- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект к занятию по психологии на тему Приёмы общения
Конспект к занятию по психологии на тему Приёмы общения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пищикова В.Е. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие по станциям «Приёмы общения»
Пищикова В.Е., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: формирование знаний, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций и их профилактики с помощью различных приёмов общения.
Задачи:
-
Обучение разновидностям общения в конфликтной среде;
-
Выявление распространённых причин конфликтов;
-
Определение способов урегулирования конфликтов;
-
Анализ роли медиатора и медиации, как процесса, в урегулировании конфликтных ситуаций.
Контингент: учащиеся 7-11 классов
Время работы: 30 минут - 1 группа (1.5 - 2 часа - время работы станции)
Оборудование: ватманы, цветные карандаши и фломастеры, маркеры, вырезки из журналов и газет, клей, ножницы.
Ход работы
«Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Меня зовут Виктория Евгеньевна, я работаю психологом в ГБУ ВО «ЦПППиРД». Сегодня мы с вами рассмотрим такие процессы протекания конфликта, как возникновение и завершение через приёмы общения, а также роль медиации как формы разрешения конфликтных ситуаций.»
Работа с первой группой.
«Кто может сказать, что такое «конфликт»?
(Конфли́кт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.)
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Таких причин огромное множество и проявляются они с помощью разных приёмов общения. Приемы общения - наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.
К ним относятся вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, позы, телодвижения, зрительных контакт и т.д.) способы передачи информации.
Ребята каждый из нас имеет индивидуальный опыт общения, как вербального, так и невербального, чтобы иметь более полное представления о разновидностях проявления приёмов общения на этапе становления причины конфликта, необходимо выполнить следующее задание.
Упражнение «Плакаты-коллажи». Делим группу на две равные подгруппы. Подгруппа №1 отражает на своём плакате внешние проявления ситуаций, провоцирующих конфликт через невербальную систему общения (угрожающие жесты, угрюмая и озлобленная мимика и т.д.); подгруппа №2 выписывает на ватман вербальные приёмы общения (фразы, провоцирующие конфликт (конфликтогены: «ты должен», «слабак», «ты даже этого сделать не можешь» и т.д.)).
Работа со второй группой.
«Как вы понимаете словосочетание «урегулирование конфликтов»?
(Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликтных ситуаций. )
Данная стадия развития конфликта является завершающей и очень важной. Предыдущая группа отобразила вербальные и невербальные причины зарождения конфликта (показываем работы предыдущей группы), задача вашей группы урегулировать или разрешить предложенные причины конфликтов.
Упражнение «Плакаты-коллажи». Делим группу на две равные подгруппы. Подгруппа №1 отражает на своём плакате внешние проявления ситуаций, разрешающих конфликт через невербальную систему общения (улыбка, доброжелательный вид, направленность корпуса тела к оппоненту и т.д.); подгруппа №2 выписывает на ватман вербальные приёмы общения (фразы, снижающие уровень конфликта( «мне кажется, что…», «извини меня», «мне очень жаль, что…»)).
Работа с третьей группой.
«С предыдущими группами мы обсудили влияние различных приёмов общения на причины и урегулирование конфликтных ситуаций. (Показываем работы предыдущих групп). Ваша задача, на основе знаний, полученных на предыдущих стадиях, и анализе плакатов и коллажей предыдущих групп, ответить на вопросы «Что такое медиация?», «Какова роль медиатора в процессе урегулирования конфликтов?».
Упражнение «Плакаты-коллажи». Делим группу на две равные подгруппы. Подгруппа №1 раскрывает ответ на вопрос «Что такое медиация?» ((Схематично) Медиа́ция, в праве - одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
-
добровольность,
-
конфиденциальность,
-
взаимоуважение,
-
равноправие сторон,
-
нейтральность и беспристрастность медиатора,
-
прозрачность процедуры.); подгруппа №2 раскрывает ответ на вопрос «Какова роль медиатора в процессе урегулирования конфликтов?» ((Схематично) Медиатор (посредник) - человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. В некоторых школах медиации медиатор может играть более активную роль, в то время как в других роль медиатора сводится в основном к фасилитации (содействию).)
В завершении занятия все три группы презентуют свои плакаты и коллажи (по итогу 6 работ), отвечая на вопросы аудитории.