Урок по психологии «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»

"Описание материала: В своем выступлении я рассказываю о своей работе психолога по ФГОС. Свою работу я начала с изучения основной образовательной программы начальной школы. Особое внимание обратила на такие ее составляющие: "программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса); програ... Составленная нами программа рассчитана на 4 года сопровождения учащегося начальной школы. Остановлюсь на своей работе с учащимися 1-х классов. Психолого-педагогическая работа с учащимися первых классов строилась по следующим направлениям: Психодиагностика. Цель: определение школьной готовности ребенка. Стартовая диагностика показала основные проблемы, характерные для большинства первоклассников: - самочувствие ребёнка в школе – 22%; - высокий уровень тревожности – 18%; - заниженная самооценка – 8%; - эмоциональное отношение к новой социальной роли – 16%; - отношение к учителю – 14%; - отношение к сверстникам – 14%. Проведено 10 индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имели высокий уровень тревожности. - Проведены групповые консультации для родителей в форме родительских собраний - «Ребенок идет в школу», «Условия успешной адаптации детей в процессе обучения и воспитания». - Разработаны рекомендации, памятки для родителей «Организация подготовки ребенка к школьной жизни», “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.” - Рекомендована специализированная литература по воспитанию детей в семье для родителей. - Проведен семинар для педагогов «Особенности психологического развития будущих школьников». - Разработаны рекомендации для педагогов по организации обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребенка.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»

С введением стандарта нового поколения возрастает значимость психологических знаний в организации образовательной среды школы. А работа психолога становится необходимым элементом в учебно-воспитательном процессе, неразрывно связанным с профессиональной деятельностью педагогов.

До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом работы психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

(Слайд) К ним относятся:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

  • диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения);

  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Свою работу я начала с изучения основной образовательной программы начальной школы. Особое внимание обратила на такие ее составляющие: (Слайд)

  • программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);

  • программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

  • программы коррекционной работы.

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Таким образом, для успешного выполнения задач поставленных основной образовательной программой необходимо психолого-педагогическое сопровождение ученика на протяжении всех лет обучения. Составленная нами программа рассчитана на 4 года сопровождения учащегося начальной школы.

(Слайд) Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: просветительская и профилактическая работа, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на:

- учащихся;

- родителей;

- педагогов.

(Слайд) Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы мы поставили создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребенка.

(Слайд) Определили следующие задачи:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения

каждого школьника;

- создание социально-педагогических условий для формирования

и развития УУД (универсальных учебных действий) у учащегося с учетом его индивидуальных особенностей;

- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения,

участниками которой являются учителя, психолог и родители.

Остановлюсь на своей работе с учащимися 1-х классов.

Первые шаги ребёнка в школьную жизнь являются для него очень важными. И хотя он не в состоянии оценить всю серьёзность данного процесса как взрослый человек, он оценивает всё происходящее вокруг него с помощью эмоций и поведенческих реакций. Как учителю успеть отследить эмоциональное настроение каждого, как успеть уделить внимание первым ошибкам и порадоваться за успех маленьких достижений? Учитель, конечно, очень многое делает: учит, поддерживает, беседует, играет и т.д. Однако, самому учителю так же необходима помощь в изучении внутреннего мира ребёнка. Поэтому мы работаем совместно с учителем. Вместе наблюдаем за детьми, беседуем с ребятами, проводим интересные развивающие игры и коррекционные занятия.

Психолого-педагогическая работа с учащимися первых классов строилась по следующим направлениям:

Психодиагностика. Цель: определение школьной готовности ребенка.

Стартовая диагностика показала основные проблемы, характерные для большинства первоклассников: (Слайд)

- самочувствие ребёнка в школе - 22%;

- высокий уровень тревожности - 18%;

- заниженная самооценка - 8%;

- эмоциональное отношение к новой социальной роли - 16%;

- отношение к учителю - 14%;

- отношение к сверстникам - 14%.

И в соответствии с полученными данными на определенный период выстроилась мною работа:

- Проведено 10 индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имели высокий уровень тревожности.

- Проведены групповые консультации для родителей в форме родительских собраний - «Ребенок идет в школу», «Условия успешной адаптации детей в процессе обучения и воспитания».

- Разработаны рекомендации, памятки для родителей «Организация подготовки ребенка к школьной жизни», "Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе."

- Рекомендована специализированная литература по воспитанию детей в семье для родителей.

- Проведен семинар для педагогов «Особенности психологического развития будущих школьников».

- Разработаны рекомендации для педагогов по организации обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребенка.

- Разработаны коррекционно-развивающие программы, которые направлены на: (Слайд)

  • на преодоление барьеров в общении - 12ч.

  • развитие лучшего понимания себя и других - 13ч.

  • снятие психологическое напряжения - 10ч.

  • развитие эмоционального здоровья - 11ч.

  • создание возможностей для самовыражения - 8ч.

  • развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, воображение) - 16ч.

Таблица (Слайд)

Основные проблемы характерные для первоклассников

сентябрь

январь

Самочувствие ребёнка в школе

22%

6%

Высокий уровень тревожности

18%

8%

Заниженная самооценка

8%

4%

Эмоциональное отношение к новой социальной роли

16%

6%

Отношение к учителю

14%

2%

Отношение к сверстникам

14%

2%

В январе месяце, после повторной диагностики я увидела, что у 16% учащихся улучшилось самочувствие в школе, у 10% снизилась тревожность; у 12% - улучшились отношения с учителем и одноклассниками.

Но я продолжаю работать с учащимися, родителями, педагогами. Особое внимание уделяю группе школьников испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий, так как по результатам психодиагностики испытывали серьезные затруднения при сформированности учебных навыков:

по математике - ;

по чтению - ;

по письму - ;

умение планировать свою деятельность - ;

способность понять инструкцию -

И поэтому снова скорректировала свой план с учащимися, родителями, учителями. Организую круглые столы для родителей, провожу тренинги, практические занятия для родителей, подбираю инструментарий для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

В ходе нашей работы мы получили следующие результаты:

(Слайд ) Распределение детей по итоговым показателям

На начало учебного года На конец учебного года

Считаем, что для успешной реализации новых ФГОС в начальной школе нам необходимо:

  1. Организовать «Школу будущих первоклассников», чтобы работала в течение года.

  2. Организовать лекторий для родителей будущих первоклассников.

© 2010-2022