ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТРЕНИНГАМ И ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»

Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появление наркомании.В каждом общеобразовательном учреждении педагог-психолог и социальный педагог занимаются профилактикой и коррекцией наркозависимого поведения подростков. Предлагаю упражнения и игры, которые...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТРЕНИНГАМ И ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»

В каждом общеобразовательном учреждении педагог-психолог и социальный педагог занимаются профилактикой и коррекцией наркозависимого поведения подростков. Предлагаю упражнения и игры, которые можно использовать в практической работе.

Эти упражнения помогают участникам определить причины и опасность для подростка такого явления, как «зависимость», в том числе, зависимость от наркотиков.

«Что такое зависимость» (20 мин.)

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как подростки определяют понятие «зависимость»; дать определение зависимости.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.

Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость». После чего участники по кругу произносят записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать галочками). В результате обсуждения ведущий подводит группу к правильному определению понятия «зависимости», разъясняет его смысл.

«Ассоциации» (15 мин.)

Цель: определить уровень знаний подростков; создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Материалы: ручки, листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1-2 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите «наркотики», «наркомания», «зависимость». Далее игра проводится так, как описано в предыдущем разделе.

«Провокационные тезисы»

Цель: выяснить, актуальна ли проблема наркомании для подростков, и оценить их базовый уровень информированности.

Ведущий предлагает разбиться на две команды и обсудить несколько предложенных высказываний. При этом первые номера высказываются «за», вторые - «против». После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Провокационные тезисы:

1. Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.

2. Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.

3. Наркоманам нельзя помочь.

4. Полиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

5. Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

6. Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

7. Наркотики нужно легализовать.

8. Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.

9. От марихуаны не развивается зависимость.

«Мифы» (30 мин.)

Цель: информировать участников, развеять мифы.

Материалы: таблички с надписями «да», «нет».

Таблички прикрепить на противоположные стены. Ведущий зачитывает спорное утверждение, предлагает участникам встать возле одной из табличек («да» или «нет»). Каждый участник должен обосновать свою точку зрения. После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Мифы:

  1. Наркомания - вредная привычка.

  2. Достаточно один раз уколоться - и станешь наркоманом.

  3. Все наркоманы и проститутки - конченые люди.

  4. Марихуана безвредна.

  5. Наркомания неизлечима.

  6. Нельзя дружить с наркоманом.

  7. У каждого есть своя собственная зависимость.

  8. Чистые наркотики безвредны.

  9. Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.

  10. Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.

«Высказывания» (60 мин.)

Цели: мотивация подростков к получению информации; развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии; способствовать формированию навыка высказывать собственное мнение.

Материалы: карточки с высказываниями на каждого ученика.

Спектр полученных высказываний даст приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится только в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы, спорные моменты. Участники группы получают по листу с подготовленными утверждениями. Им дается 10-15 минут на раздумья. Высказывания, с которыми участники согласны, помечаются. При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым участники затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно информированы. Поэтому они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласится с высказываниями или опровергнуть их.

Возможные высказывания:

  1. Люди, употребляющие наркотики, опасны, так как они совращают других.

  2. Наркотики- это повседневность для подростков.

  3. Алкоголь хуже, чем гашишь.

  4. Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.

  5. Если человек пьет и курит осознанно в умеренных дозах, то у него не возникает зависимости.

  6. Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается возможности стать наркоманом.

  7. Доводы учителя, который курит, но запрещает ученикам, выглядят неубедительно.

  8. Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.

  9. Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании своих друзей и взрослых.

Дискуссия «Мой друг зависим от наркотиков» (15 мин.)

Цели: выработать несколько различных стратегий поведения, которые позволяют не вступать в зависимые отношения с наркопотребителем; дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?» Участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и оспариваться в корректной форме. Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказываний.

«Сюрприз» (25 мин.)

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала употребления наркотиков.

Материалы: непрозрачная коробка, морковка.

Ведущий кладет в непрозрачную коробку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит - «нельзя», «плохо», «запрещено», но ведущие этим пользуются регулярно. Коробочку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет. Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке - это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие участники не захотели принять это во внимание.

После этого по кругу ведущий спрашивает у участников, что они чувствовали, когда коробочка стояла посреди комнаты, и ведущий «рекламировал товар». После этого ведущий предлагает участникам обсудить способы подачи информации по наркомании и влияние любопытства на поведение человека. После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показывают реальные причины начала употребления наркотиков.

Ролевая игра «Предотвращение употребления наркотиков» (45 мин.)

Цель: приобретение практических навыков.

Игра дает возможность каждому участнику самому найти решение задачи, находясь в роли «большого начальника», формирует собственный масштабный подход к преодолению проблемы, позволяет приобрести опыт создания социальных проектов.

Участники делятся на две микрогруппы. Одна представляет администрацию школы, другая - администрацию города.

Примеры ролей для участников:

  • администрация школы: директор, завуч, завхоз, учителя;

  • администрация города: мер, его заместитель, председатель комитета по делам молодежи, представитель органов полиции и т.д.

Ведущий помогает распределить роли между участниками. Задача участников игры: находясь в избранной для себя роли, предложить творческое решение проблемы наркотиков в рамках школы, двора, города. Результатом игры становится проект «администрации школы», «администрации города».

С позиции практической целесообразности лучше ограничить масштаб до уровня «свой двор», «своя школа». Ведущий предлагает участникам продумать не только то, что можно сделать, но и кто будет это делать, откуда можно взять деньги на эту деятельность, как можно будет оценить эффективность предложенной программы. Лучший проект можно наградить (если есть такая возможность).


© 2010-2022