«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования»

Современное общество испытывает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных эффективно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные цели.  Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: именно одаренные дети в будущем смогут обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей теоретической и практической деятельности, социальной жизни и культуры.С 2011 года в Центре детского творчества города Кирсанова была организована экспериментальная площадка по выявлению ... Целью  Экспериментальной площадки по работе с одаренными детьми является  создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся, формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей,  обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.  С этой целью были проведены психологические исследования (педагог – психолог О.Н.Баяшкина), которые открыли перед педагогами Центра новые возможности применения нестандартных технологий по индивидуализации работы с одаренными детьми в условиях системы дополнительного образования. В ходе эксперимента приняли участие 478 воспитанников в возрасте от 12-16 лет, 335 родителей, что составляет 34,2% от общего числа обследуемых, 6 педагогов, что составляет 30 % от общего числа педагогов.   Работа была разбита на три этапа. Первый, начальный, включал в себя сбор первичной информации о ребенке в виде анкет, карт интересов, тестов.   Данный процесс начался с выявления талантливых детей в школе раннего развития «Росток», где обучающиеся проходят предшкольную подготовку в стенах Центра детского творчества (педагоги Г.П. Шарапова, Н.В. Толстых). Цель - раннее выявление и сопровождение детей, имеющих специальные способности. Второй этап, основной включает в себя углубленное изучение творческих способностей воспитанников, посредством различных методик (психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е.Туник); диагностика вербальной креативности(адаптация теста С.Медника);модифицированные креативные тесты Вильямса (САР); методика «Классификация»; опросник для определения творческих наклонностей у школьников; вербальный тест «Необычное мышление» (К.А. Хеллер),  отличающихся особым креативным мышлением, высоко...   Таким образом, мы подошли к представлению одаренности как области пересечения следующих факторов: 1.      Способность выше среднего уровня, 2.      Высокая мотивация, 3.      Продуктивная креативность.   Данная модель стала определяющей для построения как учебно-воспитательной и развивающей работы, так и системы психологического сопровождения одаренного ребенка в каждом объединении нашего Центра. Она позволила перейти к третьему этапу для формирования базы данных одаренных детей, которые  составили «золотой резерв» Центра и разработке индивидуальных образовательных маршрутов.            При построении индивидуальных занятий используется  принцип сериационности, т.е. наличие нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволило варьировать задачи в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В учебном процессе развивалась концепция развития одаренных детей П. Торренса через триаду: творческие способности, творческое умение, творческая мотивация. Таким образом, сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха, технология саморазвития личности, игровые технологии, творческие задания - вот те составляющие, которые легли в основу педагогического сопровождения одаренных детей. Результаты проделанной работы показали, что данные психологического исследования позволили составить психолого-педагогическую программу «Создай стратегию своего успеха», целью которой является выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, а так же составить индивидуальный педагогический блок программ отдельных педагогов, в котором проек...           Таким образом, практические результаты психолого-педагогической работы свидетельствуют, что процесс выявления и развития потенциальных способностей детей, организация работы с ними должна быть не стихийной, а хорошо продуманной и организованной.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат other-file
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
© 2010-2022