• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников: Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников: Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников

 Данная программа разработана  на основе работ  Н.П. Слободяник.Основной целью   данной программы является формирование эмоциональной стабильности младшего школьника,задачами:предупреждение и снижение тревожности у детей, развитие позитивного образа «Я», организация эмоционального поведения детей: обучение способам регуляции эмоциональных состояний, обучения анализу своего внутреннего состояния и состояния других  людей, коррекция страхов и агрессивных проявлений, развитие самоконтроля за эмоцио...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников

Выполнила : Г.В. Аникина, педагог-психолог,

МБОУ коррекционная школа-интернат №8 г. Саяногорск

Пояснительная записка

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования - внутренней позиции школьника, которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально- положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, страх, тревожность. Помимо появления различных социальных страхов, длительные неудачи в учении могут привести к резкому и стойкому повышению тревожности ребенка, успешность или неуспешность в учебной деятельности в значительной степени влияют на формирование самооценки.

Оптимальные условия формирования психологически здорового ребенка

  • Сформированность основных возрастных личностных новообразований

  • Саморегулируемость (внешняя и внутренняя)

  • Принятие себя и окружающих

  • Рефлексия

  • Потребность в саморазвитии ( с учетом возрастных возможностей их проявления)

Цели и задачи:

  • Формирование эмоциональной стабильности первоклассника;

  • Предупреждение и снижение тревожности у детей;

  • Развитие позитивного образа «Я»;

  • Организация эмоционального поведения детей:

  • обучение способам регуляции эмоциональных состояний,
    обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей,

  • коррекция страхов и агрессивных проявлений,

  • развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями.

  • Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня,- это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных травмирующих условий необходимо выделить быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается социального статуса и благосостояния людей, возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети. Также дисбаланс в развитии детей, обусловленной стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию эмоциональной стабильности.

  • Имитационные и ролевые игры;

  • Психогимнастические упражнения;

  • Самовыражение в рисунках;

  • Чтение и обсуждение прочитанного;

  • Элементы дискуссии;

  • Тренинги самовнушения;

  • Телесно-ориентированные;

Коммуникативные игры

Практическая значимость

Поможет организовать занятия в период школьной адаптации;

Поможет формированию позитивной самооценки;

Поможет формированию коммуникативных навыков;

Поможет формированию эмоциональной стабильности;

Ожидаемый результат

  • Предполагают уменьшение времени на психологическую адаптацию;

  • Снижение школьной тревожности, страхов;

  • Умение справляться со своими чувствами, как положительными так и отрицательными;

  • Умение различать эти чувства у других людей; и как следствие, повышение учебной мотивации.

Занятие №1
Знакомство с тремя настроениями

  • Цель: знакомство с группой, формирование взаимного доверия, освоение адекватных понятий, снятие эмоционального напряжения.Развитие речи; пополнение словарного запаса.

Занятие №2 Как справиться с плохими мыслями

  • Цель: освоение навыков изменения своего настроения, повышение интереса к себе, развитие рефлексии, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Занятие №3 Всегда ли полезно жалеть себя

Цель: учить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно), снятие эмоционального напряжения

Занятие №4 Как делать выбор

  • Цель: тренировка изменять негативные мысли; поиск выхода из трудных ситуаций; снятие эмоционального напряжения.Развитие мелкой моторики. Коммуникативных навыков.

Занятие №5 Измени свое отношение к происходящему

  • Цель: ищем выход из ситуации, которая огорчает, но изменить ее не в наших силах. Снятие эмоционального напряжения, учить вырабатывать позитивное настроение.

Занятие №6 Как избавиться от обиды

  • Цель: учимся искать выход из трудной ситуации. Ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды.Снятие эмоционального напряжения; развитие позитивной модели поведения.

Занятие №7 Знакомство с чувствами злости и гнева

  • Цель: ознакомление с чувствами злости и гнева, с формами их выражения, развитие позитивной модели поведения

Занятие №8 Уходи, злость, уходи

  • Цель: осознание и выражение чувств злости, гнева с использованием техники моделирования эмоций, снятие эмоционального напряжения. Формирование эмоциональной стабильности

Занятие №9 Как победить свой страх

  • Цель: Ознакомление детей с чувством страха, обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.Снятие эмоционального напряжения.

Занятие №10 Я не боюсь

  • Цель: Обучение детей справляться с чувством страха, испуга, развивать формировать эмоциональную стабильность.Развитие речи, коммуникативных навыков.

Такие мысли всегда помогут мне:

  • Я справлюсь;

  • У меня получится;

  • Я научусь;

  • Все будет хорошо:

Я не буду бояться

Литература:

  1. Ганичева И.В.. Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2004.

  2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003

  3. Слободяник Н.П. Коррекционно - развивающая программа по формированию у детей начальной школы позитивной самооценки. - Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1 1998.

  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.

  5. Щербинина С.В, Топоркова И.Г. Мое настроение. - М., 2005.

  6. Степанова О.А. Игровая школа мышления. - М., 2003.


© 2010-2022