Тренинг по психологии СТРАНА ВЕЖЛИВОСТИ

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг «СТРАНА ВЕЖЛИВОСТИ»

Цель:

  1. учить детей видеть недостатки в ведении и уметь, их исправлять: избавляться от вредных привычек и способствовать формированию полезных

  2. формировать у детей нравственное представление о «вежливости»;

3. развивать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми:

4. воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих.

Оборудование: карта «Страна вежливых гномов», ватман, фломастеры, клей, цветы, м /ф «Невежи», музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Настрой

Дети стоят в кругу. Закрыли глаза. Сделали вдох... выдох... вдох... задержали дыхание... выдох. Открываем глаза.

- Сегодня у нас гости! Давайте с ними здороваемся, как обычно мы здороваемся с учителями в школе (кивок головой). Замечательно! Теперь давайте поприветствуем друг друга (с улыбкой, даря хорошее настроение):

Добрый день (обращение по имени) дарим комплимент (ты самый...)

Деление по группам.

  1. Дети проходят на места.

  2. Правила работы группы.

- Сейчас я предлагаю вашему вниманию (м/ф «Невежи»), после просмотра

и побеседуем.

Вопросы детям:

  1. Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?(0 вежливости)

  1. Каких людей можно назвать вежливыми?

4. Что такое «Вежливость»?

«Вежливость - это умение быть внимательным, заботливым к окружающим людям, умение вести себя правильно. Проявлять уважение к людям, которые рядом с тобой»

- Давайте сегодня попытаемся построить замок вежливости (демонстрирую ватман со схематическим изображением замка).

5. Какие вежливые слова вы знаете? В каких случаях их употребляете?

А сейчас, давайте все вместе отгадаем загадки и вспомним вежливые слова:

  1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: «добрый …. день»!

  1. Друг другу на прощание

Мы скажем … «до свидания».

  1. Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … «здравствуй».

  1. Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

  1. Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его …. простить.

  1. До чего ж оно красиво,

Слово доброе …«спасибо».

  1. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не … перебивай.

- Думаю, что вежливые слова, которые вы только, что назвали могут быть фундаментом нашего замка. (Предлагаю каждому ребёнку наклеить цветок по контур фундамента замка).

4. Игровая часть

  • Фундамент заложен, отлично. Значит мы готовы начать небольшую экскурсию в страну вежливых Гномов и выполнить несколько несложных заданий (обращаю внимание детей на карту: Карта разделена на несколько частей. Мы с вами постараемся побывать в каждом уголке этой карты.)

  • С чего же начинается общение людей? (С приветствия)

Отмечаю первый район «Приветствие»

Задание №1

«В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо говорите: «Здравствуйте, Светлана Сергеевна!»»

Вопрос: Какая ошибка допущена? А может всё в порядке?

Заданием 2

«Ольга говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?»»

Вопрос: Права ли Ольга?

Задание З

«Ира обижена: «Вчера ты. Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлён: А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и поздоровалась.»

Вопрос: Кто прав?

Вывод: Желай здоровья от души всем окружающим, тогда и твоё настроение будет отличным. (Предлагаю детям наклеить цветы на одну половину двери замка вежливости)

Приглашаю вас посетить район «Просьба», потому что просить тоже нужно уметь вежливо.

Отмечаю второй район «Просьба»

Задание 1

«Маленький гномик отчаялся, он не верит в то, что его просьба будет выполнена. Он ещё слишком мал, чтобы вежливо попросить сестру купить ему мороженое».

Вопрос: Как лучше попросить о чём - либо, чтобы твою просьбу исполнили?

Задание 2

«Во время урока тебе срочно понадобился карандаш красного цвета. Свой ты забыл дома».

Вопрос: Как правильно попросить карандаш у одноклассника? Не забывайте, что вы находитесь на уроке!!!

Задание3

«В группе продлённого дня. Вы хотите, чтобы ваш одноклассник составил вам компанию в игре».

Вопрос: Продумайте, как правильно будет звучать просьба?

Вывод: Просьба должна быть просьбой, а не приказом (Предлагаю ребятам наклеить цветы, создавая стены замка)

- Двигаемся дальше.

Мы в районе «Благодарность»

Задание

«Вам подарили подарок, завёрнутый в большую коробку с бантом. Вы открываете коробку, а там... совсем не то, о чём вы мечтали»

Вопрос: Как поступит вежливый человек? (Что скажет?)

Вывод: Важно найти верные слова и интонацию, выражая свою благодарность.

Фрагмент из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка» (Песня Шапокляк)

- Ребята, мы с вами попали в район «ГРУБИЯНОВ И НЕВЕЖ».

Давайте посмотрим, какие люди живут в этом районе? Какие поступки они совершают?

- К сожалению и в нашей жизни часто встречаются невоспитанные люди. Такие люди чаще всею грубят и обижают нас. Грубость недостаток или достоинство? Почему?

Задание

" Тебя обозвали обидным словом»

Вопрос: Как ты поступишь?

Вывод: Злость нельзя в себе копить!

Это чувство страшное!

Знай, злодеем в жизни быть - Самое ужасное.

- После посещения района Грубиянов следует вспомнить вежливые слова.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру "Не ошибись, пожалуйста!"

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть "волшебные слова".

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Я вас прошу, выполните 10 приседаний!
Бег на месте начали.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Будьте добры, улыбнитесь!

- Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют "волшебными".

А сейчас викторина для всех - "Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. Ходить в театр в спортивном костюме?

3. Случайно задев кого-либо, наступить на ногу, … вежливо извиниться.

4. Уходя с урока, крикнуть учителю: «Пока!»

5. Грубо отвечать

6. Благодарить маму за вкусный обед

7. Приходить в школу неопрятным

8. Помогать взрослым и малышам

9. Не обращать внимания, когда тебя зовут

10. С друзьями не обязательно быть вежливым

11.Уступать место в автобусе пожилым людям

12.Опаздывать на урок

13.Здороваться и прощаться

14.Выражать близким людям свою любовь и восхищение

Отмечаю район «Извинение»

- Даже если у вас получилось обидеть человека или нагрубить ему. Как поступить в такой ситуации? (нужно попросить прощение)

Вывод: Извинение всегда принимается, когда просящий извинение человек на самом деле осознал свою вину и искренне сочувствует тому, кого обидел.

Отмечаю район «Сочувствие»

Задание

«Один из ваших одноклассников получил не очень хорошую оценку за диктант по русскому языку».

Вопрос: Что нужно сделать? Какие слова подобрать, чтобы утешить его?

Вывод: Добрые, вовремя сказанные слова помогают быстрее справиться с трудной ситуацией. Главное, чтобы эти слова звучали искренне (предлагаю детям наклеить цветы на крышу замка вежливости).

Отмечаю район «Прощание»

Какие слова прощания вы знаете? Для чего они нужны? Попробуйте произнести слова прощания так, чтобы людям было приятно вновь встретиться с вами (наклеивают цветы на вторую половину двери).

- Посмотрите какой красивый замок у нас получился. Надеюсь, мы не зря его сегодня строили?

5. Итог

Вывод: С вежливыми людьми легче и приятнее общаться.

6. Рефлексия.

  • Напишите на лепестках подсолнуха вежливые слова, которые вы часто используете в общении друг с другом в школе.

  • Во дворе нашего замка вежливости вырос необычный подсолнух вежливых слов.

(Наклейте лепестки к нашему подсолнуху)

- Каждый из нас способен построить такой замок у себя в сердце и стараться жить по правилам добра и любви к окружающим.

А закончить наш урок я хотела бы пожеланием всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите добро людям, будьте красивы душой.





ПАМЯТКА

1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.Правильно вести себя в чужом доме.

3.Быть гостеприимным хозяином.

4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

10.В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

11.Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.


© 2010-2022