- Преподавателю
- Школьному психологу
- Проект «Право на диалог: слышать и быть услышанным»
Проект «Право на диалог: слышать и быть услышанным»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юрганова М.С. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2015
КОГО АУ СПО «Вятский государственный торгово -промышленный техникум»
г. КИРС
Участие творческого объединения детей и взрослых в Арт- акции «Право ребенка - забота общая»
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Право на диалог: слышать и быть услышанным».
Составители:
КОГО АУ СПО «Вятский государственный торгово - промышленный техникум» в лице директора Кравчук К.А. - финансовое обеспечение проекта,
Юрганова М.С.- автор проекта, преподаватель, педагог - психолог КОГО АУ СПО «Вятского государственного торгово -промышленного техникума»,
Федотова Е.А. -инициатор проекта, координатор проекта, заместитель директора по УВР КОГО АУ СПО «Вятского государственного торгово -промышленного техникума».
Руководители:
Гудовских А.В. - мастер производственного обучения;
Зыкова О.А. -социальный педагог КОГО АУ СПО ВГТПТ;
Катаргина Ф.В.- мастер производственного обучения;
Маликов С.Н.- мастер производственного обучения;
Сюткина З.А. -комендант общежития;
Сюткина Н.А. - мастер производственного обучения;
Татаринов С.В.- плотник КОГО АУ СПО ВГТПТ;
Татаринова И.Н.- заведующая хозяйственной частью КОГО АУ СПО ВГТПТ;
Юрганова М.С. - преподаватель, педагог - психолог.
Участники:
Владыкина Галина - студентка 3 курса;
Голубенко Елена - студентка 3 курса;
Ившина Виктория - студентка 1 курса;
Истомин Сергей - студент 2 курса;
Казаринов Никита - студент 3 курса;
Карпова Ирина - ученица 11 класса МОУ СОШ г. Кирс;
Лапшина Алена - студентка 1 курса;
Максимова Екатерина - студентка 3 курса;
Мордвин Сергей - студент 2 курса;
Потапов Александр - студент 2 курса;
Ситчихина Валентина - студентка 1 курса;
Ситчихина Галина - студентка 1 курса;
Солдатова Мария - студентка 1 курса;
Филиппов Иван - студент 2 курса;
Шуплецов Евгений - студент 2 курса;
Шутов Александр - студент 3 курса.
Южакова Анна - студентка 2 курса;
Издание содержит информационные материалы по итогам работы с подростками и предназначено в качестве пособия специалистам, реализующим проекты и программы по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также студентам, родителям, преподавателям и всем неравнодушным людям в пропаганде защиты прав и законных интересов детей.
Введение.
Самая большая роскошь на свете
- это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С.Кон, И.В.Дубровина, С.В.Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой - может привести к поведенческим отклонениям, депрессии.1
Немаловажным аспектом преодоления одиночества является развитие культуры общения и взаимодействия студентов, родителей и преподавателей. Общение, установление любых контактов между обучающимися играет важную роль в развитии личности. У ребят появляются возможность самовыражения, стремление к общению и сотрудничеству, раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал, расширяется кругозор и эрудиция.
В подростковом возрасте основным видом деятельности становится общение со сверстниками. Каждый подросток хочет быть услышанным. Но, даже будучи окружённым множеством людей, он может чувствовать себя изолированным и испытывать эмоциональное страдание. Межличностное общение часто является настолько недостаточным, что некоторым подросткам становится трудно найти кого-нибудь, с кем можно побеседовать и искренно обменяться мнениями. Данный проект, прежде всего, нацелен на создание арт-объекта как психокоррекционной работы с подростками, обучающая их методам психологической поддержки и взаимопомощи. Полученные навыки предполагают мгновенно доступную поддержку любому подростку в ситуациях одиночества, отчаяния, стресса, суицида или необходимости получения конкретной информации по широкому спектру проблем, а также, развивают волонтёрское движение, привлекая подростков и молодёжь к добровольной деятельности по улучшению психологической ситуации в обществе в целом. Каждый человек имеет право на диалог: слышать и быть услышанным.
-
Цели и задачи проекта «Право на диалог: слышать и быть услышанным»
Между тем
Что я думаю
Что я хочу сказать
Что мне кажется, что я говорю
И тем
Что вам хочется услышать
Что вам кажется, что вы слышите
Что вы хотите понять
Что вы думаете, что вы понимаете
Что вы понимаете
Есть десять шансов к одному, что возникнут трудности в общении.
Но все-таки попробуем…
Бернар Вербер.
Диалог - отнюдь не простая, как кажется на первый взгляд, а довольно сложная, наполненная многообразным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления: стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым.
Развитие индивидуальной идентичности возможно только на основе постоянной коммуникации с другими, диалога с иными точками зрения, позициями, возможностью понять эти другие позиции и посмотреть на себя с иной точки зрения.
Процесс понимания всегда носит диалогический характер, поскольку понимание тесно связано с общением (зачастую косвенным), предполагает «встречу субъектов». Понимание - это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т. д.
Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов, каждый из этих двух субъективных миров в этом процессе раскрывает свои смысловые глубины. Значимость диалога в разрешении многих проблем современности несомненна.
Проект «Право на диалог: слышать и быть услышанным» в рамках которого создается арт -объект - это познавательная, творческая деятельность студентов и преподавателей, организованная на основе совместного и согласованного решения , имеющая общую проблему, цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение цельного результата.
Цель создания арт-объекта - пропаганда права подростков и взрослых находящихся в трудной жизненной ситуации или положении на взаимопонимание посредствам общения и самовыражения в творческой деятельности.
Задачи арт- объекта:
-
Информирование студентов об оказании поддержки находящимся в трудной жизненной ситуации посредствам диалога.
-
Преодоление ситуации непонимания и игнорирования.
-
Организация взаимодействия и изучение потребностей подростков и взрослых.
Особенности арт -объекта :
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в понятии общения, диалога и развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации
3) проектная деятельность организована таким образом, что обучающиеся могут реализовать свои потребности в общении со значимыми им людьми . Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
Образовательный потенциал заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у студентов:
значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины и самоорганизации.
Структура проектной деятельности по созданию арт -объекта:
1. Ориентация на получение конкретного результата
2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной
степени конкретизации
3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата
4. Предварительно планирование действий по достижению результата
5. Программирование - планирование во времени с конкретизацией
результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего
результата проекта
6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап:
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Выполнение проекта.
3. Этап представления готового продукта.
4. Этап оценки процесса и результатов работы.
Организация работы над проектом.
Для организации групповой работы информируются преподаватели и студенты КОГОАУ СПО ВГТПТ об добровольном участии в Арт- акции «Права ребенка -забота общая» проводимом Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задание даётся всей группе, а не отдельному участнику.
Цели организации работы в группе:
1. Создание творческой мотивации;
2. Пробуждение в участника, студентов и преподавателях, познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это
порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими участниками .
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Итогами проекта следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие студентов, рост их компетентности в сфере межличностного и внутриличностного общения, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Деятельность преподавателей предполагает организацию совместного действия подростков как внутри одной группы, так и между группами: преподаватель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Работа над созданием арт-объекта рассчитана на 4 недели: (6 часов в неделю).
Личностные результаты освоения работы над арт-проектом:
Подростки будут уметь:
1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Подростки будут знать как:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла,
5. работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию;
7. структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10. выдвигать гипотезу
11. находить доказательства
12. формулировать вытекающие из исследования выводы;
13. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
14. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других
участников;
15. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов.
Подростки получат возможность научиться:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
7. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Проект «Право на диалог: слышать и быть услышанным» - одно из средств формирования системы ценностей современного молодого поколения.
Мы убеждены, что он приносит положительный результат так как является:
- личностно-значимым (для исследования выбрана проблема, которая важна для подростков в данный момент, и задача преподавателей заключается в том, чтобы помочь осознать это);
- ценностно-содержательным (предметом проектирования является система ценностей другой личности, коллектива).
-
Теоретические подходы к проблеме изучения.
Я не согласен с тем, что вы говорите, но я до последнего буду защищать ваше право это говорить. -
Вольтер
Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что, прежде всего оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отделенности от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отделенность от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.2
Как правило, именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.
Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.
Помимо потребности в общении со сверстниками, другой чрезвычайно важной для личностного развития потребностью в подростковом возрасте становится потребность в уединении. Поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.
Диалог - творческий процесс, его нельзя спланировать и запрограммировать. Он может, как и любой творческий процесс, состояться или не состояться. Если б мы знали на интересующий вопрос, что нам ответит наш собеседник, то необходимость в общении бы отпала. А как следствие, врят ли было б развитие человечества в целом.
Огромное значение диалога объясняется важнейшими функциями, кoтopые он выполняет.
Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.
Далее, общение выполняет так называемую регуляционно - коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют.3
Подводя итоги, выделим следующие основные направления позитивного воздействия общения со сверстниками и на развитие личности подростка.
1. Содействие формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на самого себя через предоставления опыта реальной жизни.
2. Содействие формированию индивидуальности, с одной стороны, и самоутверждения в подростковой среде - с другой.
3. Расширение самосознания, развитие способности к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении с собеседником.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты изучения влияния диалога на становление личности подростков, с полной уверенностью можно сказать, что подросток имеет право на собственное мнение, на его выражение, отстаивание своей точки зрения. Очень важно, что даже если собеседник не согласен с мнением подростка, он был выслушан и услышан. А значит, он может повлиять на будущие решения и действия.
-
Творческое обоснование идей и предложений арт-объекта.
Люди ненавидят друг друга, потому что они боятся друг друга; боятся, потому что ничего друг про друга не знают; не знают, потому что не общаются, а не могут общаться, потому что разделены.
Мартин Лютер Кинг
Изучив теоретические основы влияния диалога как ключевого фактора становления мировоззрения и самоопределения личности подростка, во второй главе проекта, рассмотрим его творческое обоснование на примере арт-объекта «Право на диалог: слышать и быть услышанным».
При создании арт - объекта мы сознательно уходили от смысловой нагрузки будущего объекта. Без намеков на какую - либо тематическую направленность. Мы хотим, чтобы каждый человек сам для себя определил свою ценностно-смысловую сферу общения. Поэтому в процессе создания арт - объекта участники предложили не конкретизировать цветовую гамму, как было задумано в начале, а остановиться на белом цвете.
Подросток может абстрагироваться и мысленно раскрасить свой мир в те цвета, которые он сам пожелает. Для нас белый - это начало начал, как впрочем, и дерево.
Кроме того что на дереве мы разместили фотографии о процессе создания самого арт - объекта, оно несет такую функцию как приглашение к общению.
Подростки готовые к диалогу могут снять одно из сердец - плодов дерева и отдать его тому с кем они желают побеседовать. Сердце - это знак искренних и доброжелательных намерений, готовность к конструктивному обсуждению и решению вопросов.
Собеседник, получивший сердце должен будет вернуться к дереву, чтобы повесить его обратно на ветку дерева и возможно вступить в диалог с ожидающим его подростком на качели.
Качели рассчитаны на одного - двух человек.
Мы решили, что просто скамья в данном случае нам не подходит. При всей умиротворенности всего арт - объекта , нам все же хотелось уйти от статичности и добавить динамизма в объект. Но динамики не агрессивной и подавляющей, а скорее располагающей к душевному и дружескому разговору, что на наш взгляд может решить мерное покачивание качели.
Качели не большие и не загромождают пространство фойе общежития, где и был размещен арт-объект. При планировании арт - объекта у нас не было цели создания места для массовых мероприятий. Наоборот, это уголок уединения и осмысления. Эта определило выбор места размещения арт - объекта. С одной стороны студенческое общежитие, это место где подростки могут отвлечься от официальной, рабочей обстановки техникума. А с другой, такое место как фойе доступно для посещения в любое время.
Еще одним элементом арт - объекта является фонарь. Кроме того, что он создают уютную и даже домашнюю атмосферу, он несет функцию ограничения. То есть для всех кто проходит мимо или желает воспользоваться функциями арт - объекта, горящий фонарь это знак того, что не стоит мешать и необходимо дать реализовать людям находящимся на объекте свое право на диалог: слышать и быть услышанным.
Конечно арт - объект, в дальнейшем может претерпевать изменения. Все пожелания и мнения будут учитываться. Возможно, он будет решать и другие функции в рамках воспитательной, профилактической и коррекционной работы техникума.
4. Алгоритм выполнения арт - объекта и его экономическая оценка.
Арт-объект в буквальном переводе с английского - художественный объект. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это - изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов). В ее основе - применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора.4
Основа арт-объекта.
-
физическая безопасность (правила - контракт; запрет физической агрессии);
-
психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие руководителей);
-
уважение, исключительная сосредоточенность на подростке, поддержка, использование метафор и символических смыслов, межличностное общение, осознание переноса идеи проекта на создание арт - объекта.
Структура создания арт - объекта
-
Настрой на работу («разогрев»).
-
Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
-
Индивидуальная изобразительная работа (разработка арт - объекта).
-
Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).
-
Коллективная работа или работа в парах, малых группах. (Приложения).
-
Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
Правила для руководителей по созданию арт - объекта:
1. В процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
2. Участники (подросток, взрослый), может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой); имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
3. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.
4. Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.
Арт-объект позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ.
«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности,- получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (по теории И. Ялома).
Экономическая оценка арт - объекта:
№
Наименование товара
Цена за единицу товара
Количество товара
Цена
алебастр
23руб.
2 пак. по 3 кг
46 р.
Масленая краска
350 р.
1 банка
350 р.
кисти
40р и 80 р.
2 шт.
120 р
Кисть художественная
25 р.
1 шт.
25 р.
Ситец красный
100 р.
0,5 м
50 р.
Шнур декоративный
10 р.
20 см
50 коп.
Кнопки силовые
27 р.
1 упаковка
27 р.
Фото-рамки разных размеров
200 р.
6 шт.
660 р.
Светильник - бра
700 р.
1 шт.
600 р.
цепь
143 р
6 м
858 р.
Провод медный сечения 2*0,75
50 р.
6 м
300. р.
Итого
3038, 50
Конечно, с точки зрения экономической эффективности арт-объект не имеет финансовой выгоды для техникума. В таблице вы можете посмотреть затраты на создание арт - объекта. И все же считаем для достижения цели арт - объекта были затрачены минимальные средства.
Заключение.
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что мы решили все поставленные перед нами задачи:
-
Информировали студентов об оказании поддержки находящимся в трудной жизненной ситуации посредствам диалога.
-
Попытались преодолеть ситуации непонимания.
-
Организовали взаимодействие и изучение потребностей подростков и взрослых.
Сложности возникшие при создании арт - объекта.
Самой главной трудностью для нас, оказалось объяснить смысл и идею проекта, зачем делать и, главное, как? Стереотипные и стандартные формы мышления на привычные явления мешали не только взрослым, но и некоторым студентам. Но вот все трудности остались позади и теперь мы имеем грандиозный опыт работы над арт - объектом! У нас есть идеи и мы очень гордимся участниками нашего проекта. Все молодцы!
Результаты:
Делясь информацией, мы оставляем за участниками свободу выбора, самостоятельно определить свое отношение к проекту. Решение никогда нельзя навязывать.
Вышеизложенное применимо только к тем кто готов к диалогу, к обсуждению и решению.
Мы надеемся, что можем донести основную мысль проекта: внимательно слушая, вы поможете человеку увидеть ситуацию со стороны, тогда он сам, без чьих бы то ни было советов, сможет решить любую проблему.
Список используемой литературы:
-
dic.academic.ru
-
progressman.ru
-
studme.org
-
follow.ru
-
prihod.ru
-
syntone.ru
-
follow.ru
-
Л. ЛЕБЕДЕВА, доктор педагогических наук, г. Ульяновск ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ, 2006, №3
-
Подростковое одиночество: причины и последствия. Е.Труфанова, Москва ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, 2003, №6
-
Чернышева М.А. Культура общения.- Л.: Знание, 2007.
Приложения.
Введение:
-
Цели и задачи проекта «Право на диалог: слышать и быть услышанным»
-
Творческое обоснование идей и предложений арт-объекта.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
4. Алгоритм выполнения арт - объекта и его экономическая оценка.
2. Теоретические подходы к проблеме изучения.
Содержание:
1 Подростковое одиночество: причины и последствия. Е.Труфанова, Москва ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, 2003, №6
2Подростковое одиночество: причины и последствия. Е.Труфанова, Москва ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, 2003, №6
3 Чернышева М.А. Культура общения.- Л.: Знание, 2007.
4Л. ЛЕБЕДЕВА, доктор педагогических наук, г. Ульяновск ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ, 2006, №3