Модель профориентационной работы со старшеклассниками

     Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,  выносливость и ответственность. Поэтому, для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение, т.е. осознание своего отношения к миру, утверждение своей ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель профориентационной работы со старшеклассникамиМодель профориентационной работы со старшеклассникамиМодель профориентационной работы со старшеклассникамиМодель профориентационной работы со старшеклассникамиМодель профориентационной работы со старшеклассникамиМодель профориентационной работы со старшеклассникамиМодель профориентационной работы со старшеклассниками

Модель психолого-педагогческого сопровождения профессионального самоопределения учащихся МБОУ СОШ №18. с.Харагун


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Поэтому, для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение, т.е. осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели профориентационной работы: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи:

− Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

− Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

− Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

− Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

− Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и сознательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. А в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 августа 2013г. №380н г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» данная государственная услуга должна основываться на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности.

Развитие современного, стремительно изменяющегося общества невозможно без самостоятельного, ответственного, думающего человека. Целью образования является максимальное развитие потенциала каждой личности.

Обучение ребенка, ориентированное на личность, должно учитывать его базовые потребности. Только создание соответствующей развивающей среды способно обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, превратить его в чрезвычайно активного и заинтересованного участника процесса обучения, а само обучение сделать максимально эффективным.

Школа 21 века требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всей системы возможных «самоопределении» подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина.

В соответствии с этим подготовка учащихся к профессиональному самоопределению является одной из актуальных задач психологической службы школы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в целях оказания практической помощи учащимся в определении профиля своего дальнейшего обучения и осуществления сознательного и самостоятельного профессионального выбора в школе разработаны следующие локальные акты:

1)Положение о профориентационной работе в школе (Приложение № 1)

2) Составлен перспективный план работы на период до 2016 года

3) Составлен план профориентационной работы на учебный год, являющийся составной частью общешкольного плана. На его основе составляются планы работы с классом (группой) на учебный год с учетом возрастных особенностей школьников; разработать собственную программу по профориентации.

4) Разработано положение о школьном уголке по профориентации школьников (Приложение№2).

5) Непосредственную работу по профориентации должны проводить классные руководители, школьный психолог, библиотекарь, медицинский работник, учителя начальных классов, учителя-предметники.

Эффективность профориентации школьников следует оценивать с учетом следующих критериев:

- степень информированности учащихся о профессии и путях ее получения,

- наличие потребности в обоснованном выборе профессии,

- уверенность школьника в социальной значимости труда,

- степень самопознания школьника,

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Ожидаемые результаты:

1. Создание системы комплексного мониторинга.

2. Повышение личностного самопознания школьников.

3. Объективная оценка своих способностей школьниками и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития.

4. Высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю.

5. Приобретение умений соответствующих способностям и интересам при выборе профиля обучения.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Концепция профильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка. Новые образовательные стандарты начальной школы предписывают формирование у учащихся как знания о профессиях, так и первичные трудовые навыки. Возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем:

- формировать у учащихся положительное отношение к труду;

- научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности;

- обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

- выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Всю работу рекомендуется вести в тесной связи с родителями, сообщая им обо всех достижениях и проблемах детей.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДКОЛЛЕКТИВА


На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, бытовое общение, средство массовой информации воздействуют не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школе. Поэтому необходимо так спланировать профориетационную работу в школе, чтобы различные направления и методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга и было организовано взаимодействие всех специалистов этой области.

Социальные центрыВлияние социума на профессиональное самоопределение старшеклассников

Учреждения дополнительного образования

Семья

Школьные интересы ребенка

Внешкольные интересы ребенка

Учреждения культуры

Учреждения средне-профессионального и высшего образования

Школьник

Центр занятости населения

Учителя-предметники

Предпрофильная подготовка

Хилокский военкомат, ОВД, КДН,ПДН

Классные руководители

Профильное обучение

Средства массовой информации (СМИ)

Педагог-психолог

Дополнительное образование

Фельдшер

Учреждения спорта

Начальное профессиональное образование

Библиотекарь

Директор, ЗДУВР ,ЗДВР,ЗДНМР

Средняя общеобразовательная школа №18 с.Харагун

При профориентации в школе разработан комплексный подход в деятельности педколлектива.

1. Координаторами деятельности - директор ОУ, заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе (ЗДУВР), заместитель директора по воспитательной работе (ЗДВР), заместитель директора по научно-методической работе (ЗДНМР), в функции которых входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:

- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся);

- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся;

− контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся;

− контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты);

2. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся своего класса. В плане отражаются разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помогает учащимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

3. Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

− показывают учащимся роль труда в жизни человека;

− привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

− организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;

− проводят встречи учащихся с родителями - представителями различных профессий;

− вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

− проводят работу по формированию портфолио учащихся;

− знакомят учащихся с миром профессий.

4. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

6. Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.

8. Фельдшер, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Начиная с первого года обучения детей в нашей школе ведется работа по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих направлениях.

- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов школы, осуществляющих профориентацию, заключается в том, чтобы довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы (беседы, кл.часы, круглые столы, экскурсии и т.д.)

- Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе используются различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся (кружки, факультативы, ремонтные бригады)

- Профессиональное консультирование - это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Эта работа чаще всего проводится школьным психологом Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Кроме этого, многие классные руководители используют такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучают результаты их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составляют психолого-педагогические характеристики учащихся, проводят встречи и беседы с их родителями.

СИСТЕМНОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

При планировании и проведении профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью, т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе педагогический персонал должен:

− располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,

− знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Кроме того, рекомендуется:

− медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний;

− требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Ключевая позиция в организации работы по профориентации в нашей школе занимает психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе.

Обучение на начальной, основной и старшей ступени осуществляется непрерывно и организовано по-разному. Это помогает подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

В рамках реализации ФГОС НОО предусматривается внеурочная деятельность для разностороннего развития личности в объеме 10 часов в неделю. Эта работа продолжается в 4-7 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель - развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Для учащихся 5-7 классов увеличивается число кружков и факультативов, дети привлекаются к коллективной творческой деятельности, организовываются встречи с родителями как с профессионалами. Кроме того, начиная с 1 класса, учащиеся начинают создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.

Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов.

Цель -помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9 класса).

На этом этапе проводятся классные часы, на которых учащиеся знакомятся с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим ведется индивидуальная работа с подростками, устраиваются тематические родительские собрания, а также школьники привлекаются к работе в каникулярное время. В 9 классе в течение учебного года проводится факультатив по профориентации «Найди себя».

Третий этап - профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов.

Главная цель - подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда края.

Обязательным является введение в 8-9 классах предпрофильной подготовки, а в 10-11 классах профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов или по индивидуальным образовательным траекториям. На выходе из школы на каждого учащегося составляется документ, который называется профессиограммой. В профессиограмме указаны все результаты проводимых диагностик и даны рекомендации для учащихся.

При проведении профориентационной работы учитываются возрастные особенности школьников. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников мы выделяем следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа "Я"; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения;

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. На каждом этапе профориентационной работы проводятся классные часы по профориентационной тематике с учетом возрастных особенностей учащихся.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ РЕБЕНКА

Условия, ход и результаты самоопределения обучающегося во многом определяет семья. Часто именно жизненные задачи, стоящие перед семьей, определяют профессиональный выбор выпускника школы. Эффективность профессионального самоопределения повысится, если деятельность по его сопровождению будет направлена не только на школьника, но и на его семью. Влияние родителей на выбор профессии их детьми, безусловно. Опросы учащихся нашей школы показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.
Есть очевидные ошибки - например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.
Некоторые родители, проявляя бурную заботу о "выгодном", "удобном", "беспроигрышном" устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от "своего" выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.
Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в, то, же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить "назло" родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.
Поэтому в нашей школе традиционно проводятся родительские собрания по профессиональному самоопределению школьников, беседы, круглые столы, а также индивидуальные консультации родителей. Таким образом мы находим "золотую середину" между инициативой ребенка и активным участием родителей в его профессиональном самоопределении.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

• Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
• Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
• Общаться с детьми нестандартно, естественно;
• Глубоко "по-настоящему" чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
• Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
• Умение требовать, поощрять и наказывать


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

НА 2013 - 2016 годы (НА 3 ГОДА)

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Организационная работа в школе

Оформление стенда. Рубрики: «Я и моя профессия», «Профессии и человек»\

«В помощь выпускнику»;

«В мире профессий»;

«Слагаемые выбора профессии».

ЗДВР, психолог

Изготовление буклетов: «Профессиональный тип личности», «Выбери свой тип профессии», «Правила общения» и т.д.

Психолог

Анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX,XI кл.).

ЗДУВР, классные руководители

Информирование об учебных заведениях Забайкальского края, Р.Бурятии, Иркутской области.

Классные руководители

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Анализ планов воспитательной работы по

профориентации.

ЗДВР, классные руководители , психолог

Обеспечение школы документацией и методическими

материалами по профориентации.

ЗДВР

Пополнение библиотечного фонда литературы по профориентации

Зав. библиотекой

Обеспечение участия школьников в работе ученических

трудовых бригад.

Администрация

Организация работы школьных кружков

ЗД ВР

Введение элективных курсов и факультативов.

ЗДУВР

Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете «Портфельчик»

Библиотекарь, психолог

Вовлечение учащихся в общественно-полезную

деятельность в соответствии с познавательными и

профессиональными интересами.

ЗДВР,

классные руководители

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, центром занятости

Зам. директора по ВР, классные руководители

- Работа с педагогическими кадрами

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

ЗД ВР, ЗДНМР

психолог

Организовать для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по теме «Теория и практика профориентационной работы».

ЗДВР,

психолог

Проведение заседаний методических советов и объединений педагогов с обсуждением вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.

Темы для обсуждения:

- «Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии»;

- «Система образования в России»;

- «Система профориентационной работы в городе и в школе»;

- «Методика профориентационной работы в различных

возрастных группах»;

- «Психологическая и социальная обусловленность выбора старшеклассниками профессии»;

- «Методические основы профориентации во внеклассной работе»;

- «Работа с учащимися в группах, кружках и объединениям по интересам»;

- «Методы исследований психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»;

- «Методы работы с родителями о выборе профессии их детьми»;

- «Профориентация в процессе изучения основ наук».

ЗДУВР, ЗДВР, психолог, классные руководители

Организовать для педагогов профконсультации по

изучению личности школьника:

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;

- «Изучение склонностей и интересов»;

- «Анализ готовности учащихся к выбору профессии»;

- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся».

1-4 кл.

5-6.кл.

7-8.кл.

9-11 кл.

Психолог

Отчет учителей-предметников, классных руководителей,

руководителей кружков о проделанной работе.

ЗД ВР

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

Психолог

Организовать помощь в разработке классных часов в данном направлении.

ЗД ВР,психолог

Скоординировать деятельность учителей, психолога и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.

Работа с родителями

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей».

ЗД ВР,

классные руководители, психолог

Индивидуальные консультации родителей по вопросу

выбора учащимися их будущих профессий

Психолог,

классные руководители

Организовать встречи учащихся с их родителями -

представителями различных профессий.

Классные

руководители, учителя-

предметники

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий

учащихся на предприятия и в учебные заведения

классные руководители,

учителя-предметники

Родительские собрания

«Анализ рынка труда и востребованности профессий в городе и области».

«Медицинские аспекты при выборе профессии».

классные руководители,

психолог

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам

профориентации.

Психолог,

классные руководители

Работа с учащимися

Предпрофильная подготовка по программе элективных курсов (согласно плану школы)

ЗДУВР, Классные

руководители, учителя-

предметник

Факультативный курс по профориентации «Найди себя»

9 класс

Психолог

Экскурсии на предприятия

Классные руководители

Тестирование и анкетирование учащихся с целью

выявления их профнаправленности.

Психолог

Выявление методом опроса проблем учащихся в плане

профориентации.

Психолог

Классные часы по данному направлению (согласно возрастным особенностям) («Есть такая профессия - Родину защищать», «Гордое имя "учитель"» и др.)

Классные руководители, учителя-предметники

Индивидуальные и групповые консультации учащихся.

Психолог

«Месячники профориентации», конкурсы, конференции интеллектуальные игры, викторины, беседы, выставки и т.д.

ЗД ВР

классные руководители,

учителя-предметники,

зав. Библиотекой, психолог

Предметные декады

ЗДУВР, руководители ШМО

Встречи с представителями различных профессий

5-6 кл

Классные

руководители

Организация экскурсий и встреч со специалистами

«Центра занятости».

7-8 кл.

ЗДВР

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых

дверей в учебных заведениях с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.

9-11 кл.

ЗДВР, классные руководители

Организация работы школьных кружков

1-4 кл.

5-6 кл.

ЗД ВР,

учителя-предметники

Создание сети взаимодействия с учреждениями

дополнительного образования для обучения учащихся школы.

ЗД ВР

Диагностика выявления интересов уч-ся

Психолог

Обеспечение участия уч-ся в работе ученических ремонтных бригад, работа на пришкольном участке:

- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;

- знакомство со строительными профессиями;

- пришкольный лагерь отдыха, детская площадка;

- лагерь труда и отдыха.

ЗДВР,

классные руководители,

Изучение читательских интересов школьников,

обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

Зав. библиотекой

Защита проектов (рефератов) в 9-11 кл.

- «Мой выбор профессии и реализация профессионального плана»;

- «Ступени мастерства»;

- «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»

«Я выбираю…»

ЗДВР,

классные руководители,

учителя-предметники, психолог

Конкурс сочинений и рисунков «Моя будущая профессия» - 5-8 кл.

«Кем я хочу стать» - 1-4 кл.

ЗД ВР,

классные руководители,

учителя начальных

классов



ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ СОШ №18 с.Харагун

НА 2013-2014 уч.год

ЦЕЛИ: создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

ЗАДАЧИ:

− организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах;

− развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения; организация предпрофильной, профильной, допрофессиональной, профессиональной подготовки совместно с учреждениями профессионального образования;

− занятия по химии, биологии, физике, математике, обществознанию с учениками

−− обеспечение профориентационной направленности учебных программ, учебно-воспитательного процесса в целом;

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Работа с учащимися

1) Итоги поступления выпускников в учреждения профессионального образования.

2) Регулярное оформление стенда информационных материалов «Я выбираю профессию».

4) Организация обучения в профильных классах, группах в 10-11 кл.

5) Организация работы кружков дополнительного образования

6) Факультативный курс «Найди себя» для учеников 9-х классов.

7) Классные часы в 5-6 классах (знакомство с профессиями родителей), в 7-9 классах - «Мир профессий», в 10-11 классах - «Мы выбираем», «Роль самовоспитания при планировании карьеры».

8) Конкурс рисунков «Моя будущая профессия (5-7 классы).

9) Викторина «Что? Где? Когда?» о профессиях (5-8 классы).

10) «Путешествие по профессиям». Игра-знакомство с миром профессий. (6-7 классы).

13) Проведение профессиональной диагностики учащихся 9-х классов.

14) Проведение диагностики учащихся 7-8 классов в рамках

предпрофильной подготовки.

18) Посещение дня открытых дверей в вузах, колледжах, профучилищах.

19) Поэтапное анкетирование учеников 9 классов.

21) Индивидуальное консультирование учеников, родителей, учителей

Сентябрь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года





В течение года

В течение года

Март-апрель

В течение года

В течение года

ЗДУВР

ЗДВР, психолог

ЗДУВР, учителя-педметники

ЗДВР

психолог

ЗДВР

Психолог,

Классные руководители

Учитель ИЗО



Психолог

Психолог

Кл.руководители

Психолог

Психолог




Утверждено приказом Принято

директора на педагогическом совете

МБОУ СОШ №18 с.Харагун МБОУ СОШ №18 с.Харагун

__________С.В.Полякова Протокол №3

От 26 марта 2014 года





ПОЛОЖЕНИЕ


О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ








1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Устава образовательного учреждения.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и содержание профориентационной работы в образовательном учреждении.

1.3. Профориентационная работа реализуется в образовательном учреждении за счет часов компонента и дополнительного образования.

1.4. Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения личности.

1.5. Профориентационная работа осуществляется с учащимися школы.

2. Задачи профориентационной работы

2.1. Выявление интересов, склонностей и способностей учащихся и формирование у них практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

2.2. Оказание психолого-педагогической помощи учащимся в приобретении ими представлений о жизненных и социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

2.3. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

2.4. Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

3. Направления профориентационной работы

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

- Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию.

- Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

- Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов- профконсультантов.

- Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

- Социально-профессиональная адаптация.

- Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

4. Методы и формы профориентационной работы

4.1. Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.

4.2. Формы профориентационной работы: рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, создание банка данных по профессиям, связь с предприятиями края.

5. Критерии эффективности профориентации

5.1 Предварительная классификация учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов, выбор профиля обучения на старшей ступени обучения.

5.2 Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в учреждения профессионального образования по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.




Утверждено приказом Принято

директора на педагогическом совете

МБОУ СОШ №18 с.Харагун МБОУ СОШ №18 с.Харагун

__________С.В.Полякова Протокол №3

От 26 марта 2014 года





ПОЛОЖЕНИЕ


О УГОЛКЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ








I. Общие положения

1. Уголок профессиональной ориентации организуется в образовательных учреждениях в соответствии с региональной концепцией профориентационной работы.

2. Уголок является организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.

3. Основной целью организации уголка профориентации является создание условий для организации и проведения организационно-методической работы с учителями, учащимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, а также для самостоятельного ознакомления школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии.

4. Основными задачами являются:

- подготовка учащихся к выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей, интересов и потребностей рынка труда;

- формирование у школьников профессиональных интересов, способностей, мотивов профессионального выбора;

- профессиональное просвещение учащихся, их родителей;

- координация профориентационной деятельности педагогических работников в образовательном учреждении, оказание им организационной и методической помощи.

II. Организация и содержание работы кабинета

1. Ответственный за уголок назначается приказом руководителя общеобразовательного учреждения

2. Основные направления профориентационного уголока.

- ознакомление школьников с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии.

- информирование о потребностях регионального рынка труда, о путях получения профессии и возможностях трудоустройства;

- информирование о учебных заведениях района, края.

III. Оборудование кабинета

1. Уголок создан на базе образовательного учреждения.

2. Оформление уголка следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью тематики.

3. В создании, оформлении и оснащении кабинета оборудованием принимают участие образовательное учреждение, муниципальный центр занятости, учреждения профессионального образования и др.

5. Информационные и учебно-методические материалы уголка должны систематически обновляться.

Рекомендации по материалами

1. Информационные материалы:

- сведения об учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределение после окончания обучения), информация о предприятиях и организациях района, города, выпускаемой ими продукции, о потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;

- профессиографические описания профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях хозяйства, о мире профессий, людях труда;

- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства и пр.

2. Учебно-методические материалы:

- примерная тематика и содержание профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей;

- рекомендации и различные методические материалы в помощь учителям, руководителям кружков, секций, методических объединений учителей, классным руководителям, школьным психологам и др.;

- рекомендации на литературу, дидактические материалы для проведения занятий курсов по профориентации.

Педагогическая

поддержка

социальной

адаптации

Педагогическая

поддержка

социальной

адаптации

© 2010-2022