- Преподавателю
- Школьному психологу
- Межшкольный психологический консультационный пункт – практическая помощь участникам образовательного процесса в работе с одаренными учащимися
Межшкольный психологический консультационный пункт – практическая помощь участникам образовательного процесса в работе с одаренными учащимися
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Свирчкова Н.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Межшкольный психологический консультационный пункт -
практическая помощь участникам образовательного процесса
в работе с одаренными учащимися
Одной из актуальных проблем остается развитие и формирование творческой, всесторонне и гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
На базе ДОШ I-III ступеней № 30 в течение десяти лет, действует районный межшкольный психологический консультационный пункт по работе с одаренными учащимися.
Психологический консультационный пункт - принципиально важное направление практической деятельности. Это многофункциональный вид индивидуальной и групповой работы практического психолога со школьниками, учителями, практическими психологами и родителями.
Целью межшкольного психологического консультационного пункта есть - максимальное содействие психическому и личностному развитию каждого ребенка.
Основными задачами являются:
- Обеспечение психодиагностического и методического сопровождения учебно-воспитательного процесса по работе с учащимися данной категории;
- Консультирование педагогов и практических психологов по проблемам поиска и отбора одаренных учеников;
- Отслеживание динамики возрастного, интеллектуального, личностного развития учащихся в связи с успешностью обучения и профессиональными намерениями учащихся;
- Помощь педагогам по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ обучения и всестороннего развития одаренного ребенка;
- Оказание помощи ученикам, имеющих трудности в общении и психическом самочувствии;
- Обучение учащихся навыкам самопознания и самоанализа;
- Умение использовать свои психологические особенности и возможности для успешного обучения и развития;
- Координирование действий педагога по вопросу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия с конкретными учениками;
- Формирование установки ответственности родителей по проблемам школьного обучения и развития ребенка, создания ситуации сотрудничества;
- Служит средством повышения психологической культуры педагогов, практических психологов и родителей по проблемам одаренности.
Содержание работы районного межшкольного психологического консультационного пункта.
1. Консультативная и просветительская деятельность проводится для учащихся, учителей, психологов и родителей и моет быть индивидуальной или групповой.
2. Помощь предоставляется обратившемуся человеку, в решении возникшей проблемы, при этом определяется проблема и устанавливается ее причина.
3. Деятельность организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны ученика, учителя, практического психолога, родителей и носит диагностический, стимулирующий или рекомендательный характер.
Время и порядок консультирования происходит согласно нормативам на основные виды деятельности практического психолога.
Ежегодно проводится анализ работы и проблематики обращений всех участников образовательного процесса.
Так за последние четыре года обратилось 158 человек. Из них 53 ученика, 25 родителей, 43 учителя и 37 практических психологов.
Что касается проблематики обращений участников образовательного процесса, то они имеют приоритетные направления:
Для учащихся:
- Уровень интеллектуального развития и индивидуальные особенности личности;
- Личностные проблемы (замкнутость, пассивность, формирование адекватной самооценки);
- Налаживание отношений с одноклассниками;
- Профессиональные намерения и профессиональный отбор.
Для учителей:
- Использование данных психодиагностических обследований в планировании работы с учащимися, имеющими повышенные способности;
- Составление психолого-педагогических программ для работы с одаренными учащимися;
- Формирование благоприятного психологического климата в коллективе школьников.
Для родителей:
- Повышение мотивации к успеху у подростков;
- Избегание конфликтов в общении с детьми;
- Общение с гиперактивным ребенком.
Практические психологи:
- Составление алгоритма отбора одаренных детей;
- Внедрение системы работы с одаренными детьми;
- Организация деятельности с родителями одаренных детей.
В рамках просветительской и организационно-методической работы проводятся семинары, педагогические советы, методические объединения, направленные на оказание практической помощи учителям, заместителям директоров школ, практическим психологам в обучении и воспитании одаренных учащихся: семинар «Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов»; «Организация работы с одаренными школьниками» (тренинговые занятия для заместителей директоров школ); семинар-практикум с учителями-менторами «Работа с одаренными детьми»; совещание заместителей директоров школ "Критерии отбора одаренных учащихся в школьный, районный, городской и областной банки данных и т.д.
Разработка и внедрение индивидуальных программ личностного развития одаренных учеников.
Чтобы обучать и развивать одаренных учеников, сам учитель должен отличаться высокими профессиональными качествами, создавать творческую атмосферу в процессе деятельности, иметь творческий субъективное мнение.