Тренинговое занятие «Психологическое здоровье педагогов»

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др. Психологическо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской информационно-методический центр работников образования

Творческая группа педагогов-психологов: «Разработка и апробация программы психологических занятий для педагогов

образовательных учреждений»







Тренинговое занятие для педагогов образовательных учреждений по теме: «Психологическое здоровье педагогов как одно из условий гуманизации образовательного процесса».







Кочетова Оксана Юрьевна

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 21









Мурманск, 2012г.

«Психологическое здоровье педагогов как одно из условий гуманизации образовательного процесса».


Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда. Конфуций.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Цель: актуализация знаний педагогов об эмоциональном выгорании, проявления признаков выгорания.

Задачи:

  • расшить представления педагогов в видах эмоционального выгорания и способах их решения;

  • обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.

Форма работы: групповая

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал на 12 человек, цветные карандаши, таблица «Поле самодиагностики», музыка для релаксации.

Ход занятия

Вводная часть.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Назовите факторы, влияющие на профессиональное выгорание (ответы участников).

Факторы, влияющие на профессиональное выгорание:

-экономические проблемы-зарплата, техническое обеспечение.

-социально-психологические проблемы-падение престижа педагога

-отсутствие условий для профессионального роста

-отсутствия способности к рефлексии собственной деятельности

- увеличение педагогического стажа ведет к снижению психологического и физического здоровья.

Помочь может:

-творчество;

-введение новшества в учебный процесс;

-стремление достичь высокого результата;

-стремление к самосовершенствованию.

Основная часть.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

1. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Психолог: Вам предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

Поле самодиагностики.

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выхода на работу

Частые опоздания

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Повышенная раздражительность

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к клиентам, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Психолог: Вы проанализировали таблицу проявления признаков выгорания. Наличие у вас одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».

2. Упражнение «Для чего вы работаете?»

Психолог: Вспомните себя когда вы пришли работать в школу.

Инструкция: Ваша задача, в рисунках при помощи цвета отобразить различия в работе на трех этапах.

- начало трудового пути

- в настоящее время

- через 5 лет

Важно, чтобы вы сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

Комментарий: Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков.

3. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?»

Инструкция: Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составьте перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности. Представьте их в виде записи.

Комментарий: Термин "барьер" от французского - преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния.

Барьеры, препятствующие получению удовлетворения от профессиональной деятельности:

  1. повышение квалификации - новая социальная роль,

  2. низкий уровень коммуникативной культуры - не умение общаться с людьми,

  3. страх перед новыми информационными технологиями - компьютеризация,

  4. низкий уровень творческого самовыражения,

  5. социальная незащищенность педагога.

4. Упражнение « Кто Я?»

Инструкция: Необходимо написать 20 предложений, каждое из которых начинается с местоимения «Я». Писать нужно как можно быстрее, не задумываясь.

  1. Я…..

  2. Я ……

  3. Я…… и т. п.

Психолог: Посмотрите как и кем вы себя представляете.

На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»? Что вам мешало?

Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения?

Комментарий: Замечено, что в условиях кризиса и необходимости решить сложную проблему вопрос о смысле своей жизни взрослый человек решает в первую очередь. Нерешенный вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают его внутреннего духовного стержня, на который «нанизываются» все другие жизненные смыслы. Если человек живет без осознания смысла своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты никчемности своего существования. Происходит снижение жизненного тонуса и наступает депрессия. Другими словами, он становится уязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.

5. Упражнение «Проблема»

Упражнение направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, достижение им внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Выполняется 10 мин.

Инструкция:

  1. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-картинки.

  2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трех словах.

  3. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чем он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своем воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.

  4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отраженными в зеркале. Включите в эту «картинку» ваших ближайших родственников, соседей. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы живете, и людей, которые живут вместе с вами.

  5. Когда ваша «картинка» расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваше представление о городе, в котором вы живете, подумайте обо всей стране. Ее огромных пространствах и людях. Расширяя свое воображение, представьте всю нашу землю с ее материками, океанами и миллиардами людей.

  6. Двигайтесь дальше к расширению « картинки»: подумайте о нашей солнечной системе - огромном пылающем Солнце и планетах. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и ее равнодушное «спокойствие».

  7. Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины Космоса. Снова подумайте о своей проблеме.

Психолог: Поделитесь своими впечатлениями.

Комментарий: Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит в пустую. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий.

6. Упражнение «Чемодан пожеланий»

Инструкция: Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам тренинга. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку. Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.

Комментарий: Каждому человеку, в любой сложившейся ситуации, очень важно чувствовать поддержку близких, коллег по работе.

Заключительная часть:

Каждому из нас требуется освобождение от гнетущей и ненужной информации в течении рабочего дня или недели, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии.

7. Упражнение «Белое облако»

Инструкция: «Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе».

Рефлексия.

Инструкция: Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия - это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

Литература:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.

  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1989 г.

  3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение» 1986 г.

  4. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.

  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, «Речь», 2006

  6. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997

  7. Солдатова Г. У. , Шайгерова Л. А. , Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. - М. : АСТ, 2000.

  8. Тигронян Р. А. "Стресс и его значение для организма", Волгоград, 1995.

  9. Клаус Фопель "Психологические группы", М. : Генезис, 2000.

  10. М. И. Чистякова. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1993.

  11. Шевцова И., Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. , СПб, «Речь»,2007

  12. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2006.

Приложение.

Поле самодиагностики.

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выхода на работу

Частые опоздания

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Повышенная раздражительность

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к клиентам, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

8


© 2010-2022