- Преподавателю
- Школьному психологу
- Текст Презентации для родителей Адаптация пятиклассников при переходе из младшей школы в среднее звено
Текст Презентации для родителей Адаптация пятиклассников при переходе из младшей школы в среднее звено
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Великородная М.Г. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родительское собрание 5-х классов
2015 г
Возрастные особенности младшего подростка:
-
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
-
повышенная утомляемость;
-
стремление обзавестись верным другом;
-
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
-
отсутствие авторитета возраста;
-
отвращение к необоснованным запретам;
-
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
-
отсутствие адаптации к неудачам;
-
отсутствие адаптации к положению "худшего";
-
ярко выраженная эмоциональность;
-
требовательность к соответствию слова делу;
-
повышенный интерес к спорту;
-
увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Пятиклассники должны:
-
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
-
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
-
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
-
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
-
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
-
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
-
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
-
сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
-
новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
-
качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Возникающие проблемы:
-
Очень много разных учителей;
-
Непривычное расписание;
-
Много новых кабинетов;
-
Новые дети в классе;
-
Новый классный руководитель;
-
Проблемы со старшеклассниками;
-
Возросший темп работы;
-
Возросший объем работ в классе и д/з;
-
Рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
-
Ослабление или отсутствие контроля;
-
Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
-
Несамостоятельность в работе с текстами;
-
Низкий уровень развития речи;
-
Слабое развитие навыков самостоятельной работы;
-
Своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
-
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
-
ребенок легко справляется с программой;
-
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
-
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Чем можно помочь?
-
Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
-
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
-
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
-
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
-
Приучайте его к самостоятельности постепенно.
-
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
-
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
-
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
-
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
-
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
-
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
-
Для пятиклассника учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Слова поддержки:
-
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
-
Ты делаешь это очень хорошо.
-
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
-
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Способы преодоления тревожности:
-
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
-
Доверяйте ребенку.
-
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
-
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
-
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
-
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
-
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
-
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
-
Не унижайте ребенка, наказывая его.
-
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
-
Помогите ему найти дело по душе.
Спасибо за внимание. Желаю удачи!