- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Профессиональное самоопределение школьников
Программа Профессиональное самоопределение школьников
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Селищева Е.А. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [email protected]
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
председатель методического объединения
__________/_____________
Протокол № ____
от «____» _______2015 г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
____________________
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________2015 г.
«Утверждаю»
директор школы
____________________
/Ю.В. Андросова/
Приказ № _____
от «____» ___ 2015 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Профессиональное и личностное самоопределение школьников»
для 8 класса
1 час в неделю/ 17 учебных часов
на 2015 - 2016 учебный год
Педагог - составитель:
педагог-психолог
АНО «Школа «Премьер»
ЮАО г. Москвы
Е.А. Селищева
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа разработана на основе методического материала Г.В. Резапкиной и адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы (процент внесенных изменений составляет 60%).
При составлении программы были использованы материалы:
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2014.
-
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. - М.: Академия, 2013.
-
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Морозова Т.Ю., Селищева Е.А. Профориентационные занятия «Мой путь к успеху». Справочник классного руководителя №1.- М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011 г.
-
Электронный ресурс metodkabi.net.ru
Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
-сформировать готовность к быстрой профессиональной адаптации в современном обществе;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предъявляет требования к программам профориентационной работы со школьниками на ступени среднего (полного) общего образования. Она должна направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, подготовленного к жизненному самоопределению. Программа должна обеспечивать формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.
Программа должна содержать описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении, а также планируемые результаты по профессиональной ориентации и обучающихся.
Требования к результатам изучения курса
Личностные результаты освоения учебного курса:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Предметные результаты освоения учебного курса:
- готовность и способность к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Система оценивания достижений учащихся
Программа не предполагает оценивания с помощью отметок. Система оценивания «зачёт-незачёт».
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на одно полугодие при одном уроке в неделю.
Календарно - тематическое планирование учебного материала по элективному курсу
для учащихся 8 класса на 2015 - 2016 учебный год
Количество часов в курсе: 17 (1- в неделю)
№ уроков
Название темы и количество часов.
Сроки изучения (неделя месяца)
Оценивание
(если есть)
1
Тема 1. Знакомство с программой курса «Профессиональное и личностное самоопределение школьников». Стратегия выбора профессии
11.01-17.01
2-9
Что я знаю о своих возможностях?
2
Тема 2. Темперамент и выбор профессии
18.01-24.01
3
Тема 3. Характер и выбор профессии
25.01-31.01
4
Тема 4. Эмоциональность и выбор профессии
1.02-7.02
5
Тема 5. Конфликтность и выбор профессии
8.02-14.02
6
Тема 6. Интересы и выбор профессии
15.02-21.02
7-8
Тема 7,8. Способности и выбор профессии
22.02-28.02
9
Тема 9. Мой профессиональный профиль
29.02-6.03
10-16
Что я знаю о мире профессий?
10
Тема 10. Классификация профессий
7.03-13.03
11
Тема 11. Профессия, специальность, должность
14.03-20.03
12
Тема 12. Пути получения профессии
28.03-3.04
13
Тема 13. Интернет как помощник на пути профессионального и личностного самоопределения
4.04-10.04
14
Тема 14. Ошибки в выборе профессий
11.04-17.04
15
Тема 15. Профессия и здоровье
18.04-24.04
16
Тема 16. Моя профориентационная карта
25.04-1.05
17
Итоговое занятие
2.05-8.05
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2014.
-
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. - М.: Академия, 2013.
-
Электронный ресурс metodkabi.net.ru
-
Электронный ресурс narod.vch.ru
-
Наглядное пособие «Выбери профессию - выбери свой Путь» (проектный продукт Осоткиной А., проект 2014 г.).
Список учебно-методической литературы
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2014.
-
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. - М.: Академия, 2013.
-
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Морозова Т.Ю., Селищева Е.А. Профориентационные занятия «Мой путь к успеху». Справочник классного руководителя №1,2,3- М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011 г.