- Преподавателю
- Школьному психологу
- Урок по психологии «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»
Урок по психологии «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латынникова И.Н. |
Дата | 06.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»
С введением стандарта нового поколения возрастает значимость психологических знаний в организации образовательной среды школы. А работа психолога становится необходимым элементом в учебно-воспитательном процессе, неразрывно связанным с профессиональной деятельностью педагогов.
До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом работы психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.
(Слайд) К ним относятся:
-
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
-
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
-
диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения);
-
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Свою работу я начала с изучения основной образовательной программы начальной школы. Особое внимание обратила на такие ее составляющие: (Слайд)
-
программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
-
программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
-
программы коррекционной работы.
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, для успешного выполнения задач поставленных основной образовательной программой необходимо психолого-педагогическое сопровождение ученика на протяжении всех лет обучения. Составленная нами программа рассчитана на 4 года сопровождения учащегося начальной школы.
(Слайд) Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: просветительская и профилактическая работа, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на:
- учащихся;
- родителей;
- педагогов.
(Слайд) Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы мы поставили создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребенка.
(Слайд) Определили следующие задачи:
- систематическое отслеживание уровня развития и обучения
каждого школьника;
- создание социально-педагогических условий для формирования
и развития УУД (универсальных учебных действий) у учащегося с учетом его индивидуальных особенностей;
- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения,
участниками которой являются учителя, психолог и родители.
Остановлюсь на своей работе с учащимися 1-х классов.
Первые шаги ребёнка в школьную жизнь являются для него очень важными. И хотя он не в состоянии оценить всю серьёзность данного процесса как взрослый человек, он оценивает всё происходящее вокруг него с помощью эмоций и поведенческих реакций. Как учителю успеть отследить эмоциональное настроение каждого, как успеть уделить внимание первым ошибкам и порадоваться за успех маленьких достижений? Учитель, конечно, очень многое делает: учит, поддерживает, беседует, играет и т.д. Однако, самому учителю так же необходима помощь в изучении внутреннего мира ребёнка. Поэтому мы работаем совместно с учителем. Вместе наблюдаем за детьми, беседуем с ребятами, проводим интересные развивающие игры и коррекционные занятия.
Психолого-педагогическая работа с учащимися первых классов строилась по следующим направлениям:
Психодиагностика. Цель: определение школьной готовности ребенка.
Стартовая диагностика показала основные проблемы, характерные для большинства первоклассников: (Слайд)
- самочувствие ребёнка в школе - 22%;
- высокий уровень тревожности - 18%;
- заниженная самооценка - 8%;
- эмоциональное отношение к новой социальной роли - 16%;
- отношение к учителю - 14%;
- отношение к сверстникам - 14%.
И в соответствии с полученными данными на определенный период выстроилась мною работа:
- Проведено 10 индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имели высокий уровень тревожности.
- Проведены групповые консультации для родителей в форме родительских собраний - «Ребенок идет в школу», «Условия успешной адаптации детей в процессе обучения и воспитания».
- Разработаны рекомендации, памятки для родителей «Организация подготовки ребенка к школьной жизни», "Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе."
- Рекомендована специализированная литература по воспитанию детей в семье для родителей.
- Проведен семинар для педагогов «Особенности психологического развития будущих школьников».
- Разработаны рекомендации для педагогов по организации обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребенка.
- Разработаны коррекционно-развивающие программы, которые направлены на: (Слайд)
-
на преодоление барьеров в общении - 12ч.
-
развитие лучшего понимания себя и других - 13ч.
-
снятие психологическое напряжения - 10ч.
-
развитие эмоционального здоровья - 11ч.
-
создание возможностей для самовыражения - 8ч.
-
развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, воображение) - 16ч.
Таблица (Слайд)
-
Основные проблемы характерные для первоклассников
сентябрь
январь
Самочувствие ребёнка в школе
22%
6%
Высокий уровень тревожности
18%
8%
Заниженная самооценка
8%
4%
Эмоциональное отношение к новой социальной роли
16%
6%
Отношение к учителю
14%
2%
Отношение к сверстникам
14%
2%
В январе месяце, после повторной диагностики я увидела, что у 16% учащихся улучшилось самочувствие в школе, у 10% снизилась тревожность; у 12% - улучшились отношения с учителем и одноклассниками.
Но я продолжаю работать с учащимися, родителями, педагогами. Особое внимание уделяю группе школьников испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий, так как по результатам психодиагностики испытывали серьезные затруднения при сформированности учебных навыков:
по математике - ;
по чтению - ;
по письму - ;
умение планировать свою деятельность - ;
способность понять инструкцию -
И поэтому снова скорректировала свой план с учащимися, родителями, учителями. Организую круглые столы для родителей, провожу тренинги, практические занятия для родителей, подбираю инструментарий для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.
В ходе нашей работы мы получили следующие результаты:
(Слайд ) Распределение детей по итоговым показателям
На начало учебного года На конец учебного года
Считаем, что для успешной реализации новых ФГОС в начальной школе нам необходимо:
-
Организовать «Школу будущих первоклассников», чтобы работала в течение года.
-
Организовать лекторий для родителей будущих первоклассников.