- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа работы по профилактике суицидального поведения
Программа работы по профилактике суицидального поведения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сучкова М.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №16
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
школы-интерната VIII вида № 16
__________________А.А. Луцкий
Программа
работы педагога-психолога
по профилактике суицидального поведения
среди обучающихся воспитанников
на 2012-2013 учебный год
1. Пояснительная записка
Актуальность проблемы заключается в том, что увеличение чистоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее, как в нашей стране, так и в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общественного порядка, нравственных и духовных устоях общества, его экономическом состоянии.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт...
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.
Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи.
Профилактическая деятельность основана на комплексном подходе к предупреждению суицида во всех сферах жизнедеятельности обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и ее приоритетным направлением является формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни, толерантное отношение к жизненным проблемам, устойчивость в сложных жизненных ситуациях, позитивное мышление.
2. Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков", и методические рекомендации № 3982/ 03.2 от 08.04.2011 г.
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями.
2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната, так и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. Принципы реализации программы
При реализации психолого-педагогической профилактики суицида необходимо учитывать ряд принципов:
- педагогическая профилактика носит комплексный характер и является звеном единой системы воспитательного процесса;
- содержание психолого-педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы, связанные с различными аспектами «кризиса» и кризисных ситуаций;
- педагогическая профилактика должна носить опережающий характер, т.е. целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно;
- педагогическая профилактика должна носить конструктивно-позитивный характер и т.д.
4. Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в коллективе в целом.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Программу реализуют педагоги-психологи: Сучкова М.А., Стрельцова И.А., Хмелева Н.А.
Система программных мероприятий
Учащиеся
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1.
Диагностика:
-
Опросник Басса-Дарки;
-
Исследование уровня тревожности;
-
Исследование уровня адаптации;
-
Шкала социально-психологической адаптации;
-
Склонность к отклоняющемуся поведению;
-
Опросник детской депрессивности М. Ковак
сентябрь
октябрь
педагоги-психологи
2.
Цикл психокоррекционных занятий «Птица радости» 1-3 классы
в течение года
Стрельцова И.А.
3.
Занятие с элементами тренинга «Коряга»
8 - 11 классы
октябрь
Стрельцова И.А.
Сучкова М.А.
4.
Психологическая игра «Выйди из круга»
6 - 7 классы
октябрь
Хмелева Н.А.
Сучкова М.А.
5.
Занятие «Я + ОН + ОНИ = МЫ» 10 - 11 классы
ноябрь
Стрельцова И.А.
Сучкова М.А.
6.
Классные часы:
- Как научиться жить без драки (1-4 кл.)
- Толерантность (5 кл.)
- Способы решения конфликтов (7-9 кл.)
- «Как сказать Нет!» (7-11кл.)
- Не сломай свою судьбу! (8-11кл.)
в течение года
педагоги-психологи
7.
Занятие «Секреты воздействие теле. рекламы»
7 - 11 классы
в течение года
Стрельцова И.А.
Сучкова М.А.
Хмелева Н.А.
8.
Программа комплексного взаимодействия с подростками «Грани моего «Я»» 7 - 9 классы
в течение года
Сучкова М.А.
Хмелева Н.А.
9.
Игра «Колючка» (интеграция «отверженных»)
1 - 11 классы
декабрь
Сучкова М.А.
Стрельцова И.А.
Хмелева Н.А.
10
Тренинг «Игры, в которые играю все» (5-11 кл.)
ноябрь
Сучкова М.А.
Стрельцова И.А.
Хмелева Н.А.
11
Диспут для подростков «Успех в жизни»
9 - 11 классы
декабрь
Стрельцова И.А.
Сучкова М.А.
12
Занятие «Ты и Я - такие разные» (6-7 кл.)
январь
Сучкова М.А.
Хмелева Н.А.
13
Практикум «Разрешение проблемных ситуаций»
9 - 11 классы
февраль
Стрельцова И.А.
Сучкова М.А.
14
Занятие «Барьеры непонимания» (7-11кл.)
март
психолог
15
Занятие «Подарок самому себе» (3-6 кл.)
март
Хмелева Н.А.
16
Игра «В чём смысл жизни?» (9-10кл.)
апрель
Сучкова М.А.
Педагоги
17
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога
в течение года
педагоги-психологи
18
«Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»
в течение года
педагоги-психологи
19
«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»
в течение года
педагоги-психологи
20
Семинар «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» (ШП №2 2005)
в течение года
педагоги-психологи
21
Семинар «Психологический климат в классе» (ШП №10,12, 16, 19 - 2001)
в течение года
педагоги-психологи
Родители
22
Родительское собрание «Как научиться понимать своего ребенка»
ноябрь
педагоги-психологи
23
Родительский лекторий «Наши трудные дети»
январь
педагоги-психологи
24
Родительское собрание «Жизнь прекрасна или несколько слов о подростковом суициде»
март
педагоги-психологи
25
Родительский всеобуч «Наши трудные дети»
май
педагоги-психологи