- Преподавателю
- Школьному психологу
- Занятие курса «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса «Способности»
Занятие курса «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса «Способности»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калиниченко Е.Д. |
Дата | 14.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
с.Перегрёбное, Октябрьский район, Тюменская область
Автор: педагог-психолог Калиниченко Е.Д.
Занятие по курсу «Твоя профессиональная карьера»
Класс: 9-й
Тема: Способности
Цель: развитие представлений учащихся о собственных способностях, их влиянии на выбор профессиональной деятельности
Задачи:
1. Продолжать знакомить учащихся с общими и специальными способностями с условиями их развития, с их влиянием на успешность профессиональной деятельности
2. Развивать память, внимание, мышление
3. Воспитывать интерес к самопознанию
Оборудование: проектор, раздаточный материал (листы формата А4 для игры «Паучок»).
Ход занятия:
-
Организационный момент
-
Ознакомление с темой занятия и новым материалом
Ребята, а как вы думаете, что такое способности, зачем они нужны? Какие способности вы знаете?
Способности - это индивидуальные психологические особенности человека, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности.
Различают общие и специальные способности.
Общие способности:
-Трудолюбие
-Внимательность
-Сообразительность
-Целеустремленность
Общие способности важны во всех профессиях и видах деятельности. Это способности воспринимать информацию, совершать движения, устанавливать контакты с другими людьми, произвольно управлять своим поведением и состоянием. Человек должен учиться, общаться и контролировать самого себя.
Таким образом, общие способности это:
-
Способность к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков
-
Способность к обучению (умственные способности и интеллект)
-
Способность к общению и управлению собой (саморегуляция), тесно связанная с характером человека
Специальные способности - способности, которые необходимы для успешного выполнения конкретного вида деятельности (художественные, музыкальные, организаторские, педагогические, технические, математические, артистические).
Например, для профессии художника недостаточно иметь общие способности к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению, а также требуется высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса.
Способности человека не являются врожденными. Ребёнок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности, в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек.
Вспомните известное изречение: «нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки». Систематические занятия учащегося, например, электротехникой могут развить его технические способности, в результате он будет лучше и быстрее других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах. Упорные тренировки, могут развить любые способности спортсмена.
Формирование способностей можно разделить на несколько этапов:
I этап. Формирование задатков в раннем детстве. Игры помогают формированию интеллектуальных операций, навыков, личных качеств, поведенческих установок. Игры с кубиками, мозаикой, конструктором развивают пространственные представления и воображения.
II этап. В школе знакомятся с цифрами, учатся считать, начинают осваивать математику, тем самым развивают абстрактное мышление, которое необходимо для выполнения расчетных и проектных конструкторских работ. На уроках черчения развивается пространственное мышление.
III этап. Ученический - в различных кружках, секциях. Если задатки не сформировались, то получаемые сведения о профессии постепенно забываются. Бывает так, что уже заканчивая институт, студент так и не представляет, где он будет работать, что он будет делать. Соответственно, ему трудно найти работу, в итоге он не работает по специальности. Полученные знания так и остаются мертвым грузом.
Если профессия была выбрана правильно, то по окончании института наступает завершающий этап развития способностей. Происходит объединение в комплекс необходимых для успешной работы представлений, знаний, навыков. Человек готов стать успешным профессионалом.
А, теперь, чтобы проверить свои способности и потренироваться мы поиграем.
-
Упражнение № 1. Игра «Паучок».
Цель игры: корректировка отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве, развитие внимания, координации движений.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание! Начали. Две клеточка вверх, одна клеточка налево, одна вверх и две клеточки направо и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок)». Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху. (Приложение № 1)
Какие способности могут развиваться в подобных играх? (Варианты ответов детей).
Сегодня многие молодые люди хотят стать программистами, потому что любят играть в компьютерные игры. Этого не достаточно. Программисту необходимо абстрактное мышление (алгебра и тригонометрия: решение уравнений и неравенств в общем виде т.е. без чисел, с буквами, с символами, нахождение и графическое выражение функциональных зависимостей). Чтобы освоить разные языки программирования, нужны лингвистические способности, хорошее знание иностранных языков.
Экономисту - требуется абстрактное мышление, которое выражается в хорошей успеваемости по алгебре (при этом не важно, как идет геометрия и тригонометрия). Важно, чтобы сложились умения быстро и точно производить вычисления, контролировать промежуточные и конечный результаты, видеть и применять типовые алгоритмы, не ошибаться в их выборе при решении примеров и задач. Кроме того требуется внимательность, усидчивость, готовность к длительной, монотонной работе с периодическими самопроверками и повторными расчетами.
Если человек активен, энергичен, любит поговорить, то вряд ли ему понравится работа бухгалтера или экономиста. Его будут раздражать монотонность и необходимость бесконечных самопроверок, которые он, со временем, престанет выполнять.
Предлагаю вам сыграть еще в одну игру.
-
Упражнение № 2. Нахождение слов - антонимов
Цель: развитие вербальных способностей.
Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).
Инструкция: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов - антонимов. Пример: «ночь» - «день»,т.д.
В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом - возможный вариант ответа.
1. начало-конец. 9. звонкий-глухой.
2. бедный-богатый. 10. нападение-защита.
3. тепло-холодно. 11. праздники-будни.
4. тревога-покой. 12. свобода-рабство.
5. матовый-блестящий. 13. узкий-широкий.
6. активный-пассивный. 14. маленький-большой.
7. рассеянный-внимательный. 15. гладкое-шершавое.
8. спуск-подъем. 16. мягкая-твердая.
Итак, а какие способности тренирует эта игра? (Ответы детей)
-
Упражнение №3. «Поиск общего»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Предлагается два слова, мало связанных между собой. Например: консервная банка и чашка. За 5 минут учащиеся должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «консервная банка» и «чашка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.
-дерево и дом
-мел и мука
-матрешка и конструктор
-блюдо и лодка
-собака и человек
-ребенок и космонавт
(Отметить самые необычные ответы)
-
Просмотр презентации «Иллюзии», «Перевёрнутые картинки»
Какими способностями, на ваш взгляд, должен был обладать художник, что бы нарисовать такие необычные картинки? (Ответы детей)
-
Подведение итогов занятия. Мы с вами сегодня постарались уточнить, что же такое способности, как они формируются и чем, собственно, могут нам помочь в жизни.
Литература
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - М.: Вако, 2005.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. - М.: Генезис, 2004
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2005.
-
Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2004
-
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? - Л., 1963.
-
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995