Текстовое сопровождение к презентации Внутренняя позиция школьника и мотивация

Перова Д.Ю. Мастер-класс «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу» Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы обратимся к теме «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу». Эта тема важна для формирования личностных УУД, и особенно важна на школьном пороге, когда дети только приходят в школу.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

03.04.2015 г.

Перова Д.Ю. Мастер-класс «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обратимся к теме «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу». Эта тема важна для формирования личностных УУД, и особенно важна на школьном пороге, когда дети только приходят в школу.

Давайте припомним, что входит в состав ЛИЧНОСТНЫХ УУД, и какое место занимают рассматриваемые нами параметры в структуре личностных УУД. (Слайд 2). Те составляющие, что подчеркнуты, мы и рассмотрим сегодня детально. Личностные УУД будут формироваться в процессе обучения. А что же мы имеем на этапе поступления ребенка в школу? Тут нужно вспомнить о психологической готовности к школьному обучению.

Закономерно возникает вопрос - что такое готовность к школьному обучению, как мы её сформулируем? Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школе - многокомпонентное образование, но сейчас нас интересует личностная готовность, хотя этому компоненту готовности не уделяют должного внимания ни родители будущих первоклассников, ни педагоги.

Личностная готовность, в свою очередь, тоже включает не один компонент. (Слайд 4). Формирование «внутренней позиции школьника» - это готовность к принятию новой роли (социальной позиции) - положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.

Момент поступления в школу - очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его близких. Часто от того, как сложатся первые месяцы в школе, зависит успешность ученика в дальнейшем, поэтому очень важно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, был готов к предстоящей жизни.

Одним из немаловажных критериев психологической готовности к школе, является личностная зрелость, которая состоит из мотивов, целей, интересов, уровня самосознания, произвольности, уровня развития общения со сверстником и взрослым и т.д. В середине прошлого века было предложено понятие «внутренняя позиция школьника» (ВПШ), которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.

Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С. Вся жизнь ребенка на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника.

ВПШ является необходимым условием для принятия ребенком и выполнения учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе, как активного и ответственного члена общества.

Основываясь на данных Т.А. Нежновой, придерживаемся следующей характеристики уровней сформированности ВПШ:

первый уровень - присутствует только положительное отношение к школе;

второй уровень - положительное отношение к школе сочетается с социальными мотивами учения;

третий уровень - положительное отношение к школе связано с осознанием ее социального значения и восприятием учебной деятельности как источника удовлетворения познавательной потребности.

Т.А. Нежновой были выделены признаки сформированной внутренней позиции школьника, такие как: общее отношение к школе и учению, предпочтение школьных занятий дошкольным, принятие школьных норм (предпочтение групповых занятий в школе индивидуальным дома, ориентация на школьные правила, предпочтение отметки в виде поощрения за учебу), признание авторитета учителя. ( Слайд 5).

В результате исследований, проведенных сотрудниками Московского Городского Психолого-педагогического Университета, были составлены характеристики ВПШ детей пяти, шести и семи лет.

Так, дети пяти лет уже довольно хорошо осведомлены о школе, у большинства из них активно формируется положительный и притягательный образ школы и школьника. Большое количество детей ассоциируют школу со школьными атрибутами (ручки, портфели, учебники, парты и т.д.), но эти предметы выступают скорее как игровые аксессуары. Формы обучения, поощрения учебной деятельности, общения со сверстниками и учителем, школьные правила, содержание уроков, т.е. все основное содержание жизни школьника, детьми пяти лет еще не осознается.

В шесть лет положительное отношение к школе укрепляется, даже переходит на качественно новый уровень, представление детей о школе и ее нормах конкретизируется. В большей степени этот процесс затрагивает сферу осознания и принятия групповой урочной формы работы и отказ от индивидуальных занятий дома.

При поступлении в первый класс, у большинства детей, кроме принятия групповой урочной формы обучения, происходит становление образа школы, как места получения знаний. В семь лет отметка становится значима как поощрение учебной деятельности, но вместе с тем, приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, что в учебе есть другие смыслы, которые постепенно открываются ребенку - занять новый социально значимый статус и приобщиться к миру знаний. Однако стоит еще раз отметить, что у большинства детей внутренняя позиция продолжает активно развиваться уже после поступления в школу, по мере включения в учебную деятельность.

Таким образом, удалось установить, что внутренняя позиция школьника обладает качественным своеобразием в пять, шесть и семь лет, ее формирование у многих детей не заканчивается к началу обучения, а продолжается внутри учебной деятельности.

Мы рассмотрели с вами некоторые теоретические вопросы относительно ВПШ. Теперь перейдем к практической части. Сейчас мы будем проводить экспериментальную беседу по определению ВПШ, разработанную Н. Гуткиной. Я предлагаю вам разделиться на 5 групп. В каждой группе нужно выбрать экспериментатора, который будет разговаривать с ребенком и секретаря, который будет записывать ответы ребенка. Ознакомьтесь, пожалуйста, с вопросами беседы. Что непонятно? (вопросы).

Проведение беседы. Интерпретация результатов.

Вопросы обратной связи:

  1. Знакомый материал (методика)? Использовали ли её?

  2. Как вы сможете использовать полученные знания (реально ли это)?

Приложение 1.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ "ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал). Ключевыми являются вопросы 2 - 8,10 -12.

Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос № 11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) "внутренней позиции школьника", в неясных случаях ставится знак (±).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

"ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)

Фамилия, имя ребенка ___________________________ возраст______________

  1. Ты хочешь идти в школу?

  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  6. Какие у тебя любимые книжки?

  7. Почему ты хочешь идти в школу?

  8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

  9. Тебе нравятся школьные принадлежности?

  10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

  11. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

  12. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?



© 2010-2022