Сценарий классного часа «Что значит быть взрослым?»

Данный сценарий классного часа «Что значит быть взрослым?» является авторской, уникальной разработкой и предназначен для проведения как бинарных уроков (психолог и куратор, психолог и классный руководитель), так и индивидуального проведения педагогом-психологом для старшеклассников среднеобразовательной школы и студентов системы СПО.  Цель данного классного часа - глубокое и всестороннее раскрытие такого неоднозначного понятия как «взрослость». В результате урока дети осознают, что биологический и психологический возраст у человека не всегда совпадает, и что взрослость - явление скорее социально-психологическое, чем биологическое, природное.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Что значит быть взрослым?»


Сценарий классного часа


Цель: разобраться, какими качествами должен обладать взрослый человек, можем ли мы считать себя взрослым человеком?

Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас состоится классный час на тему: «Что значит быть взрослым?». Скажите, пожалуйста, кто из вас в детстве мечтал скорее повзрослеть? Почему? Кого мы называем взрослым?

В обществе на этот вопрос тоже нет единого мнения: паспорт мы получаем в 14 лет, право голоса - в 18 лет. Возраст уголовной ответственности планируется снизить до 12 лет, а продавать алкоголь разрешается после 21 года. Взрослость - это, конечно, факт личной биографии, внутреннее ощущение, которое может прийти в любой момент. Как и когда вы впервые ощутили себя взрослыми?

Упр.1 Сейчас мы попросим вас разделиться на 2 подгруппы, чтобы вы попробовали дать критерии, признаки взрослого человека и ребенка. Одна подгруппа получает задание сформулировать критерии, признаки взрослости, другая - детскости. (Ответы фиксируются на флипчарте).

После завершения каждая группа представляет полученные данные.

Дискуссия: Есть ли у вас жизненные примеры, когда взрослый человек ведет себя как ребенок? А теперь, наоборот, приведите примеры, когда по своему биологическому возрасту - ребенок, а поведение и поступки соответствуют взрослому человеку. (Примеры из жизни, литературы, кино и т.д.) Как вы думаете, почему это происходит? Почему взрослые иногда ведут себя как дети, а дети выполняют функции взрослых?

(Вывод: биологический и психологический возраст у людей не всегда совпадает. Возраст не является достаточным показателем, а важно то, какие роли и какую ответственность мы приносим людям).

Трансактный анализ Э.Берна Т.А.:

Основное положение трансактного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определенной ситуации, может функционировать, исходя из одного из трех эго-состояний, четко отличимых друг от друга.

Согласно трансактному анализу, в каждом из нас можно выделить 3-эго состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Родитель - содержит установки и поведение, перенятые от родителей. Внешне выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим.

Взрослый - не зависит от возраста личности, это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга.

Ребенок - содержит все побуждения, которые возникают у человека спонтанно, естественным образом. Это эмоционально-чувственная, творческая сторона личности.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих 3 эго-состояний.

Упр. 2 Найдите соответствия

Родитель хочу

Взрослый могу

Ребенок надо

(Ребенок руководствуется принципом «хочу», Родитель - «надо», а Взрослый принципом «могу»).

Упр. 3 Люди обречены быть взрослыми вследствие своего возраста, и хотя не все обязательно являются по сути зрелыми людьми, от нас ожидают поведения взрослого человека. (Ситуации учебы, работы, примеры из жизни).

Упр. 4 «Анализ ситуаций»

Проанализируйте в предложенных вам ситуациях, в каких из 3 эго-состояний находятся взаимодействующие ниже персонажи (Родитель, Ребенок, Взрослый).

1 ситуация

На занятии преподаватель просит обучающихся выполнить практическую работу. Один из обучающихся ему категорически заявляет: «Я этого делать не буду! Вы не сможете меня заставить».

2 ситуация

Обучающимся было дано задание составить презентацию, Один из учеников испугался, что не справится с заданием. Педагог ему говорит: « Не бойся, если что-то не будет получаться, я тебе помогу».


3 ситуация

Один из сотрудников опоздал на работу. Руководитель, без выяснения причины говорит ему: «Опять вы опоздали на работу. Если подобное еще раз повторится, я вынужден буду принять строгие меры».

4 ситуация

Сотрудник принес руководителю заявление об увольнении. Руководитель, прочитав сего, спрашивает: «Могу я поинтересоваться, каковы причины вашего увольнения?»

5 ситуация

Лектору слушатели задают вопросы. Он говорит: «Как мне надоели эти однотипные вопросы».

Завершение занятия: Подводя итоги нашего разговора, как вы ответите на вопрос: «Что значит быть взрослым?». Изменилось ли у вас представление о себе?


© 2010-2022