- Преподавателю
- Школьному психологу
- Текстовое сопровождение к презентации Внутренняя позиция школьника и мотивация
Текстовое сопровождение к презентации Внутренняя позиция школьника и мотивация
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перова Д.Ю. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
03.04.2015 г.
Перова Д.Ю. Мастер-класс «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обратимся к теме «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу». Эта тема важна для формирования личностных УУД, и особенно важна на школьном пороге, когда дети только приходят в школу.
Давайте припомним, что входит в состав ЛИЧНОСТНЫХ УУД, и какое место занимают рассматриваемые нами параметры в структуре личностных УУД. (Слайд 2). Те составляющие, что подчеркнуты, мы и рассмотрим сегодня детально. Личностные УУД будут формироваться в процессе обучения. А что же мы имеем на этапе поступления ребенка в школу? Тут нужно вспомнить о психологической готовности к школьному обучению.
Закономерно возникает вопрос - что такое готовность к школьному обучению, как мы её сформулируем? Психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школе - многокомпонентное образование, но сейчас нас интересует личностная готовность, хотя этому компоненту готовности не уделяют должного внимания ни родители будущих первоклассников, ни педагоги.
Личностная готовность, в свою очередь, тоже включает не один компонент. (Слайд 4). Формирование «внутренней позиции школьника» - это готовность к принятию новой роли (социальной позиции) - положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.
Момент поступления в школу - очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его близких. Часто от того, как сложатся первые месяцы в школе, зависит успешность ученика в дальнейшем, поэтому очень важно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, был готов к предстоящей жизни.
Одним из немаловажных критериев психологической готовности к школе, является личностная зрелость, которая состоит из мотивов, целей, интересов, уровня самосознания, произвольности, уровня развития общения со сверстником и взрослым и т.д. В середине прошлого века было предложено понятие «внутренняя позиция школьника» (ВПШ), которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.
Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С. Вся жизнь ребенка на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника.
ВПШ является необходимым условием для принятия ребенком и выполнения учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе, как активного и ответственного члена общества.
Основываясь на данных Т.А. Нежновой, придерживаемся следующей характеристики уровней сформированности ВПШ:
первый уровень - присутствует только положительное отношение к школе;
второй уровень - положительное отношение к школе сочетается с социальными мотивами учения;
третий уровень - положительное отношение к школе связано с осознанием ее социального значения и восприятием учебной деятельности как источника удовлетворения познавательной потребности.
Т.А. Нежновой были выделены признаки сформированной внутренней позиции школьника, такие как: общее отношение к школе и учению, предпочтение школьных занятий дошкольным, принятие школьных норм (предпочтение групповых занятий в школе индивидуальным дома, ориентация на школьные правила, предпочтение отметки в виде поощрения за учебу), признание авторитета учителя. ( Слайд 5).
В результате исследований, проведенных сотрудниками Московского Городского Психолого-педагогического Университета, были составлены характеристики ВПШ детей пяти, шести и семи лет.
Так, дети пяти лет уже довольно хорошо осведомлены о школе, у большинства из них активно формируется положительный и притягательный образ школы и школьника. Большое количество детей ассоциируют школу со школьными атрибутами (ручки, портфели, учебники, парты и т.д.), но эти предметы выступают скорее как игровые аксессуары. Формы обучения, поощрения учебной деятельности, общения со сверстниками и учителем, школьные правила, содержание уроков, т.е. все основное содержание жизни школьника, детьми пяти лет еще не осознается.
В шесть лет положительное отношение к школе укрепляется, даже переходит на качественно новый уровень, представление детей о школе и ее нормах конкретизируется. В большей степени этот процесс затрагивает сферу осознания и принятия групповой урочной формы работы и отказ от индивидуальных занятий дома.
При поступлении в первый класс, у большинства детей, кроме принятия групповой урочной формы обучения, происходит становление образа школы, как места получения знаний. В семь лет отметка становится значима как поощрение учебной деятельности, но вместе с тем, приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, что в учебе есть другие смыслы, которые постепенно открываются ребенку - занять новый социально значимый статус и приобщиться к миру знаний. Однако стоит еще раз отметить, что у большинства детей внутренняя позиция продолжает активно развиваться уже после поступления в школу, по мере включения в учебную деятельность.
Таким образом, удалось установить, что внутренняя позиция школьника обладает качественным своеобразием в пять, шесть и семь лет, ее формирование у многих детей не заканчивается к началу обучения, а продолжается внутри учебной деятельности.
Мы рассмотрели с вами некоторые теоретические вопросы относительно ВПШ. Теперь перейдем к практической части. Сейчас мы будем проводить экспериментальную беседу по определению ВПШ, разработанную Н. Гуткиной. Я предлагаю вам разделиться на 5 групп. В каждой группе нужно выбрать экспериментатора, который будет разговаривать с ребенком и секретаря, который будет записывать ответы ребенка. Ознакомьтесь, пожалуйста, с вопросами беседы. Что непонятно? (вопросы).
Проведение беседы. Интерпретация результатов.
Вопросы обратной связи:
-
Знакомый материал (методика)? Использовали ли её?
-
Как вы сможете использовать полученные знания (реально ли это)?
Приложение 1.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ "ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.
Беседа состоит из 12 вопросов (см. Стимульный материал). Ключевыми являются вопросы 2 - 8,10 -12.
Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.
Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.
Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.
Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.
Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос № 11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) "внутренней позиции школьника", в неясных случаях ставится знак (±).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
"ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА" (разработана Н.И.Гуткиной)
Фамилия, имя ребенка ___________________________ возраст______________
-
Ты хочешь идти в школу?
-
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
-
Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
-
Ты любишь, когда тебе читают книжки?
-
Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
-
Какие у тебя любимые книжки?
-
Почему ты хочешь идти в школу?
-
Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?
-
Тебе нравятся школьные принадлежности?
-
Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?
-
Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
-
В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?