- Преподавателю
- Школьному психологу
- Алгоритм психолого – педагогического сопровождения работы с девиантными детьми
Алгоритм психолого – педагогического сопровождения работы с девиантными детьми
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дацунова С.А. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алгоритм психолого - педагогического сопровождения работы
с девиантными детьми практического психолога Дацуновой С.А.
Цель работы : Создание условий в школе , расширяющих безопасное пространство для ребенка, в котором ему комфортно и интересно; коррекция взаимоотношений и понимания в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе.
Задачи:
-
Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
-
Способствовать формированию у детей и подростков стремлений к «здоровому » образу жизни, предоставляющего возможность для реализации личностного потенциала.
-
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
-
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
-
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
-
социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
-
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
-
отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
-
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
-
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
На первом этапе классными руководителями проводится экспертная оценка проявлений девиантного поведения у учащихся по категориям: «дети особого психолого - педагогического внимания», «учащиеся с трудностями в обучении», «с трудностями в адаптации к новым условиям обучения».
На втором этапе - анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.
Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.
Четвертый этап- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Проведение повторной консультации. Что удалось? Что не получилось? Почему?
Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)
Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
-
Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.
-
Практический -психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
-
Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения.
Факторы риска