• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Статья в сборнике материалов региональной конференции Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации, Тема: Влияние интернета на психологическое здоровье детей, 2015г, г. Луховицы

Статья в сборнике материалов региональной конференции Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации, Тема: Влияние интернета на психологическое здоровье детей, 2015г, г. Луховицы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гершман Алексей Олегович

Педагог-психолог МБОУ Гимназия №10 г. Луховицы.

Влияние интернета на психологическое здоровье детей.

Ни для кого не секрет, что, используя термин «Современное общество», мы подразумеваем такой социальный пласт людей, который «идет в ногу со временем» и активно использует в своей жизни цифровую технику, гаджеты, интернет.

Говоря о детях, уже с первого класса достаточно трудно найти ребёнка, у которого не было бы с собой мобильного телефона, и не просто мобильного телефона, а смартфона. Конечно, с одной стороны, это - достаточно удобно, ведь, таким образом, ребёнок постоянно находится на связи, и, в случае необходимости, может сразу же связаться с родителями. Однако, дети не только используют телефоны по их прямому назначению, но еще и стремятся уделить им внимание в свое свободное время. Таким образом, практически всё свободное от уроков и занятий время ребёнок находится «Онлайн», либо просто проводит время перед монитором компьютерной техники. Это приводит к тому, что постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка [1, С. 201-202.]. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС), которые постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, «даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами», в 2011 г. уже «не менее 250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет» [2].

Результаты опроса, проведённого в МБОУ Гимназия №10 г. Луховицы показывают, что почти все дети, обучающиеся в 1-х классах, имеют мобильный телефон. Большинство из них, помимо телефона дома имеют и другую технику: планшеты, компьютер, игровые приставки, телевизор. Отвечая на вопрос «Что важнее - общение с другом или увлечение планшетом/телефоном?», некоторые дети отвечают, что для них важнее взаимодействие с техникой, аргументируя это тем, что посредством техники можно осуществить общение с друзьями. Это может говорить о том, что, будучи учеником ещё только 1 класса, ребёнок настолько привязывает себя к технике, благодаря чему в последствии не может произвести дифференциацию между реальным общением и взаимодействием с другими людьми, и коммуникацией с людьми посредством сети «Интернет».

Но, вовлекая себя в виртуальную среду, ребёнок подвергает себя серьезной опасности.

Уже сейчас существует термин «цифровое слабоумие». Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%). Еще в 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции - слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте (болезнь Альцгеймера).

Помимо факторов, оказывающих непосредственное влияние на психофизиологию ребёнка, существует еще и ряд факторов, которые оказывают косвенное влияние на ребёнка и его психику.

Пока ребёнок погружен в интернет-среду, он в любой момент подвержен риску оказаться жертвой троллинга и кибербуллинга. Троллинг - злонамеренное вмешательство в сетевую коммуникацию, выражающееся в нагнетании участником общения («троллем») гнева, конфликта путём скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника или участников, зачастую с нарушением правил объекта сетевой коммуникации и, иногда неосознанно для самого «тролля», этики сетевого взаимодействия [3]. Кибербуллинг - унижение или травля с помощью мобильных телефонов, других электронных устройств.

Поскольку дети - люди с нестабильной самооценкой, люди, которые только начинают, познавая других, познавать себя, некоторые из них не могут отказать себе в удовольствии самоутвердиться за счёт унижения другого человека. Интернет в таком случае - наиболее «благоприятная» для этого среда, т.к. существует масса ресурсов, где можно высказать свое мнение и оставить свой комментарий в режиме «инкогнито» (анонимно). Таким образом, адресат никогда не узнает, кто является отправителем угроз или обзывательств, что, в свою очередь, формирует у отправителя чувство самозащищенности. Постоянная травля может оказать сильное воздействие на психическое состояние ребёнка, который и без того не всегда эмоционально стабилен в силу своего возраста и тех изменений, которые в этом возрасте происходят. И если травля имеет не эпизодический характер, а происходит на достаточно продолжительном периоде времени, последствия могут оказаться необратимыми, начиная с невротизма и подрыва доверия к окружающим людям, заканчивая суицидальными проявлениями в поведении.

Как же помочь ребёнку обезопасить себя и свою жизнь?

В первую очередь, стоит ознакомить ребёнка с законом о персональных данных и обсудить с ним, стоит ли выкладывать в публичный доступ личные фотографии. Могут найтись такие люди, которые посредством редактирования фотографии могут выставить ребёнка в не самом приятном для него свете.

Также следует производить мониторинг тех ресурсов, которые посещает ребёнок, чтобы обезопасить его от нежелательного контента. При необходимости, активировать на гаджетах и компьютере функцию «Родительский контроль».

Поскольку ребёнок погружен в виртуальную среду, следует сделать эту среду такой, чтобы она была не только безопасной, но и полезной. В таком случае, возможно привлечение ребёнка к разработке проектов, подготовке сообщений, поиску дополнительного материала для учёбы и досуга.

Помимо всего вышесказанного, не стоит забывать и о том, что в жизни есть множество других развлечений, которые находятся вне интернета. Чем больше у ребёнка интересов, увлечений, хобби, да и просто дел по дому, тем меньше внимания он будет уделять виртуальной среде, поскольку реальная среда будет восприниматься им не менее позитивно.









Литература

1. Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей - фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». - Казань, 1997.

2. Материалы сайта autisminrussia.ru

3. ru.wikipedia.org/wiki/Троллинг



© 2010-2022