«ЕСЛИ ВЫ ЗАНЯТЫ, А РЕБЁНОК РЯДОМ…»

Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.     В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Они могут бы...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Если вы заняты, а ребёнок рядом…»

«ЕСЛИ ВЫ ЗАНЯТЫ, А РЕБЁНОК РЯДОМ…»

Консультацию для родителей

подготовила педагог-психолог Бросова Т.В.

Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.

В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно - дидактические игры. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Они могут быть самими различными и хорошо вписываться в разнообразные ситуации.

- Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. - Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадать их. Ну-ка закрой глаза открой рот. Она кладёт ему в рот кусочек моркови, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, улыбается, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно - у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда её ешь, сладкая. Дальше она кладёт ему в рот то лук, то капусту, то свеклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба, или щепотку сахара. Внук отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку. В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.

Важной особенностью словесно - дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно играть в игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидание дочки, пока они стоят в очереди, она предлагает ей поиграть.

- Хочешь узнать, что я буду покупать? - спрашивает мама и, получив утвердительный ответ дочери, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки - рассказывать про овощи, а ты по описанию их должна отгадать, что это: слушай: растёт на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твёрдая, цветом темно-претемно красная. Что это?

Дочка, наверное, отгадает, что это свекла. Если же нет, то мама подсказывает, что её кладут в борщ или винегрет, и та и другая еда становится от неё тёмно-красной.

- Слушай вторую загадку: растут они на грядке, но не в земле, а на кустике. Сначала они маленькие, зеленые и твердые, потом становятся крупными, мягкими, красного цвета. Едят с солью.

Девочка отгадывает загадку, если неоднократно ела помидоры, видела их на огороде в зеленом и красном состоянии.

Чтобы развивать понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, ему нужно тоже предложить придумать загадки - описания.

- Теперь ты придумай загадку, - говорит мама дочке в магазин. Сходи к прилавку посмотри, что там есть, и загадай что-нибудь. Только не то , что я загадывала. Я же попробую отгадать.

Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки - они не требуют особых усилий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребёнку поиграть - это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы. Деревья. Летом - цветы, насекомые, птицы, в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Вот некоторые из них.

«Когда это бывает?» - взрослый называет явление, ребёнок - время года, когда оно бывает. Например:

- Идет снег … зимой;

Радуга на небе… летом;

Желтые и красные листья на деревьях… осенью.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.)

«Что бывает желтое в природе?» (одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, бабочка-лимонница и т.д.).

«Что это такое?» взрослый называет растение или животное, ребёнок общую группу, к которой они относятся). Например:

- Воробей… птица;

- Олень… зверь;

- Ёлка… дерево;

- Яблоко… фрукт и т.д.

«Что третье?» (взрослый называет два сходных предмета, ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:

- Ромашка. Колокольчик… клевер;

- Ворона, голубь… сорока;

- Берёза, липа… сосна;

- Солнце, облако… радуга и т.д.

Хорошо влияет на гибкость мышления ребёнка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрёстно - в разных объединениях. Например, игра «Назови одним словом»:

- Тигр, крокодил, собака… хищники;

- Собака, кошка, корова … домашние животные, звери;

- Корова, овца, олень… звери, копытные, растительноядные.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.



© 2010-2022