- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методический материал Внеурочная деятельность
Методический материал Внеурочная деятельность
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афонина М.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеурочная деятельность
На сегодняшний день самой актуальной темой в образовании является тема введения Новых образовательных стандартов. Ориентир на новые результаты, включающие предметный, метапредметный и личностный рост потребовал введения в ФГОС нового раздела «внеурочная деятельность», которому уделено большое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
В рамках традиционного образовательного процесса за последнее десятилетие сложились следующие виды деятельности:
-
учебный процесс;
-
система дополнительного образования;
-
набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности;
-
воспитательная работа классного руководителя;
-
организация работы группы продлённого дня;
-
индивидуальная работа с учащимися.
Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов деятельности, но может содержать в себе черты каждого из них. Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удаётся решить на уроке.
Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
-
обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
-
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
-
создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-
создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
-
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-
расширять рамки общения в социуме.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель - создание условий для самореализации ребёнка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы - дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Если учесть, что цель внеурочной деятельности - это развитие ребёнка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребёнком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причём важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребёнка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
-
выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
-
учёт возрастных особенностей;
-
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-
связь теории с практикой;
-
доступность и наглядность;
-
включение в активную жизненную позицию;
-
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
-
рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
-
организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
-
учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
-
программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Достижение всех трёх уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлечённых педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Внеурочная деятельность позволяет ребёнку раскрываться как личности.
Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Предполагаемые результаты
-
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-
укрепление здоровья обучающихся;
-
развитие творческой активности каждого ребёнка;
-
укрепление связи между семьёй и школой
В заключение хотелось бы сказать, школа - не только место, где учатся дети. В школе дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребёнка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, её содержание, общение, отношение детей и взрослых - естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого школа должна создать такие условия, при которых жизнь детей будет наполнена разнообразными делами и организована так, чтобы каждый ребёнок нашёл своё дело по душе, пережил радость творческой удачи.