- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников: Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников: Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аникина Г.В. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Эмоционально-волевая сфера как компонент психологического здоровья младших школьников
Выполнила : Г.В. Аникина, педагог-психолог,
МБОУ коррекционная школа-интернат №8 г. Саяногорск
Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования - внутренней позиции школьника, которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально- положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, страх, тревожность. Помимо появления различных социальных страхов, длительные неудачи в учении могут привести к резкому и стойкому повышению тревожности ребенка, успешность или неуспешность в учебной деятельности в значительной степени влияют на формирование самооценки.
Оптимальные условия формирования психологически здорового ребенка
-
Сформированность основных возрастных личностных новообразований
-
Саморегулируемость (внешняя и внутренняя)
-
Принятие себя и окружающих
-
Рефлексия
-
Потребность в саморазвитии ( с учетом возрастных возможностей их проявления)
Цели и задачи:
-
Формирование эмоциональной стабильности первоклассника;
-
Предупреждение и снижение тревожности у детей;
-
Развитие позитивного образа «Я»;
-
Организация эмоционального поведения детей:
-
обучение способам регуляции эмоциональных состояний,
обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей, -
коррекция страхов и агрессивных проявлений,
-
развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями.
-
Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня,- это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных травмирующих условий необходимо выделить быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается социального статуса и благосостояния людей, возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети. Также дисбаланс в развитии детей, обусловленной стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию эмоциональной стабильности.
-
Имитационные и ролевые игры;
-
Психогимнастические упражнения;
-
Самовыражение в рисунках;
-
Чтение и обсуждение прочитанного;
-
Элементы дискуссии;
-
Тренинги самовнушения;
-
Телесно-ориентированные;
Коммуникативные игры
Практическая значимость
Поможет организовать занятия в период школьной адаптации;
Поможет формированию позитивной самооценки;
Поможет формированию коммуникативных навыков;
Поможет формированию эмоциональной стабильности;
Ожидаемый результат
-
Предполагают уменьшение времени на психологическую адаптацию;
-
Снижение школьной тревожности, страхов;
-
Умение справляться со своими чувствами, как положительными так и отрицательными;
-
Умение различать эти чувства у других людей; и как следствие, повышение учебной мотивации.
Занятие №1
Знакомство с тремя настроениями
-
Цель: знакомство с группой, формирование взаимного доверия, освоение адекватных понятий, снятие эмоционального напряжения.Развитие речи; пополнение словарного запаса.
Занятие №2 Как справиться с плохими мыслями
-
Цель: освоение навыков изменения своего настроения, повышение интереса к себе, развитие рефлексии, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Занятие №3 Всегда ли полезно жалеть себя
Цель: учить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно), снятие эмоционального напряжения
Занятие №4 Как делать выбор
-
Цель: тренировка изменять негативные мысли; поиск выхода из трудных ситуаций; снятие эмоционального напряжения.Развитие мелкой моторики. Коммуникативных навыков.
Занятие №5 Измени свое отношение к происходящему
-
Цель: ищем выход из ситуации, которая огорчает, но изменить ее не в наших силах. Снятие эмоционального напряжения, учить вырабатывать позитивное настроение.
Занятие №6 Как избавиться от обиды
-
Цель: учимся искать выход из трудной ситуации. Ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды.Снятие эмоционального напряжения; развитие позитивной модели поведения.
Занятие №7 Знакомство с чувствами злости и гнева
-
Цель: ознакомление с чувствами злости и гнева, с формами их выражения, развитие позитивной модели поведения
Занятие №8 Уходи, злость, уходи
-
Цель: осознание и выражение чувств злости, гнева с использованием техники моделирования эмоций, снятие эмоционального напряжения. Формирование эмоциональной стабильности
Занятие №9 Как победить свой страх
-
Цель: Ознакомление детей с чувством страха, обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.Снятие эмоционального напряжения.
Занятие №10 Я не боюсь
-
Цель: Обучение детей справляться с чувством страха, испуга, развивать формировать эмоциональную стабильность.Развитие речи, коммуникативных навыков.
Такие мысли всегда помогут мне:
-
Я справлюсь;
-
У меня получится;
-
Я научусь;
-
Все будет хорошо:
Я не буду бояться
Литература:
-
Ганичева И.В.. Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2004.
-
Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003
-
Слободяник Н.П. Коррекционно - развивающая программа по формированию у детей начальной школы позитивной самооценки. - Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы -№1 1998.
-
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.
-
Щербинина С.В, Топоркова И.Г. Мое настроение. - М., 2005.
-
Степанова О.А. Игровая школа мышления. - М., 2003.