дышите на пальцы.

А теперь мы на острове плакс. Попробуйте нарисовать, этот волшебный остров, где живут одни плаксы. Вокруг столько воды - слёзы жителей ведь льются ручьём.

Картины получились грустные! Хотелось бы вам всегда жить на таком острове?

Дети отвечают.

Да, надо помочь жителям развеселиться. Давайте встанем в круг - как бы охватим этот остров плакс со всех сторон - и подарим всем обитателям и друг другу самую добрую улыбку.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось?

Занятие № 15. Смешинка в рот попала!

Цель: формирование положительных чувств, расширение представлений об эмоции «радость».

Задачи:

Учить понимать чувства свои и других людей, передавать своё эмоциональное состояние, используя различные средства выразительности.

Формировать положительные чувства и эмоции с помощью улыбки.

Расширять представления об эмоции «радость»

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Здравствуйте, ребята! С добрым утром, солнце, мы тебе рады. Все проснулись и вместе собрались. Давайте пожелаем друг другу добра и радости!

  1. Игра-ассоциация «На что похожа радость?»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похожа радость, какой цвет ей соответствует, какого она запаха, какие звуки ей подходят. Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

  1. Игра «Что может поднять тебе настроение?»

Скажите что может поднять вам настроение? Веселая шутка? Хорошая передача по телевизору? Ответы детей.

  1. Упражнение «Рисуем радость»

Вспомните, пожалуйста, предыдущее занятие. На нём мы грустили и рисовали грустную картину. А как можно изменить настроение грустного человека, доставить ему радость?

Дети высказывают свои мнения, а затем рисуют ситуации . показывающие, как можно развеселить человека.

  1. Рефлексия

Что вам больнее всего понравилось на занятии?

Занятие № 16. Страшная история

Цель: расширение представлений об эмоции «страх».

Задачи:

Учить понимать чувства свои и других людей.

Учить передавать своё эмоциональное состояние, используя

различные выразительные средства.

Способствовать снятию страхов, повышению уверенности в себе.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Здравствуйте, ребята! Часто ли со времени нашего последнего занятия вы испытывали ту эмоцию, о которой мы говорили?

Дети отвечают.

Л сегодня я прошу вас помочь мне.

Психолог показывает детям картинку, на которой изображён испуганный мальчик.

Как вы думаете, что испытывает этот ребёнок?

Дети высказывают своё мнение, описывают мимику и изображение человеческой фигуры, описывая позу.

Правильно страх.

Скажите, как можно победить страх?

  1. Упражнение «Расскажи свой страх»

Психолог: каждый из вас наверняка испытывал страх. Да и у меня были ситуации, когда я чувствовала страх. Давайте расскажем о своих страхах. Становитесь в круг. У кого в руках мяч, пусть бросит его и скажет: «Я боялся когда...»

Психолог приводит пример своего детского страха, затем выслушивает высказывания других детей.

  1. Игра «Гуси-лебеди»

Психолог: а сейчас давайте поиграем. Встаньте свободно. Представьте, что вы гуляете на лужайке, собираете цветы, наблюдаете за различными насекомыми. Но когда прозвучит сигнал тревоги (или стихнет музыка) - значит, летят гуси-лебеди и вам необходимо спрятаться.

По окончанию игры педагог спрашивает, что испытывали дети, когда прятались.

  1. Игра-ассоциация «Страх»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похож страх, какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.

Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом Психолог: ребята давайте нарисуем страх, как он по вашему мнению выглядит. Рисуем страх. А теперь изменяем свой рисунок гак, чтобы изображённая ситуация не казалась страшной.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Занятие № 17. Комната удивления



Цель: расширение представления об эмоции «удивление», умение передавать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

Учить понимать чувства свои и чувства других людей.

Воспитывать чувство сопереживания.

Передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Расширять представления об эмоции «удивление»

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: здравствуйте, рада вас видеть.

Психолог обращает внимание на стол, где лежат очки с цветными стёклами. Что бы это значило, как вы думаете? Дети высказывают свои мнения.

Давайте проверим, угадали ли вы? Попробуем примерить эти очки. Дети и педагог надевают очки с цветными стёклами. Вот чудеса! Какая удивительная комната

Психолог показывает картинку, на ко торой изображён удивлённый мальчик.

Посмотрите на картинку. Чему так удивился изображённый на ней мальчик? Как вы думаете, что до этого было?

Психолог, активизирует жизненный опыт каждого ребёнка, предлагает изобразить удивление.

Подумайте, как долго может длиться удивление?



  1. Упражнение «Море волнуется»

Психолог: встаньте свободно. Начинаем игру. Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три - Фигура удивления на месте замри.

Дети изображают фигуру удивления.

  1. Игра-ассоциация «Удивление»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похоже удивление, какой ему цвет соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.

Звуки музыка.

Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

Психолог: ребята а теперь давайте с вами посоревнуемся, кто больше найдёт и зарисует удивительных вещей, которые находятся рядом с нами.

Молодцы, много удивительных вещей нарисовали, давайте по очереди расскажем о них.

  1. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Занятие № 18. Укроти свой гнев.

Цель: расширение представлений об эмоции «гнев», преодоление негативного настроения.

Задачи:

Учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Расширять представление об эмоции «гнев».

Учить преодолевать негативное настроение

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Психолог: Здравствуйте, ой, какой у нас беспорядок в комбате, вчера в комнате всё было на своих местах. Теперь на полу валяются какие-то предметы, разорванная бумага. Для чего это как вы думаете?

Дети высказывают свои мнения.

Постойте, вот тут какое-то письмо: «Мой дракон самый-самый! Бойтесь его! Так ещё записка: «Если вы хотите быть укротителями, я могу помочь». Наверное, это злой и добрый волшебники никак не могут договориться.

Педагог показывает картинку, на которой изображён злой мальчик.

Посмотрите на рисунок и скажите, какой па ней изображён мальчик: добрый или злой?

Дети отвечают.

Как вы думаете, почему он злится?

Дети высказывают предположения. Далее педагог активизирует жизненный опыт детей.

Вам приходилось в жизни испытывать ярость, гнев? Из-за чего? Когда вы рассержены, что вам хочется сделать?

  1. Игра-ассоциация «Злость»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похож гнев, какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.

Звучит спокойная музыка.

Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

  1. Игра «Гневная гиена»

Послушайте одну историю, которую мы потом разыграем.

Гневная гиена

Гиена стоит у одинокой пальмы, в листьях которой прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет наземлю. Тогда она её съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь подходит к пальме, желая помочь обезьянке. Я страшная гиена, Я гневная гиена. От гнева на моих губах Всегда вскипает пена

Дети изображают данную ситуацию (пальму может имитировать стул), разыгрывая роль обезьянки, гиены и других зверей, желающих помочь обезьянке (гнев гиены должен попробовать изобразить каждый ребёнок).

  1. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Психолог: сегодня мы с вами говорили о плохой эмоции - гневе, представляли различные ситуации, вызывающие гнев. Но чтобы он не остался с нами навсегда и не мешал общаться и дружить, давайте прогоним его. Крикнем вместе: «Уходи гнев, уходи, можно постучать ногами по полу. Вот и всё гнев убежал. Ложитесь спокойно на ковёр, отдохните, слушая музыку.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на занятии

Занятие № 19. Обида

Цель: формирование представлений об эмоции «обида», понимание чувств своих и других людей.

Задачи:

Расширять представления об эмоции «обида».

Учить понимать чувства свои и других людей.

Учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Ход занятия



  1. Ритуал приветствия

Доброе утро ребята, сегодня я вошла в комнату и увидела, что две куклы отвернулись друг от друга. Как вы думаете, что между ними произошло?

Дети высказывают свои предположения.

  1. Упражнение «Обида»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похожа обида, какой цвет ей соответствует, какого она запаха, какие звуки ей подходят.

Звучит музыка.

Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

  1. Игра «Обиженный и обидчик»

Психолог: распределитель по парам и с помощью мимики и пантомимики попробуйте разыграть роли обидчика и обиженного. Затем поменяйтесь ролями в парах.

Но окончании этюда педагог задаёт вопросы.

Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?

Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?

Какая роль понравилась больше?

Подводя итог обсуждению, педагог делает следующие выводы.

Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.

Обида опасна, потому-то может вызвать гнев, ненависть.

Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему боль.

  1. Рефлексия

Какое у вас сейчас настроение?

Занятие № 20. Интерес

Цель: формировать представление об эмоции интерес, понимание чувств своих и других людей.

Задачи:

Расширять представления об эмоции «интерес».

Учить понимать чувства свои и других людей.

Учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия

Доброе утро. Вновь встречаясь с вами, я вижу, что вы занимаетесь каждый раз с большим интересом. А что такое интерес?

Дети высказывают свои мнения.

Вот посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете ему интересно? Чем заинтересовал его цветок? Какое выражение бывает на лицах людей. когда им интересно.

Дети отвечают.

Сегодня мы попробуем получше узнать интересы и предпочтения друг- друга.

  1. Игра «Что меня интересует»

Психолог: у меня в руках карточки-помощники: книга поможет вам рассказать, что вы любите читать, игрушка напомнит какая у вас самая любимая игра.

Дети по очереди, используя карточки-подсказки, рассказывают о себе.

  1. Упражнение «Море волнуется»

Психолог: встаньте свободно. Начинаем игру.

Море волнуется раз,

Море волнуется два.

Морс волнуется три,

Фигура интереса на месте замри.

Дети изображают фигуру заинтересованного человека.

  1. Игра-ассоциация «Интерес»

Психолог: сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похож интерес. Какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.

Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.

У вас есть собственные интересы и увлечения. Расскажите о них.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось па занятии?

Занятие № 21

Цель: формирование представлений о многообразии эмоций.

Задачи:

1. Развивать умение определять своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих. 2.Воспитывать уважение к особенностям других людей.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия «Чистые руки»

Что за чудо-чудеса - раз рука и два рука.

Вот ладошка левая, вот ладошка правая.

И скажу вам не тая: руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросаться в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют любить.

(поднимают вверх сначала одну,потом другую руку. Смотрят на одну, затем на другую ладонь. Согнутые в локтях руки развести в сторону. Гладят свою одну руку, затем другую. Гладят щеки. Берутся за руки).

Психолог. Почувствуйте тепло рук соседа. Улыбнитесь друг другу. Повторите: «Ребята, давайте жить дружно».

  1. Игра «Мы разные»

Психолог: встаньте в круг. Нас ждёт ещё одна игра. Я буду задавать вопросы, о том, о ком идёт речь, должен сделать шаг вперёд.

Например, «У кого…»

- есть заколка в форме бабочки?

- самые длинные волосы?

- самые светлые волосы?

- на одежде нет карманов?

В конце игры психолог обращает внимание детей на то, что снова нашлись отличия между ними.

  1. Игра «Азбука настроения»

Психолог: А теперь садитесь за столы.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселиться?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет без сомнения

Азбука настроения.

(Н. Белопольская)

Психолог: внимательно рассмотрите свои карточки…А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлён, разуется и.т.д.

  1. Упражнение «Море волнуется».

Психолог: теперь встаньте свободно и давайте поиграем.

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Любая фигура на месте замри.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на занятии?



Список используемой литературы

  1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / Сост. А.Л.Венгер. - М.: Генезис, 2001. - Ч 1. - 160 с. - Ч 2. - 128 с.

  2. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет [Текст] / Сост. Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

  3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб, пособие / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогика, 2003. - 512 с.

  4. Григорович Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб.пособие / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.:Гардарики, 2003. - 480 с.

  5. Громова Т.В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка [Текст] / Сост. Т.В.Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.

  6. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Сост. Т.А.Данилина. - М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.

  7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [Текст] / Сост. Д. Дилео. - М.: Изд-воЭКСМО-Пресс, 2007. - 272.

  8. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / Сост. К.Э. Изард. Перевед с английского. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

  9. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. [Текст] / Сост. Н.В.Краснощекова. - Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. - 299 с.

  10. Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций [Текст]: учеб, пособие / Г.А.Кураев, Е.Н.Пожарская. - Ростов Н/Д: РГУ УНИИ, 2002. - 146 с.

  11. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании [Текст]: учеб, пособие / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А.Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб, пособие для студентов вузов / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.

  13. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / Сост. А.М. Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с.

  14. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб, пособие / А.А. Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

  15. Схемы и таблицы по психологии и педагогике [Текст] / Сост. И.Н.Афонина, Л.С.Барсукова, Т.Н. Соколова. - М.:Владос, 2010. - 130 с.

  16. Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр [Текст] / Сост. О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009. - 160 С.





























© 2010-2022