Методическая разработка на тему Задачи и методы психологии

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Задачи и методы психологии, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о основных задачах психологии, методологических принципах, возрастных особенностях человека, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.      Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему Задачи и методы психологииМетодическая разработка на тему Задачи и методы психологииГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »



Раздел: Основы общей психологии

Тема: «Задачи и методы психологии»

Специальность: 060501 Сестринское дело

(Базовый уровень подготовки среднего профессионального образования)











Купино

2014

Рассмотрена на заседании

ЦМК общепрофесиональных дисциплин

Протокол № « » 2014г

Председатель ЦМК

_______________________Андреева Н.М













Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна


Купино

2014

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Задачи и методы психологии».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Задачи и методы психологии, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о основных задачах психологии, методологических принципах, возрастных особенностях человека, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

  • Задачи и методы психологии

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).






УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Задачи и методы психологии

Место проведения кабинет психологии

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного

материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: основные задачи и методы психологии.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать Задачи и методы психологии

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

Междисциплинарная интеграция:







Психология

ПМ 02

Анатомия и физиология человека

Основы медицинской генетики

ПМ 03

ПМ 04

ПМ 05

ПМ 06

ПМ 07


Внутридисциплинарная интеграция:

Особенности психических процессов у здорового и больного человека

Задачи и методы психологии




Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Чтение дополнительной литературы

Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с




Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам психологии

65 мин




Традиционный метод изложения материала

5.

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами тестов и заданий.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Работа с дополнительными источниками информации. Конспект лекции.


Всего

90 мин

Приложение №1

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе. И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек - результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологическое строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек - существо социальное.

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир - поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью - человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», - глубоко подметил древнегреческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром - он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать - отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть - способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид - существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек - существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки - биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука - психология.

Объект и задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с определенными трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия можно обозначить объект общей психологии как процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.

Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.

Общенаучные методы психологии

Поэтому исследовательские методы психологии, конечно, отличаются от методов, применяемых, например, в физике, биологии или социологии, хотя психология использует и основные общенаучные методы, к числу которых относятся:

Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);

Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения;

Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи;

Метод фальсифицируемости, предложенный английским философом Карлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.

Специфические методы психологии

Формулируя некоторые универсальные методы науки, методология вместе с тем выделяет и некоторые специфические методы, которые наиболее соответствуют объекту познания той или иной конкретной науки. Так, особое значение для психологии имеют следующие методы исследований:

Метод рассмотрения психологических явлений как единства психического и физиологического. Однако современная психология исходит из того, что, хотя нервная система и обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, они тем не менее не могут быть сведены к физиологическим явлениям;

Метод постоянного учета единства психики, сознания и деятельности. Психологическое исследование исходит из того, что сознание деятельно, деятельность сознательна. Психолог изучает поведение, которое формируется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

Оптимальное соотношение разрабатываемых той или иной наукой теории и метода представляет собой тот идеал, к которому стремится каждый исследователь.

Специфические методы психологической науки, которые определяются особенностями се объекта, принято делить на два основных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в специально созданных условиях, а также специализированный метод тестирования).

Неэкспериментальные методы изучения психики оцениваются как наиболее надежные, поскольку они применяются в естественных условиях.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

  • для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

  • для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

Метод опроса - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

  • строиться по заранее продуманному плану;

  • проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

  • исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование - наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами - экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент - это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности - например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.

Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

Еще одним методом психологической диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования для определения уровня знаний.

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

  • при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;

  • исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:

  • исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;

  • исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;

  • информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование - это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так. как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

Группы методов психологии

Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).

На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

Первая группа - организационные методы

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод "поперечных срезов"). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это "продольный срез" во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

Вторая группа - эмпирические методы

Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

Наблюдение - один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное - это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

Самонаблюдение (интероспекция) - исторически первый метод изучения души и психики. Это "внутреннее" наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

Преимущества экспериментального метода

Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность - ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.

К сожалению, современная психология становиться все, менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, опросы, интервью. Это обедняет методологический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета.

Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для последних необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых. Существует огромное количество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Стандартизация - подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса. Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен.

Анкеты и различные опросники - это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер - ведомый.

Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.

Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к "картине", нарисованной обезьяной.

Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

Третья группа - методы обработки полученных результатов

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов - это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

Четвергая группа - интерпретационные методы

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

Наблюдения (более пассивны)

Эксперименты (более активны)

Научный метод исследования не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно-объясняющие причины того или иного психологического явления

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт

Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер

Научный метод наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие четкий план, фиксация результатов в спец. дневнике

Лабораторный протекает в специальных условиях. Используется спец. аппаратура

Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах

Вспомогательные методы психологии

Анализ продуктов деятельности и биографический метод

Близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкеты, тесты








Психология и возраст

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 - познание собственных заблуждений; с 50 до 60 - последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25-40 лет; 3) поздняя взрослость 40-55 лет; 4) предпенсионный возраст 55-65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40-45 лет), среднюю взрослость (от 40-45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст - 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст - 29-35 лет для мужчин, 27-32 - для женщин. Зрелый период: первый возраст - 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст - 46-55 лет для мужчин, 41-50 - для женщин.

У каждого возраста - свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей смотри соответствующие статьи.

Психология подросткового возраста

Подростковый возраст - 12-15 лет, и у детей в это время возникает новые особенности, свои другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми.

Психология среднего возраста

Средний возраст - 25-60 лет. Период, сочетающий возможность развития и стабильности. "Середина жизни" человека может пойти по одному из двух вариантов: либо он будет доволен результатами своей жизни и будет стремиться к гармонии с собой и окружающими, либо проживет годы в состоянии психологического «кризиса среднего возраста», переживая об упущенных возможностях и погружая в негативные эмоции себя и окружающих.

Психология пожилых людей

Что можно сказать об изменениях в личности пожилового, тем более старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому- отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне - все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. К счастью, этот портрет не точен и не справедлив.

Психологический и паспортный возраст

Возраст человека всегда привлекал к себе внимание разных исследователей, теоретиков и практиков. На эту тему существуют разные анекдоты, например, что «возраст женщины может быть представлен следующим образом: девочка, девушка, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина... умерла старухой», или что «родители должны помогать девочкам до 55 лет, а мальчикам до 60». Свидетельствуют они о том, что у человека может быть выделено много разных возрастов. Резкое омоложение спорта, произошедшее за последние 10-15 лет, часто сопровождается категоричными диагнозами медиков о том, что, например организм пятнадцатилетней гимнастки имеет сорокалетнюю изношенность. В то же время многие педагоги часто сетуют на то, что обучающиеся, несмотря на часто солидный возраст, оказываются инфантильными, то есть имеют сознание маленьких детей.

В последние годы разговор о соотношении реального или паспортного возраста и возраста психологического приобрел особую остроту в связи с проблемой психологической готовности детей к школьному обучению.

Несмотря на то, что в современные школы проходит довольно много детей, владеющих не только программой первого класса, но и предметным содержанием всей начальной школы, с каждым годом возрастает количество детей, которые не могут учиться. Они довольно уверенно себя чувствуют, когда речь идет о знакомом им материале, но когда речь идет об освоении чего-то нового (запись хода решения задачи), они испытывают значительные трудности. Психологи говорят, что эти дети психологически не готовы к школьному обучению. Среди них могут быть и пятилетки, и пятиклассники, т. е. дети совершенно разного паспортного возраста. И если это вполне понятно и даже закономерно в отношении пятилетних детей, то в случае с пятиклассниками отчетливо можно увидеть несовпадение психологического и паспортного возрастов. Данный факт совсем не означает, что такие пятиклассники имеют сниженное умственное развитие или они глупее тех своих одноклассников, которые могут учиться. Эта их особенность связана с отсутствием той психологической основы, того фундамента, на котором должна начать строиться учебная деятельность.

Несмотря на то, что проблема несовпадения паспортного и психологического возраста стала широко известной в связи с психологической готовностью к школьному обучению, она проявляется и во всех других аспектах жизнедеятельности человека. Можно вполне обоснованно говорить о психологической готовности к игровой деятельности, о наличии или отсутствии психологического основания для становления и развития понятийного научного мышления, о сформированное способностей для обучения в вузе.

Когда о возможности несовпадения психологического и паспортного возраста стало широко известно, возник естественный вопрос, какова причина феномена, чем отличаются взрослые и дети, у которых нет проблемы несовпадения возраста, от тех, у кого паспортный возраст намного опережает психологический, и может ли быть обратное соотношение, когда психологический возраст опережает паспортный.

Между паспортным и психологическим возрастами могут быть любые соотношения. В случае, когда они совпадают, можно говорить, что для субъекта были созданы (целенаправленно или случайно) все условия, при которых он мог развиваться полноценно, нормально - в соответствии с закономерностями психического развития. При этом в одном случае ему повезло с родителями или другими близкими родственниками, которые или владели соответствующими психологическими знаниями и умениями, или интуитивно подчиняли им свое общение и взаимодействие сначала с малышом, а потом уже и со взрослым человеком. В другом случае, как говорят верующие люди, у него очень хороший ангел-хранитель, который помогает при преодолении разного рода проблем и неприятностей не только не «ломаться», но и целенаправленно развиваться в логике закономерностей психического развития.

В случае, когда психологический возраст опережает паспортный, одни исследователи считают, что можно говорить об особых характеристиках субъекта, связанных с его одаренностью, высоко развитыми способностями или даже гениальностью. Другие подчеркивали, что такие случаи в большинстве своем означают, что человек «быстрее, нежели его сверстники, пробежал тот или иной период психического развития» (Д. Б. Эльконин).

Независимо от точки зрения ученых на такое соотношение психологического и паспортного возраста, необходимо отметить, что в любом случае - и при особых способностях, и при ускоренном темпе развития - субъект нуждается в определенных условиях, связанных с его психологическим возрастом или с закономерностями психического развития.

Отставание психологического возраста от паспортного, как правило, бывает связано с двумя видами факторов. Первый непосредственно связан с особенностями психофизиологического развития субъекта. При этом сюда можно отнести и недоразвитие мозга, и наличие серьезных соматических и даже психиатрических заболеваний, и леворукость, встречающуюся у многих современных людей. Второй касается разного рода социальных факторов, приведших к замедленному темпу психического развития. Их тоже можно условно разделить на две группы, одна из которых обусловлена гак называемой педагогической запущенностью, связанной с тем, что на детей мало обращали внимание, с ними мало общались и занимались, создавали условия, в которых они были максимально изолированы от человеческого общества. Другая причина замедленного психического развития связана с тем, что условия, в которых ребенок рос и развивался, никак не отвечали или даже противоречили закономерностям психического развития.

В ходе определения уровня психологической готовности к школьному обучению у детей из многодетных семей оказалось, что если старшими детьми в этой семье являлись девочки, они абсолютно не были готовы к школьному обучению. Хотя они казались намного старше своих сверстников из таких же семей, поскольку они могли легко управляться с младшими братьями и сестрами, умели приготовить еду, постирать белье, но совершенно не умели играть, и поэтому им было очень трудно учиться, несмотря на умственное развитие. Более того, когда в учении речь шла о простых вещах, которые можно легко представить - яблоки, пирожки, конфеты, они справлялись с заданиями, но когда речь шла об абстрактных вещах, они терялись. Причина этого в несоответствии условий их жизни и развития до школы условиям, необходимым дошкольникам для психологической подготовки к школьному обучению.

Несмотря на то, что существуют разные соотношения между психологическим и паспортным возрастами, любая связь предполагает обязательное участие обучающего в дальнейшем процессе обучения и развития. Конечно, роль обучающего будет зависеть и от соотношения паспортного и психологического возрастов, и собственно от психологического возраста обучающегося.

Если говорить о роли обучающего в связи с соотношением возрастов, то в случае, когда они совпадают, необходимо в дальнейшем или следовать имеющимся психологическим знаниям о логике развития в онтогенезе, или с помощью психолога определить необходимые условия, чтобы развивающийся (обучающийся) человек мог самореализоваться.

В случае, когда психическое развитие опережает паспортный возраст, надо создавать такую развивающую среду, чтобы пионеры в развитии на том или ином этапе не стали бы замыкающими или даже отстающими в следующем психологическом возрасте.

Очень хорошо известен феномен, когда человек, подающий большие надежды в одном возрасте, в следующем становится отстающим как в обучении, так и в развитии.

Если речь идет об отставании психологического возраста от паспортного, то роль обучающего и (или) развивающего заметно возрастает. Он должен уже не только учить и создавать условия для развития, но и корректировать соотношение психологического и паспортного возрастов. С этой целью необходимо выявить психологическую причину такого несовпадения, обеспечить этому обучающемуся индивидуальный подход, в большинстве случаев, особенно если речь идет о взрослых людях, поднять их самооценку и помочь поверить в себя и свои силы. Он обязательно должен заинтересовать обучающегося тем содержанием, с помощью которого будет ликвидировать их несовпадение. Все это невозможно без знания закономерностей психического развития в онтогенезе, потому что если у человека в каком-то из возрастных периодов произошло несовпадение паспортного и психологического возрастов, начинать его реабилитацию надо именно с этого возраста.

В этом смысле можно без преувеличения сказать, что психическое развитие - как многоэтажное здание, и если на каким-то этаже положили гнилые доски или использовали недостаточно качественный цемент, все последующее развитие будет тормозиться и провешиваться в образующуюся по истечении времени яму.












Приложение №2

Физкультминутка


И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





































Приложение №3

Тестовые задания

  1. Перечислите основные методы психологии:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

  1. Метод заочного опроса предназначенного для заполнения вопросника самим респондентом называется _____________________

  2. Метод очного опроса проводимое исследованием с опрашиванием в форме вопросов-ответов называется __________________

  3. Один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Преимущества данного метода заключается в следующем, деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Данный метод наблюдения называется ____________________

  4. Определите какой метод психологии охарактеризован. Данный метод проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.








Эталон ответов


Ответ

1

Метод наблюдения

Метод анализа документов

Метод опроса

Метод социометрии

Метод групповой оценки личности

Тесты

Эксперимент

2

Анкетирование

3

Интервью

4

Наблюдение

4

Естественный эксперимент






© 2010-2022