Программа работы по профилактике суицидального поведения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №16






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

школы-интерната VIII вида № 16

__________________А.А. Луцкий









Программа

работы педагога-психолога

по профилактике суицидального поведения

среди обучающихся воспитанников

на 2012-2013 учебный год




1. Пояснительная записка

Актуальность проблемы заключается в том, что увеличение чистоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее, как в нашей стране, так и в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общественного порядка, нравственных и духовных устоях общества, его экономическом состоянии.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт...

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи.

Профилактическая деятельность основана на комплексном подходе к предупреждению суицида во всех сферах жизнедеятельности обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и ее приоритетным направлением является формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, толерантное отношение к жизненным проблемам, устойчивость в сложных жизненных ситуациях, позитивное мышление.

2. Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков", и методические рекомендации № 3982/ 03.2 от 08.04.2011 г.

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями.

2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната, так и в период трудной жизненной ситуации.

5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. Принципы реализации программы

При реализации психолого-педагогической профилактики суицида необходимо учитывать ряд принципов:

- педагогическая профилактика носит комплексный характер и является звеном единой системы воспитательного процесса;

- содержание психолого-педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы, связанные с различными аспектами «кризиса» и кризисных ситуаций;

- педагогическая профилактика должна носить опережающий характер, т.е. целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно;

- педагогическая профилактика должна носить конструктивно-позитивный характер и т.д.

4. Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в коллективе в целом.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Программу реализуют педагоги-психологи: Сучкова М.А., Стрельцова И.А., Хмелева Н.А.

Система программных мероприятий


Учащиеся


Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Диагностика:

  • Опросник Басса-Дарки;

  • Исследование уровня тревожности;

  • Исследование уровня адаптации;

  • Шкала социально-психологической адаптации;

  • Склонность к отклоняющемуся поведению;

  • Опросник детской депрессивности М. Ковак

сентябрь

октябрь

педагоги-психологи

2.

Цикл психокоррекционных занятий «Птица радости» 1-3 классы

в течение года

Стрельцова И.А.

3.

Занятие с элементами тренинга «Коряга»

8 - 11 классы

октябрь

Стрельцова И.А.

Сучкова М.А.

4.

Психологическая игра «Выйди из круга»

6 - 7 классы

октябрь

Хмелева Н.А.

Сучкова М.А.

5.

Занятие «Я + ОН + ОНИ = МЫ» 10 - 11 классы

ноябрь

Стрельцова И.А.

Сучкова М.А.

6.

Классные часы:

- Как научиться жить без драки (1-4 кл.)

- Толерантность (5 кл.)

- Способы решения конфликтов (7-9 кл.)

- «Как сказать Нет!» (7-11кл.)

- Не сломай свою судьбу! (8-11кл.)

в течение года

педагоги-психологи

7.

Занятие «Секреты воздействие теле. рекламы»

7 - 11 классы

в течение года

Стрельцова И.А.

Сучкова М.А.

Хмелева Н.А.

8.

Программа комплексного взаимодействия с подростками «Грани моего «Я»» 7 - 9 классы

в течение года

Сучкова М.А.

Хмелева Н.А.

9.

Игра «Колючка» (интеграция «отверженных»)

1 - 11 классы

декабрь

Сучкова М.А.

Стрельцова И.А.

Хмелева Н.А.

10

Тренинг «Игры, в которые играю все» (5-11 кл.)

ноябрь

Сучкова М.А.

Стрельцова И.А.

Хмелева Н.А.

11

Диспут для подростков «Успех в жизни»

9 - 11 классы

декабрь

Стрельцова И.А.

Сучкова М.А.

12

Занятие «Ты и Я - такие разные» (6-7 кл.)

январь

Сучкова М.А.

Хмелева Н.А.

13

Практикум «Разрешение проблемных ситуаций»

9 - 11 классы

февраль

Стрельцова И.А.

Сучкова М.А.

14

Занятие «Барьеры непонимания» (7-11кл.)

март

психолог

15

Занятие «Подарок самому себе» (3-6 кл.)

март

Хмелева Н.А.

16

Игра «В чём смысл жизни?» (9-10кл.)

апрель

Сучкова М.А.

Педагоги

17

Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога

в течение года

педагоги-психологи

18

«Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»

в течение года

педагоги-психологи

19

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

в течение года

педагоги-психологи

20

Семинар «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» (ШП №2 2005)

в течение года

педагоги-психологи

21

Семинар «Психологический климат в классе» (ШП №10,12, 16, 19 - 2001)

в течение года

педагоги-психологи

Родители

22

Родительское собрание «Как научиться понимать своего ребенка»

ноябрь

педагоги-психологи

23

Родительский лекторий «Наши трудные дети»

январь

педагоги-психологи

24

Родительское собрание «Жизнь прекрасна или несколько слов о подростковом суициде»

март

педагоги-психологи

25

Родительский всеобуч «Наши трудные дети»

май

педагоги-психологи



© 2010-2022