Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе

 Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.  Хорошей традицией стало проведение в школе «Недели толерантности». Каждый год обновляются мероприятия, выбираются формы работы, интересные и педагогам и детям. С прошлого года к проведению этой недели активно подк...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проведение «Недели толерантности» в ОШ №4

Хорошей традицией стало проведение в школе «Недели толерантности». Каждый год обновляются мероприятия, выбираются формы работы, интересные и педагогам и детям. С прошлого года к проведению этой недели активно подключились подростки - медиаторы из Школьной службы согласия. Девушки помогали разработать классные часы, уроки, тренинги, сами проводили уроки толерантности в классах среднего звена. Многие педагоги приглашали их в свои классы для проведения классных часов. Очень большую помощь медиаторы оказали в проведении конкурса плакатов и рисунков, презентации результатов работы. Ребята начали оформлять фотоальбом по результатам проведенной работы (каждый класс на отведенных страничках представляет самое интересное из своего опыта работы).

Программа проведения «Недели толерантности»

- Конкурс плакатов и рисунков на тему «Что такое толерантность».

- Проведение анкетирования «Толерантен ли ты?»

- Проведение классных часов «Стремись творить добро».

- Проведение уроков толерантности.

- Проведение тренинга для педагогов «Толерантное общение».

- «Ярмарка милосердия».

- Сбор книг, игрушек, канцелярских принадлежностей и передача подарков в Дом ребенка «Елочка».

В этой работе представлены методические разработки для проведения классных часов, уроков толерантности и тренингов для педагогов.







Урок толерантности

Мы разные, но мы вместе - и в этом наша сила!

(с группой учащихся 6, 7 классов)

Я не согласен с тем, что вы говорите.

но пожертвую своей жизнью,

защищая ваше право высказывать

собственное мнение

Ф. Вольтер.

Тема нашего урока: «Мы разные, но мы вместе - и в этом наша сила». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…»

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова «толерантность» у разных народов на разных языках звучит по-разному:

- в испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском - способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).

- Какое из определений вам импонирует больше всего?

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

- А что же объединяет эти определения?

- Почему так актуальна толерантность в наше время?

Задание №1

Попробуйте оценить ситуацию.

- Какова ваша реакция?

- А теперь попробуйте быть толерантным.

Ситуации.

-представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке;

-что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой);

-что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот;

-что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие.

Резюме:

Одно из главных качеств должно быть - умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. Умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли мы понимать чужую боль? Умеем ли мы входить в положение другого человека? С этого и начинается толерантность.

Задание №2

Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:

УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА

Соблюдение законов страны

Уважение и защита прав человека

Равенство граждан перед законом

Лишение возможности обучаться на родном языке

Распространение негативных этнических стереотипов

Дискриминация или призывы к ней

Уважение культурных традиций других народов и религий

Поиск общих интересов для разрешения конфликтов

Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств

Отказ от насилия в решении конфликтов

Угрозы, запугивание (моральный террор)

Физический террор, погромы, геноцид

Стремление к сотрудничеству

Участие к другим людям, сопереживание

Депортации, принудительные выселения

Задание №3

А теперь давайте попробуем понять, насколько мы толерантны!

(Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)

Тест

Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да; б) нет.

Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.

3Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да; б) нет.

Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

5Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте и делают не своё дело?

а) да; б) нет.

8Вы приводите в компанию друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за него (неё).

9В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?

а) уходите подальше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подведение итога работы детей.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

  1. 0-4: вы непреклонны и , простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

  2. 6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить более достойно.

  3. 14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Задание №4

Готовим пары обуви на рисунках с различными размерами и видами обуви (традиционные для разных культур). Ребята ищут пару по картинкам (все стоят в кругу и поднимают над головой полученную картинку с рисунком). Сформированные пары получают задания:

- составить словарь из слов-примирений;

- смоделировать конфликт и подобрать несколько путей выхода из него;

- составить буриме из слов: обида, вина, прощенье, терпенье;

- написать правила хорошего тона для соседа по парте;

- сказать друг другу комплименты;

- записать ассоциации к слову «толерантность».

По окончании проводится презентация заданий.

Взаимоотношения между людьми могут быть как позитивными, так и негативными, могут стимулировать сотрудничество и поддержку, а могут приводить к ссорам и конфликтам. Иногда это зависит от обстоятельств, но чаще от нас самих, наших умений и желания позитивного взаимодействия.

Известный писатель Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать - как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".



Тренинг для педагогов.

Толерантное общение.

Цель: познакомить участников с видами общения и научить их приемам активного слушания; формировать у учителей навыки безоценочного общения.

Задачи:

- показать механизмы создания неэффективной коммуникации;

- выявить факторы, которые влияют на искажение информации;

- развивать навыки невербальной передачи информации;

- усвоить понятие «толерантность».

Ход занятия.

1.Разминка «Эмоция по кругу»

Участники тренинга с помощью мимики по очереди изображают какую-нибудь эмоцию, состояние. Другие пытаются отгадать. Игра заканчивается, когда все участники передадут свои эмоции. Тренер задает вопросы:

Легко ли было передавать собственную эмоцию? А отгадывать чужую?

Что вы чувствовали, когда передавали позитивные эмоции? А негативные?

2.Принятие правил. Мозговой штурм.

3.Информационное сообщение «Слушать - понимать - взаимодействовать»

Один разумный и ироничный человек заметил: «Разговор - это соревнование, в котором первого, кто задержал дыхание, провозглашают хорошим собеседником». Во время общения между людьми происходит очень сложный процесс понимания. Среди факторов неумение слушать часто становится основной причиной неэффективного общения, непонимания и даже конфликтов. Дело в том, что уровень нашего внимания нестабилен, он колеблется. Посторонние мысли деформируют смысл услышанного. Наше эмоциональное состояние также отвлекают внимание от того, что говорит собеседник, и мы «отключаемся», или уже заготавливаем хороший ответ, пропуская много важной информации. Умение слушать является важнейшим условием эффективного общения.

Активное слушание - это не просто молчание, это активная деятельность, своеобразная работа, которую вызывает желание услышать, интерес к собеседнику. Чтобы определить, использует ли человек приемы активного слушанья, нужно обратить внимание на то, ставит ли он уточняющие вопросы, есть ли обратная связь с помощью парафраза («Правильно ли я вас понял, что…).

Далее тренер знакомит с уровнями активного слушания, приемом независимой оценки. Объясняет, насколько важно не заразиться от собеседника его эмоциями.

4.Упражнение «Сплетня».

Шесть участников выходят из аудитории. Седьмому демонстрируют картинку, которую он должен внимательно рассмотреть и содержание которой должен запомнить. После этого участники, которые были за дверью, по одному заходят в аудиторию. Их задание - внимательно выслушать седьмого участника, который расскажет содержание картинки, и как можно точнее пересказать это содержание следующему участнику. Последние два игрока должны нарисовать на доске информацию, которую услышали. Все остальные участники молча наблюдают и запоминают все подробности, чтобы быть готовыми к анализу упражнения.

Вопросы для обсуждения:

- Что происходило с информацией, которая передавалась участниками, во время выполнения упражнения?

- Изменилась ли информация в финале? Почему это произошло?

- Какие факторы влияли на процесс передачи информации?

- К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?

5. Упражнение «Свидание».

Тренер объединяет участников в четыре группы, раздает каждой группе конверты с набором отдельных предложений, которые нужно разместить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получился законченный рассказ. Потом представитель каждой группы презентует результат. (Карточки к заданию даны в приложении). Обычно кто-либо задает вопрос: «А как же правильно должен звучать рассказ?» Люди привыкли действовать стереотипно, с оглядкой на кем-то придуманные каноны. Здесь не может быть правильного или неправильного ответа, ведь каждый может пояснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнение других, которое тоже имеет право на жизнь.

6. Разминка «Атомы и молекулы».

Тренер предлагает участникам подвигаться по залу в разных направлениях и с разной скоростью (броуновское движение). По его команде все объединяются в «молекулы» с изменяющимся количеством атомов (сначала психолог объединяет учителей в пары, потом в тройки, пятерки, чтобы процесс объединения в группы стал более спонтанным).

7. Информационное сообщение «Толерантная личность.

Понятие «толерантность» впервые начали употреблять в 18 веке. В своем «Трактате о веротерпимости» Вольтер писал: «Безумием считается убеждение, что все люди должны думать одинаково об определенных вещах». Понятие толерантности неодинаково в разных культурах и зависит от исторического опыта народов. (Тренер раскрывает понятие толерантности в разных культурах). В наше время толерантность понимают как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и принуждения, признания права других на собственные мысли и взгляды. Таким образом, толерантность прежде всего направлена на принятие других такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Они критически относятся к себе и не пытаются во всех бедах обвинять других. Толерантный человек не разделяет мир на два цвета - черный и белый. Он всегда готов выслушать и понять другие точки зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами - особая черта толерантного человека. У того, кто способен на это, меньше потребность доминировать и пренебрежительно относиться к другим людям. Толерантная личность совмещает положительное отношение к себе с позитивным и доброжелательным отношением к другим.

8. Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Участники объединяются в три группы. Каждой группе дается карточка с вариантом задания.

- Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете согласие;

- составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы высказываете свое несогласие;

- составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете оценку действий или поступков другого человека.

На выполнение задания дается 5 минут. После этого каждая группа демонстрирует результаты своей работы. После обсуждения на плакате записываются те фразы, которые можно использовать в толерантном общении.

9. Тест «Черты толерантной личности.

Каждый участник получает бланк «Черты толерантной личности»

Черты толерантной личности

А

Б

Хорошо работает на правах партнерства

Принимает других такими, какие они есть

Не осуждает других

Имеет чувство юмора

Может простить чужую слабость

Доверяет людям

Проявляет терпение

Умеет владеть собой

Признает различие во взглядах

Умеет слушать

Способен на сопереживание

Проявляет альтруизм

Отказывается от доминирования

Уважает права других

Признает равенство других

Инструкция: сначала в столбик «А» поставьте «+» против тех трех качеств, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «-» - напротив тех трех качеств, которые у вас наименее выражены. Потом в столбик «Б» поставьте «+» напротив тех трех качеств, которые наиболее характерны для толерантной личности. Тренер подсчитывает общегрупповое количество отмеченных плюсом качеств в колонке «Б» по каждому параметру и записывает в бланк, который демонстрируется на доске. Три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности, по мнению группы. Задание: сравните представление о толерантной личности каждого из вас с общегрупповым представлением. Сравните представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Возникали ли трудности при выполнении теста?

Для чего мы выполняли это задание?

10. Упражнение «Плакат толерантности»

Участники объединяются в четыре группы. Каждая группа получает ватман формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы. Они готовят плакат толерантности в виде коллажа из цветных рисунков ( предварительно среди детей проходит конкурс рисунков на тему «Толерантность»), вырезок из журналов. Спикеры групп презентуют свои наработки.

11. Домашнее задание «Тайный друг»

Тренер предлагает каждому участнику вытянуть из коробки один из свернутых листочков бумаги, развернуть его, прочитать имя участника тренинга, которое там написано, и никому не говорить. С этого момента избранный человек становится «тайным другом» того, кто вытянул его имя. В течение указанного времени участники должны, не обнаруживая себя, оказывать знаки внимания своему «другу»: делать комплименты, помогать в работе, дарить маленькие сувениры, поддерживать в сложных ситуациях и т.д. Вместе с тем еще постараться угадать, кто вытянул их имя, в центр чьего внимания попали они сами.

12. Подведение итогов тренинга.

В течение 5 минут предлагается выполнить своеобразный самоотчет. Участникам предлагается записать в блокнотах и продолжить предложения:

- Сегодня на занятии я делала…

- Во время занятия я чувствовала…

- Сегодня я узнала…

- В дальнейшем я буду использовать…

Участники благодарят друг друга за активную работу и прощаются.





Классный час: "Стремись творить добро".

Цели. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "благотворительность", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений.

ХОД УРОКА

1.Беседа

Ребята! Вы, наверное, заметили, что у нас в школе на первом этаже есть плакаты с названием "Толерантность".
Слово учитель записывает на доске.
- Что же это такое?

Толерантность - терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.
Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги - желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории.
Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.
На доску вывешиваются по очереди плакаты с названиями терминов "милосердие", "благотворить", "добро", дается устное пояснение.
Милосердие - это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Добро - все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека.
Худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола - все одинаковы.
Дейл Карнеги - американский специалист в области человеческих взаимоотношений - говорит: "Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство - и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять". Заратустра сказал: "Делать добро другим - не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье".
Китайская пословица говорит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит". Подумайте над значением этих слов. Делай добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения! Именно так ставили вопрос о добре все великие философы с начала истории человечества - Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ...
Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать - как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".

2. Работа с афоризмами

Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.

Афоризмы для работы

1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
3. "Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)
4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)
6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)
8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
9. "Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

3.Тестирование

А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным - значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

1. Ким плохо одет...

+ Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.

2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...

- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
+ Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

+ Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты сторонишься его.

4. Пожилая женщина медленно идет…

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
+ Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

- Ты игнорируешь ее.
+ Ты разговариваешь с ней.

6. Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

- Ты игнорируешь его.
+ Ты разговариваешь с ним.

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

+ Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

+ Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Выбери правильный ответ, сосчитай плюсы.
Дети считают.

Если одни плюсы, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7 плюсов, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 плюсов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

IV. Итог

Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
Дети работают с терминами, записанными на доске: "толерантность", "благотворительность", "добро", "милосердие". Они отвечают, что это такое, как они поняли значения слов.
- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе?
Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили.
- Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

Приложение 1

Подготовка к конкурсу плакатов и рисунков на тему «Что такое толерантность»

Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе

Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе

Приложение 2

Проведение уроков толерантности.

Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе

Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе





Приложение 3

Проведение тренинга «Толерантное общение».

Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе

Проведение недели толерантности в общеобразовательной школе

© 2010-2022