- Преподавателю
- Школьному психологу
- Памятка для родителей Мой ребенок-подросток
Памятка для родителей Мой ребенок-подросток
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Широкова М.М. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
"Мой ребенок - подросток"
Возрастные особенности старших
подростков
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям - родителям и педагогам - найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Границы подросткового
периода
Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью
Основными границами считаются от 12 до 17 лет.
Психологические особенности подростка
-
Влечение к противоположному полу.
-
Неконструктивные отношения подростков с окружающим миром. Эгоцентризм.
-
Личностная нестабильность.
-
Стремление к самостоятельности, к независимости.
-
Активное формирование самосознания и рефлексии.
-
Открытие своего внутреннего мира.
-
Перестройка мотивационной сферы.
Физиологические
-
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная.
-
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
-
Наступает половая зрелость
Мировоззренческие изменения
-
Переоценка ценностей.
-
Устойчивые "автономные" моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
-
Сомнение.
-
Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании.
-
Формирование убеждений.
Отношения с родителями
-
Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
-
Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
-
Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
-
Уменьшается влияние семьи.
-
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
Поведение подростков
-
Некоторые детские формы поведения -
уже не приемлемы, а взрослые ещё не разрешены или не знакомы ему.
-
Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.
-
Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
-
Созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. (Л. И. Божович, 1968).
Особенности девочек
и
мальчиков
-
Они по-разному чувствуют запахи,
видят цвета, ощущают остроту ситуации.
-
Для девочек характерна ранняя социализация, мальчики же - более инфантильны.
-
При проведении уроков девочкам можно давать большее количество заданий, чтобы они включали разные каналы связи (я слышу, я ощущаю, я чувствую…), мальчикам нужна поддержка.
-
И всем ученикам - создавать ситуацию успеха.
Рекомендации психолога
-
Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.
-
Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.
-
Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и оставляйте их для самостоятельного решения.
-
Позвольте своему ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
-
Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.
-
Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица.
-
Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.
-
Не приписывайте эмоциональные проблемы своего ребенка, но демонстрируйте их активное слушание и понимание.