- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования»
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования»
Современное общество испытывает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных эффективно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные цели.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: именно одаренные дети в будущем смогут обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей теоретической и практической деятельности, социальной жизни и культуры.С 2011 года в Центре детского творчества города Кирсанова была организована экспериментальная площадка по выявлению ...
Целью Экспериментальной площадки по работе с одаренными детьми является создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся, формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
С этой целью были проведены психологические исследования (педагог – психолог О.Н.Баяшкина), которые открыли перед педагогами Центра новые возможности применения нестандартных технологий по индивидуализации работы с одаренными детьми в условиях системы дополнительного образования. В ходе эксперимента приняли участие 478 воспитанников в возрасте от 12-16 лет, 335 родителей, что составляет 34,2% от общего числа обследуемых, 6 педагогов, что составляет 30 % от общего числа педагогов.
Работа была разбита на три этапа. Первый, начальный, включал в себя сбор первичной информации о ребенке в виде анкет, карт интересов, тестов.
Данный процесс начался с выявления талантливых детей в школе раннего развития «Росток», где обучающиеся проходят предшкольную подготовку в стенах Центра детского творчества (педагоги Г.П. Шарапова, Н.В. Толстых). Цель - раннее выявление и сопровождение детей, имеющих специальные способности.
Второй этап, основной включает в себя углубленное изучение творческих способностей воспитанников, посредством различных методик (психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е.Туник); диагностика вербальной креативности(адаптация теста С.Медника);модифицированные креативные тесты Вильямса (САР); методика «Классификация»; опросник для определения творческих наклонностей у школьников; вербальный тест «Необычное мышление» (К.А. Хеллер), отличающихся особым креативным мышлением, высоко...
Таким образом, мы подошли к представлению одаренности как области пересечения следующих факторов:
1. Способность выше среднего уровня,
2. Высокая мотивация,
3. Продуктивная креативность.
Данная модель стала определяющей для построения как учебно-воспитательной и развивающей работы, так и системы психологического сопровождения одаренного ребенка в каждом объединении нашего Центра. Она позволила перейти к третьему этапу для формирования базы данных одаренных детей, которые составили «золотой резерв» Центра и разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
При построении индивидуальных занятий используется принцип сериационности, т.е. наличие нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволило варьировать задачи в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В учебном процессе развивалась концепция развития одаренных детей П. Торренса через триаду: творческие способности, творческое умение, творческая мотивация.
Таким образом, сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха, технология саморазвития личности, игровые технологии, творческие задания - вот те составляющие, которые легли в основу педагогического сопровождения одаренных детей.
Результаты проделанной работы показали, что данные психологического исследования позволили составить психолого-педагогическую программу «Создай стратегию своего успеха», целью которой является выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, а так же составить индивидуальный педагогический блок программ отдельных педагогов, в котором проек...
Таким образом, практические результаты психолого-педагогической работы свидетельствуют, что процесс выявления и развития потенциальных способностей детей, организация работы с ними должна быть не стихийной, а хорошо продуманной и организованной.
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Баяшкина О.Н. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | other-file |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами: