Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Занятие «Семейная скульптура» (модифицированное)

из программы «Гендерное воспитание подростков»












Занятие «Семейная скульптура»

Цель: определение места подростка во внутрисемейной системе взаимоотношений

Задачи:

  1. Формировать у подростков жизненную позицию, основанную на равных возможностях, правах и обязанностях женщин и мужчин.

  2. Формировать уважительное отношение к каждому члену семьи.

  3. Повысить правовую грамотность и ответственность за поведение каждого в семье.

  4. Побудить стремление к личностному росту, гендерному самопознанию, гендерному саморазвитию.

  5. Учить подростков адекватно воспринимать окружающую действительность, уметь адаптироваться в гендерных ролях, быть способным к ответственному принятию решений в ситуации выбора.

  6. Учить умению свободно выражать свои мысли, чувства и переживания.

  7. Закреплять стремление к активному творческому самовыражению, поиску, раскрытию и утверждению своей индивидуальности, искать пути самореализации.

Материалы: блокноты на каждого участника, краски, карандаши, ватман, чертежные листы на каждого участника, различные журналы, стулья по количеству участников.

Форма проведения: беседа, тренинговые упражнения, психокоррекционные игры, дискуссия, комментарии психолога, задающие гендерное направление.

Место проведения: малый актовый школьный зал

План проведения

  1. Организационный момент

  2. Основная часть

а) семейная фотография

б) тест на определение - распределение ролей в семье

в) психодрама « Скульптура семьи»

г) творческая работа - коллаж «Моя семья»

д) брейсторминг «Как же формируются роли»?

е) обсуждение

3. Заключительная часть. «Аплодисменты по кругу»

Рефлексия

Практическая реализация

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Далее говорят подростки, передавая друг другу релаксационную игрушку. Я хочу научиться… узнать… решить…познать… наладить… помощь ( какие надежды возлагаются, пожелания, надежды)


  1. Основная часть

1 Семейная фотография

Методика направлена на коррекцию детско-родительских и семейных отношений. Подростки приносят свои семейные фотографии. Каждый по очереди рассказывает, кто изображен на фотографии и почему именно эти фотографии были выбраны, какое значение они имеют для подростка и какие чувства вызывают.

Обсуждается каждая фотография. «Какое настроение у изображенных на фотографии?». «Кто делал снимки?» «Почему люди одеты так, а не иначе?»

2. Тест на определение распределение ролей в семье

У каждого человека есть установки на распределение ролей в семье. Из - за них он\она будет вести себя определенным образом в семье.

Сейчас я вам буду читать пословицы и поговорки, а вы определите нравиться вам эта пословица или нет (то есть согласны вы с ней или нет).

Инструкция: «Если вам нравится поговорка, то нужно поставить «+», если не нравится, то « - », если у вас нейтральное отношение к пословице, нужно нарисовать «0»

Пословицы и поговорки:

1. Добрая жена, да жирные щи - другого добра не ищи.

2.Муж вези гуж, а жена - шей рубашки.

3 Муж голова, жена - душа.

4. Не та хозяйка, кто говорит, а та, кто щи варит.

5. Муж - дому строитель, нищете отгонитель.

6. От плохой жены состаришься, от хорошей - помолодеешь.

7. Муж - молоти пшеницу, а жена пеки блины.

8. Мир в семье женой держится.

9. Без мужа, что без головы, без жены, что без ума.

10. Бабе дорога - от печи до порога.

11.Не всю правду муж жене сказывает, а сказывает, так обманывает.

12. Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака - во дворе.

13.Мужик тянет в одну сторону, баба в другую.

14. Пусть часто и дура, только б огонь пораньше раздула.

Обработка результатов:

В зависимости от отношения к поговоркам, испытуемый получает определенное количество баллов.

«Рабочие утверждения» -1,2,3,4,5,7,8,10,12,14

Все остальные фоновые, их учитывать не нужно.

+5 баллов

+/-4 балла

0/ 3 балла

-\+2 балла

-1 балл

Интерпретация: Десять утверждений отражают традиционные представления о распределении ролей в семье.

Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье

Более 37 баллов - выраженность традиционных гендерных установок.

Менее 23 баллов - выраженность эгалитарных установок.

От 24 до 36 - неопределенность ( в т. ч. незрелость) гендерных установок.

3.Психодрама «Скульптура семьи»

Инструкция: «Данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Сейчас каждый по очереди «покажет» внутрисемейные отношения в вашей семье. Членами семьи будут выступать сами подростки». Выбирается первый участник - он в роли скульптора, обращается с другими членами семьи, так как будто они сделаны из глины. То есть должен поставить их в такую позицию, которая бы отражала отношение в данной семье. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Затем для каждого члена семьи нужно придумать слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы.

«Скульптура семьи» включает в себя три основных шага

Шаг 1. Принятие игровых ролей

Скульптор лепит из участников группы определенных членов семьи, придает им те или иные позы, ставит на определенное расстояние друг от друга. Участники остаются в этих позах одну - две минуты. За это время они должны почувствовать, какие у них возникли ощущения, чувства и эмоции: что они видят, находясь в данной позиции; какие фигуры близки или далеки

Шаг 2. Внесение изменений

Подростку задается вопрос: «Что ты хочешь изменить, чтобы более комфортно себя здесь чувствовать?» Он меняет расстановку фигур скульптур. На свое место в скульптуре он может встать сам, или попросить сделать это кого - нибудь из членов группы, или использовать психодраматическую технику зеркала, то есть сначала становится сам, а затем ставит на свое место другого участника и смотрит со стороны. Когда найдена новая конфигурация скульптуры, все вновь замирают на 2-3 минуты, чтобы прочувствовать что изменилось.

Шаг 3.Подросток размышляет, приемлемо ли для него новое решение

Если решение не совсем устраивает его, можно попробовать иные варианты.

«Расстановку» членов семьи может сделать и психолог, но более эффективен вариант, когда в активной позиции «скульптора» выступает сам подросток. Важно, чтобы каждый побывал в роли скульптура.

4.Творческая работа- коллаж «Моя семья» Подросткам предложено при помощи карандашей, фломастеров, различных журналов сделать коллаж своей семьи

5.Брейсорминг «Как же формируются роли?»

Участникам тренинга дается задание написать причины выбора той или иной роли в семье. Затем ответы выслушиваются и записываются на общий ватман

6. Обсуждение - процесс групповой рефлексии - очень важный и ответственный этап при работе с техниками «Психодрама», «Брейсорминг». Применяя данные техники, можно выявить не только актуальное состояние семьи, но и образ желаемого будущего. Такой прием формирует у каждого подростка представление о том, какой должна быть семья, как распределяются гендерные роли.

Заключительная часть

«Аплодисменты по кругу»

Инструкция:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, входе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует вся группа.

Рефлексия. Каждый участник по очереди говорит:

«Мне понравилось на этом занятии…

Сегодня я узнал…, мне было интересно

Я благодарен группе…»











Тренинг мотивации на осознанное родительство

Занятие «Семейная скульптура»

5 апреля 2013г.


Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков


Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Психодрама «Скульптура семьи»

Данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. Сколько семей, столько новых конфигураций скульптуры. Каждый подросток эффективно сам выступил в роли скульптора своей семьи. Было выявлено актуальное состояние каждой семьи «здесь и сейчас», как в каждой семье распределяются гендерные роли. Позитивность сближения во многих семьях очевидна, потому что подростки стремились сблизить всех членов семьи. В каждой скульптуре нашло свое отражение то, насколько глубок контакт между участниками, все ли включены во взаимодействие.



Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков




Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Творческая работа подростков - изготовление коллажа «Моя семья» вызвала у подростков интерес и желание выполнить работу лучше всех, доказывая, что именно у него самая лучшая семья.

А вот и результаты подростковых творений…


Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Тест на определение распределение ролей в семье. Народная мудрость очень четко подмечает, кто какую роль должен выполнять в семье.


Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Подростки определяют свое отношение к пословицам и поговоркам.



Брейсторминги. Все активно обсуждают свои роли в семье. Как же формируются эти роли?

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков

А в заключение «Аплодисменты по кругу». Многие до сих пор испытывают и смущение и радость…

Конспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростковКонспект занятия Семейная скульптура из программыГендерное воспитание подростков



© 2010-2022