Конспект БПИ для педагогов Супер гимназия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практический психолог: Сухинина Э.Р.Конспект БПИ для педагогов Супер гимназия

2011-2012 учебный год

Большая психологическая игра для педагогов гимназии-интерната


Цель игры: исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи: актуализация профессиональной роли каждого члена коллектива;

перспективное планирование работы школы;

содействие сплочению и формированию команды;

осознание своей роли в работе гимназии.

Республиканское учебное заведение «Крымская гимназия-интернат для ОД МОНМС АРК»

Танковое, Ялтинская 25

4-04-05

[Введите номер факса]



Деловая игра для педагогов гимназии «Супер гимназия».

Необходимые материалы:

  1. Модель Супер гимназии (СГ) - рисунок здания школы с пятью пустыми окнами (на ватмане). Около каждого окна проставлен номер. Под каждым окном оставлено место для письма (10-13 см).

  2. Темы «окон» Супер гимназии, написанные на доске или ватмане.

  3. Бланки с номером «окна» СГ - листочек, поделенный на две части (плюсы и минусы), в верхнем правом углу - номер темы.

  4. Свеча, часы, салфетки по количеству участников.

  5. Цветные карточки для теста «Внезапный ливень».

  6. Листочки, фломастеры и булавочки для упражнения «Объявление».

  7. Магнитофон, инструментальные композиции (Роберт Майлз)

  8. Форма капитана Машины времени (кепка, тёмные очки, перчатки).

  9. Диск с записями релаксации.

Оформление игрового пространства.

Игровое пространство. Помещение должно быть достаточно просторным и условно поделено на две части. В одной части стулья стоят по кругу. В другой - несколько столов, вокруг которых расставлены стулья для работы в микрогруппах. На стене висят атрибуты Машины времени - большие часы с возможностью перевода стрелок, шестерёнки, пружины, цифры и др. (изготовленные из картона). Около доски или на центральной стене размещается модель Супер гимназии, возле которой стоит стол. На нём располагаются клей, маркеры, чистые листочки по размеру окон в модели. На доске размещены списки окон-тем.

Участники: педагогический коллектив гимназии, включая администрацию, воспитателей.

Время проведения игры: 2 часа, 30 минут.

Ход игры.

Психолог приглашает членов педагогического коллектива в зону, где стулья стоят по кругу, они занимают места.

Психолог. Уважаемые коллеги, у нас есть возможность всем вместе на Машине времени попасть в Супер гимназию - гимназию нашей с вами мечты. Машина времени устроена так, что для перемещения куда-либо мы должны точно задать параметры. Параметрами в нашем случае являются профессиональные роли, которые вы играете или можете сыграть в коллективе. В нашей супер гимназии есть: директор, завучи, педагоги предметники, воспитатели, библиотекарь, педагог-организатор, помощники воспитателей, кураторы кружков и т.д. (при назывании профессиональной роли, участник кивает, приветствуя всех).

1 часть: разминка для педагогов.

Упражнение «Сигнал по кругу».

Психолог. Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время - это движение! Займите места в кругу Машины времени. Сейчас все участники должны положить свою правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое плечо соседа. Капитан корабля - (заместитель директора гимназии) даёт сигнал отправления - хлопок по колену коллеги справа. Сигнал передаётся по кругу (можно два круга), пока не вернётся к капитану.

Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свою Супер гимназию. Но сначала капитан Машины времени должен быть уверен, что вы - команда, что вы сплочены и, прекрасно понимаете друг друга, иначе ничего не получится.

Упражнение «Постройся по признаку».

Участники, путешествуя во времени, должны по команде ведущего построиться:

- по стажу работы в школе (от большего к меньшему);

- по педагогическому стажу (от наименьшего к большему);

- по знакам зодиака;

- по цвету волос (от тёмных к самым светлым);

- по росту (от большего к меньшему)

- по категориям (залуженный учитель, методист, высшая категория и т.д.)

Психолог. Вы - команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает, сострадает. Когда кому-то плохо мы стараемся подбодрить своего коллегу, порой, получается, что до человека никому нет дела. Давайте мы с вами постараемся разобраться, что заставляет каждого из нас грустить, а что радоваться.

Упражнение «Моё сердце в гимназии поёт тогда, когда…».

Участники по кругу озвучивают причины радости и грусти, передавая по кругу огромное сердце.

Упражнение «Видеоролик».

Психолог. А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени. Для того, чтобы определить, по какому пути будем двигаться к Супер гимназии, надо вспомнить точку, откуда мы начинаем движение. Это гимназия, в которой мы работаем, наша Реальная школа. Педагогический коллектив делится на три подгруппы: педагоги-предметники, классные руководители-воспитатели 7-8 классов и классные руководители-воспитатели 9 -11 классов. В каждой группе должны быть представители администрации. Каждая группа должна представить «видеоролик» (о типичной сцене из школьной жизни). После подготовки, группы демонстрируют свою работу, после чего проводится рефлексия.

Психолог. Мы определили исходную точку путешествия. Жизнь в нашей гимназии бурлит, и теперь можно приступать к определению той точки нашего путешествия, где и будет находиться Супер гимназия.

Вы видите модель Идеальной гимназии (здание школы с пятью пустыми окошками). Её окна открыты для нас, но пока мы не знаем, к чему стремимся, куда хотим попасть. Разобраться в этом нам поможет следующее. На доске есть список «окон» - тем. Для начала проанализируйте их. Затем, на имеющихся у вас бланках напишите: в правой части - что вас радует в нашей гимназии, в левой - что огорчает. На каждое «окно» вы используете отдельный бланк с номеров темы.

«Окна» - темы.

  1. Психологическая атмосфера в коллективе.

  2. Возможность профессиональной самореализации и профессионального роста.

  3. Оказание профессиональной поддержки и методической помощи.

  4. Организация вашего труда, условия работы.

  5. Возможность для совместного проведения свободного времени.

  6. Традиции нашего коллектива.

Группа разбивается на пять микрогрупп (по темам). В течение 15 минут идёт обсуждение проекта по теме. Предложения по решению данной проблемы выносится на обсуждение педагогического коллектива. Представитель каждой микрогруппы защищает свой проект. Если большинством голосов этот проект принимается, то он вывешивается на макет школы в пустое окно. Когда «Окна» - темы вставлены в макет, проводится рефлексия.

Что вам дало это упражнение?

Психолог. Идеал, к которому мы стремимся, определён. Кто же будет прилагать свои усилия к тому, чтобы Машина времени перенесла нас к нему? Давайте обратим внимание друг на друга.

Упражнение «Снежинки».

Участники тренинга образуют круг. Все поворачиваются лицом не во внутрь круга, а спиной к кругу. Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

- складываем листок вдвое, отрываем правый верхний угол;

- снова складываем листок вдвое, отрываем правый верхний угол;

- вновь складываем лист и отрываем правый верхний угол;

- проделываем то же самое в четвёртый раз.

А теперь разверните свою салфетку и посмотрите, что у нас получилось.

Психолог. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Обсуждение.

Мы все разные! Получая одну и ту же инструкцию, мы по-разному выполнили это задание, более того, у всех получились разные снежинки. Какой вывод можно сделать из этого? Кто из нас действительно достоин того, чтобы оказаться в Супер гимназии? Какие ошибки допускают наши коллеги, и, что мешает нам всем работать в Супер гимназии? Участники тренинга дают развёрнутый анализ и отвечают на поставленные вопросы по кругу.

Упражнение «Объявление».

Психолог. Представьте себе, что вы работодатель и даёте объявление в газету о том, что примете на работу учителя в школу с определёнными качествами, перечисляет их. А начало должно быть таким: «Ищу опытного педагога для работы в «Идеальной школе. Требуемые качества следующие: далее перечисляются эти качества. После того как объявления прочитаны, нужно выбрать тех педагогов, которые подходят под эти параметры.

Психолог. У нас есть ресурс кадров, способных реализовать проект Идеальной школы, есть знания того, что нужно изменить. Сейчас мы разделимся на группы по профессиональным обязанностям: администрация, учителя-предметники, воспитатели. Каждой группе предстоит определить свою ответственность в Идеальной школе - что готовы сделать, какие обязанности берёте на себя. Через 10-15 минут обсуждения в группах, представители озвучивают модель Идеальной школы и под окнами прикрепляют то, что написала данная группа.

Рефлексия.

Тест «Внезапный ливень».

Дорогие коллеги, мы продолжаем путь в Супер гимназию. Нам необходимо выяснить, как каждый из нас реагирует на непредвиденные ситуации, иными словами форс-мажорные обстоятельства. А какую модель используете вы? Об этом можно узнать, ответив на вопросы японского психологического теста.

Представьте себе, что вы идёте по улице, и вас застаёт сильнейший дождь. Вам не хватает каких-нибудь пяти минут, чтобы добраться до того места, куда вы направляетесь. Что вы сделаете в этом случае?

  1. Поищу какое-нибудь укрытие, чтобы переждать дождь и не промокнуть.

  2. Поскольку неизвестно, долго ли будет продолжаться ливень, я брошусь под дождь, чтобы как можно скорее добежать до цели.

  3. Посмотрю, может, кто-то идёт в нужном мне направлении, и попрошу взять меня под зонт. Или оглянусь вокруг: нет ли вокруг магазина, где продаются зонты.

  4. Я всегда ношу с собой складной зонт, так что ливень застанет меня врасплох.

Интерпретация ответов.

Ливень символизирует возникшие непредвиденные ситуации. А ваш ответ показывает, как бы вы среагировали бы на них. Допустим, у вас с близким вам человеком внезапно начался спор.

  1. Если в ситуации с ливнем вы ищите укрытие, чтобы его переждать, то и в ссоре с близким человеком вы сохраняете спокойствие. Вы ждёте, когда собеседник выпустит пар, излив свой гнев, а потом спокойно и беспристрастно изложите свою точку зрения. Как отреагирует на это ваш оппонент? Зависит от него. Возможно высказавшись, он успокоится и выслушает вас. А может , его ещё больше разозлит ваш беспристрастный вид.

  2. Если вы стараетесь как можно быстрее добежать до цели, невзирая на ливень, это означает, что конечный результат спора имеет для вас не столь важное значение. Главное - высказать всё, что думаешь. Вы уверены в своей правоте и не собираетесь менять свою точку зрения. Если ваш оппонент повысит голос, вы перейдёте на крик.

  3. Вы находите, что лучший вариант - попроситься к кому-нибудь под зонтик или купить его? Это означает, что вам неприятны конфликты, споры, стычки. И едва ваш собеседник затевает ссору, вы стараетесь успокоить его. Это не всегда хорошо, потому что проблемы так и остаются невыясненными.

  4. Если вы собираетесь носить с собой складной зонтик, то, скорее всего, считаете, что с вами не произойдёт непредвиденных ситуаций. Так, наверное, думал и чеховский учитель Беликов, который ходил в калошах даже в ясный день. Но жизнь способна приносить сюрпризы и тем, кто, кажется, всё предусмотрел. В ссоре вы много суетитесь, кричите, на всё остро реагируете. На окружающих вы производите впечатление человека боязливого, обманувшегося в своих надеждах. Имейте в виду, что всё предусмотреть невозможно, поэтому будьте готовы к любым неожиданностям, которые подбрасывает вам жизнь.

Упражнение «Свеча».

Психолог. Прежде чем выйти из Машины времени, мы должны по кругу сказать друг другу о том, что нас удивило, а что разочаровало, вывод каждого, кто присутствовал на тренинге. Я передаю вот эту свечу, и, пока она горит, у вас есть возможность сказать всё то, о чём я вас просила.

Психолог. Уважаемые коллеги! Я благодарю всех вас за то, что вы приняли участие в сегодняшнем тренинге. На прощание хочу пожелать вам доброго здоровья, успехов, исполнения всех желаний. От души поздравляю вас с наступающим новым годом. Спасибо!!!

Рефлексия по кругу.

В конце тренинга педагоги получают анкету о работе тренера и отвечают на вопросы, ставя определённые баллы. (Приложение).



© 2010-2022