Курсовая работа на тему: Развитие слабых черт темперамента младших школьников во внеурочной деятельности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж № 1

Развитие слабых черт темперамента младших школьников во внеурочной деятельности

Выполнила: Елисеева Кристина

студентка 35 группы,

специальность 050146

Руководитель: Рахимова М.Г.

Челябинск, 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологической науке

1.1. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности

1.2. Особенности проявления темперамента в младшем школьном возрасте

1.3. Диагностический инструментарий определения сильных и слабых черт каждого типа темперамента

Глава 2. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.

2.1. Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе

2.2. Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития слабых черт каждого типа темперамента

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы. Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его сложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование [4].

Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своём роде композицией социальных связей и контрактов.

Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессов, и в тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств [7].

Вопросы теории и практики изучения темперамента разрабатывали отечественные исследователи И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, М.В.Бодунова , В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.

На основании проблемы была сформулирована тема исследования: «Развитие слабых черт темперамента младших школьников во внеурочной деятельности».

Цель: изучить темперамент как свойство личности, выявить особенности темперамента младших школьников.

Объект личностные особенности ребенка младшего школьного возраста.

Предмет основные характеристики темперамента; особенности темперамента младших школьников.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  2. Изучить типы темперамента и общую картину поведения человека

  3. Выявить возрастные особенности темперамента;

  4. Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у младших школьников;

Структура исследования - курсовая работа, которая состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологической науке

  1. Темперамент как индивидуально-психологическое свойство личности

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место принадлежит темпераменту.

Зарождение понятия и развитие учения о темпераменте связывают с представителями так называемого гуморального направления, объясняющего психологическую сущность темперамента соотношением различных видов жидкостей (соков) в организме. Так, врачи Гиппократ и Гален рассматривали смешение четырех типов соков. На этом основании первоначально были предложены 13 типов темперамента, которые впоследствии были сведены до четырех:

- холерик (в организме преобладает желчь, или «холе»);

- флегматик (преобладание слизи, или «флегмы»);

- сангвиник (преобладает кровь, или «сангвис»);

- меланхолик (преобладает черная желчь, или «мелана-холе»).

Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).

Темперамент не дает ценностной оценки личности, ее мотивов, потребностей, целей, мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует усвоению этих важных характеристик в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми [1].

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:

Холерический темперамент. Для холериков характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Воля холерика порывиста, он отличается также повышенной раздражительностью и эмоциональной реактивностью. Вспыльчив, резок в отношениях, прямолинеен, способен доводить деятельность до большого напряжения.

Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерна подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с окружающими, а потому общителен, не чувствует скованности с новыми для него людьми, которые его возбуждают и заряжают его активность. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.

Флегматический темперамент. Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставаться спокойным даже в трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдержать свои импульсы, порывы, строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе, не отвлекаться по мелочным поводам; благодаря этому он может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав свои силы, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему обычно нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для его переключения на другой объект и т. п.

Меланхолический темперамент. Меланхолик несколько замкнут, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди, он смущается и теряется при установлении с ними контакта, а отсюда склонен уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Меланхолик в общении с незнакомыми людьми застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью[8].

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

- регулируют динамику психической деятельности в целом;

- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии -на протяжении длительного отрезка времени;

- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Как видим из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности его поведения. Темперамент сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности или социальном контакте, подвижности или легкости приспособляемости к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения [3].

То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, проявляет ли он уравновешенность в поведении, гибкость и динамичность в отношениях, легкость контакта с окружающими,- все это говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой деятельности, общественной активности и поведении индивида.

Темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически вплетается в его структуру, обеспечивая личности наилучший способ уравновешивания с внешней средой [5].

  1. Особенности проявления темперамента в младшем школьном возрасте

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.

В младшем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего, в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей [13].

Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми. В младшем школьном возрасте наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения.

Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

Тот факт, что свойства темперамента подвержены возрастным изменениям, подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так и с людьми. Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников.

Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Сангвиник - сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможении). Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Характерна быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка.

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Осторожный и спокойный ребенок. Ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но, начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Холерик - сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Дети-холерики любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго.

Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость.

Меланхолик - слабый. Характеризуется слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Дети меланхолического темперамента при поступлении в школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций [9].

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания

Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. В результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника [11].

1.3. Диагностический инструментарий определения сильных и слабых черт каждого типа темперамента

Методика - конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования).

Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической базы.

Каждая психологическая методика появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого она предназначена. Для диагностики можно использовать разные методики:

- Анкета для родителей, детей (оценить поведение ребёнка всеми членами семьи)

- Тест диагностики темперамента Г.Ю. Айзенка (выявление типа темперамента).

- Опросник структуры темперамента В.М.Русалова (диагностика свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной жизнедеятельности человека).

- Методика Е.П.Ильина: Данная методика позволяет определить силу нервных процессов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

- Отражение темперамента в речи:

Сангвиник: речь громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная, плавная. Сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В беседе ориентированы на себя: «Да я…да у меня…». Часто употребляют слова «здорово», «потрясающе», «классно».

Флегматик: речь медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций; скупая жестикуляция, невыразительная мимика. Молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные. Фразы, присущие флегматикам: «Докажите…», «Подтвердите…».

Холерик: речь в меру быстрая, но неровная. Свойственны перепады темпа речи, усиление и ослабление интонации. Легко включается в разговор, часто обращается к партнеру. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний. Фразы, присущие холерикам: «Короче!», «Ближе к делу!», «Давайте быстро, что там у вас?», «Не тяните резину!»

Меланхолик: речь тихая, замедленная. Тонкие эмоциональные реакции. Он с трудом вступает в общение, молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации - резкие, эмоциональные. Фразы, присущие меланхоликам: «Что бы вы сделали на моем месте?», «Что-то я не до конца уверен…» [6].

Глава 2. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

2.1. Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе

Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

Особенностью организации внеурочной деятельности, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения [2].

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Требования стандартов к организации внеурочной деятельности школьников:

- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Учебного плана начальной школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

- Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

-Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

-Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты [10].

2.2. Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «рисуем для души»

Пояснительная записка.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- научить пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение;

- развить творческие способности.

На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения, позволяющие развитию черт каждого типа темперамента.

Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Актуальность программы: занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки, в процессе рисования.

Основная цель программы:

- развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности и устранение слабых черт темперамента;

Задачи программы:

  • содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  • формирование чувства цвета;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • развитие слабых черт характера.

Принцип построения программы:

- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции);

- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- динамичности (от самого простого до сложного);

- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- сотрудничества (совместная работа родителями);

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Формы занятий:

- информационное ознакомление - беседа, рассказ, диалог.

- художественное восприятие - рассматривание, демонстрация, экскурсия;

- изобразительная деятельность - индивидуально-групповая, коллективная.

- художественная коммуникация - обсуждение, высказывание.

Возраст обучающихся: кружок посещают дети 9-10 лет

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут 1 занятие, 49 часов в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Главным результатом реализации программы является формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Тематическая разработка занятий с детьми 9-10 лет.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Темперамент («надлежащее соотношение частей») - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1

Мое увлечение живопись.

3

2

Рисуем пейзажи.

2

3

Цветоиграние.

2

4

Цветовоприятие.

3

5

Путешествие в страну Рисованию.

3

6

Как мы гуляли и в сказку попали

2

7

Сюжет.

2

8

Я - человек.

1

9

Вместе - лучше!

1

10

Рисуем настроение

3

11

Поделись музыкой своей.

2

12

Удивительный мир эмоций и чувств.

3

13

В гостях у сказочных героев.

2

14

Радость в моей жизни.

1

15

Когда мне бывает грустно?

2

16

Умею ли я справляться с гневом?

2

17

Радуга на небе - радуга чувств.

1

18

Любовь, Страх, Боль, Радость

2

19

Каким я вижу окружающий мир?

2

20

Каким я вижу себя? Мой автопортрет.

3

21

Мой темперамент.

2

22

Мой внутренний мир.

2

23

Выставка работ

3


Итог

49



Содержание программы



Тема 1. Мое увлечение живопись.

Цель: Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Психологическое упражнение «День без замечаний»

Цель: Научится сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недовольство окружающими.

Практическая работа: Научится не ругаться. Все ученики дают слово - все занятие всем все прощать, принимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого ни хотелось), не осуждать поступки одноклассников.

Тема 2. Рисуем пейзажи.

Цели: Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, сказочных персонажей. Экскурсия в музей.

Психологическое упражнение «Приятный разговор».

Цель: Научится общаться с человеком просто и приятно на любую тему, в совместной деятельности.

Практическая работа: Прав собеседник или не прав нужно постараться, чтобы однокласснику с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз поговорить с вами.

Тема 3. Цветоиграние.

Цель: Расширение знаний о существовании дополнительных цветов. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

Психологическое упражнение «Я рад тебя видеть!»

Цель: Научить сдерживать гнев, раздражение, слезы.

Практическая работа: Первая фраза когда ученики прейдут на занятие должна быть: «Я рад тебя видеть!»

За время занятия ученики меняются парами и начинают разговор только с одной фразы. Свой разговор они выстраивают по теме занятия.

Если в ходе беседы ученик чувствует раздражение или гнев, то каждые 2-3 мин. произносит мысленно или вслух эти слова: «Я рад тебя видеть!».

Тема 4. Цветовоприятие.

Цель: Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

Психологическое упражнение «День без замечаний»

Цель: Научится сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недовольство окружающими.

Практическая работа: Научится не ругаться. Все ученики дают слово - все занятие всем все прощать, принимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого ни хотелось), не осуждать поступки одноклассников. Дома ученики должны тоже выполнить это задание.

Тема 5. Путешествие в страну Рисованию.

Цель: закреплять знания детей о свойствах цвета (основных цветах, их смешении и получении новых цветов и оттенков; контрастных цветах; теплых и холодных цветах). Закреплять умение эмоционально - образно воспринимать цвет.

Практическая работа: нужно вспомнить все цвета радуги в их последовательности. Нарисовать цветы на клумбе и раскрасить ярким цветом, нарисовать замок раскрасить темным цветом. Нарисовать 2-е бабочки: одну теплыми цветами, другую - холодными. Звучат мелодии совершенно разные по характеру, а дети должны подобрать те краски, которые, соответствуют настроению того или иного музыкального фрагмента. (Дети подбирают цветовые фишки).

Психологическое упражнение «Приятный разговор».

Цель: Научится общаться с человеком просто и приятно на любую тему, в совместной деятельности.

Практическая работа: Прав собеседник или не прав нужно постараться, чтобы однокласснику с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз поговорить с вами. В данную беседу подключается семья ребенка.

Тема 6. Как мы гуляли и в сказку попали.

Цель: вспомнить русские народные сказки, работа с образами.

Практическая работа: Нужно нарисовать животных по описанию заяц - белый, трусливый, пугливый, косой, ловкий; лиса - хитрая, рыжая, пушистая; волк - серый, зубастый, злой, голодный, матерый. Так как они живут в лесу нарисовать лесную поляну.

Психологическое упражнение «Я рад тебя видеть!»

Цель: Научить сдерживать гнев, раздражение, слезы.

Практическая работа: Первая фраза, когда ученики прейдут на занятие, должна быть: «Я рад тебя видеть!»

За время занятия ученики меняются парами и начинают разговор только с одной фразы. Свой разговор они выстраивают по теме занятия.

Если в ходе беседы ученик чувствует раздражение или гнев, то каждые 2-3 мин. произносит мысленно или вслух эти слова: «Я рад тебя видеть!». Когда ребенок прейдет домой, задание сказать всем окружающим в доме «Я рад тебя видеть!».

Тема 7. Сюжет.

Практическая работа: Нарисовать сюжет по задачам. Задача 1. У Вали К. повышенная активность, энергичность и работоспособность, проявляется при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; У Саши П. те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних поручений, школьных заданий и общественных нагрузок.

Задача 2. Петя любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня напротив предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.

Психологическое упражнение «Добрая улыбка»

Цель: развить положительную черту как отзывчивость и доброжелательность

Практическая работа: Выполняя задание на занятии, при всей своей занятости нужно встречать окружающих доброй приветливой улыбкой, тем более, когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренней улыбкой, она должна быть всегда.

Тема 8. Я - человек.

Цель: знакомство с социальными ролями человека. Родине, осознание себя частью единого целого на планете Земля.

Практическая работа: Нарисовать свой автопортрет, на тему «Я - веселый художник». Изобразить себя и других людей с улыбкой на лице.

Психологическое упражнение «Флегматик»

Цель: Научить ученика не спешить в работе.

Практическая работа: Ученик на время занятия становится по типу темперамента флегматиком. Задача: говорите ровным и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Спокойно не спеша без резких движений выполнять задание.

Тема 9. Вместе - лучше!

Цель: Осознание ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью, уметь делать в группе.

Практическая работа: Один рисунок вывешивается на доску и каждый его рисует, но после выполнения каждый рисунок собирается в одну большую картину.

Психологическое упражнение « Массовик-затейник»

Цель: Развитие таких качеств как ответственность и общительность.

Практическая работа: На каждом новом занятии учитель вызывает ученика для проведения игру, которую он готовит дома.

Важно не просто предложить интересную игру, но и организовать ее проведение, привлечь как можно больше учеников к этой игре.

Тема 10. Рисуем настроение.

Цель: упражнять в технике рисования гуашевыми красками; вызывать радость от выполненной работы.

Практическая работа: Рассмотреть одуванчик, и изобразить все его части (стебель, листочки, цветок и.т.д.). Изобразить нужно одуванчик на полянке в ярком цвете.

Психологическое упражнение «Добрая улыбка»

Цель: развить положительную черту как отзывчивость и доброжелательность

Практическая работа: Выполняя задание на занятии, при всей своей занятости нужно встречать окружающих доброй приветливой улыбкой, тем более, когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренней улыбкой, она должна быть всегда. К улыбке добовляются добрые слова.

Тема 11. Поделись музыкой своей.

Цель: учить прислушиваться к музыке, чувствовать свое настроение после прослушивания вокальной музыки, развивать цветомузыкальное восприятие детей.

Практическая работа: Звучит музыка нужно через цветовую палитру выражать свое настроение.

Психологическое упражнение «Холерик»

Цель: Научить ученика не спешить в работе.

Практическая работа: Ученик на время занятия становится по типу темперамента холериком. Задача: говорите быстрым и громким голосом, быстро выполнять задание.

Тема 12. Удивительный мир эмоций и чувств.

Цель: Знакомство с разнообразием мира эмоций и чувств (выражающие радость, грусть, удивление и т.д.).

Практическая работа: нарисовать лица с разным настроениям (грустным, веселым, спокойным, удивленным и т. д.).

Психологическое упражнение « Массовик-затейник»

Цель: Развитие таких качеств как ответственность и общительность.

Практическая работа: На каждом новом занятии учитель вызывает ученика для проведения игру, которую он готовит дома.

Важно не просто предложить интересную игру, но и организовать ее проведение, привлечь как можно больше учеников к этой игре.

Тема 13. В гостях у сказочных героев.

Цель: Учить детей передавать в рисунке образы знакомых стихов, уметь выбирать изобразительное содержание и отражать в рисунке наиболее характерное - красоту зимних деревьев, их снежный убор, закреплять умение красиво располагать изображение на листе.

Практическая работа:

«В ледяной карете мчится зимушка-зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

И мороз возводит арки над тропой лесной»

Нарисуйте свое представление о данном стихотворении.

Психологическое упражнение « Шире круг»

Цель: развить коммуникативные качества.

Практическая работа: Находясь на занятии, задача ученика пообщаться с учеником, с которым ты не общаешься. Узнать о нем и рассказать о себе как можно больше. И обязательно нужно суметь выстроить разговор.

Тема 14. Радость в моей жизни.

Практическая работа: У каждой краски тоже есть свое настроение. Давайте попробуем передать настроение в цвете. Изображается солнце, облака, тучи, трава, дорога и другие любые объекты.

Психологическое упражнение «Похвала, или я очень хороший»

Практическая работа: На занятии при правильно выполненном задании хвалите себя за каждую мелочь. И так каждый раз закончив деталь - «Я хороший, я очень хороший».

Тема 15. Когда мне бывает грустно?

Цель: Познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре; воспитывать чувство уменьшения плохих чувств посредством сказочных изображений.

Практическая работа: Нарисовать птицу счастья.

Психологическое упражнение «Меланхолик»

Цель: Научить ученика не спешить в работе.

Практическая работа: Ученик на время занятия становится по типу темперамента меланхолик. Задача: говорите тихим спокойным голосом, смущаться при обращении.

Тема 16. Умею ли я справляться с гневом?

Цель: Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - «рисование ладошкой и губкой», учить работать губкой, обмакивать губку в блюдце с краской и наносить отпечаток на лист бумаги. Создавать положительный эмоциональный настрой.

Практическая работа: Нарисовать ладошками и губками-штампами яркий цветок: лепесточки, стебель, листочки по образцу. После создания цветка нарисовать много своих придуманных цветков, яркими красками.

Психологическое упражнение « Раздражение отменяется»

Цель: научится контролировать свои эмоции

Практическая работа: Как бы вам ни хотелось разрядить свое плохое настроение на ком-то из близких или знакомых, не делайте этого сразу. На занятии на холст бумаги сначала выплесните свои эмоции, рисуйте то, как бы рассердились, кричали. А затем после 10 минут приступайте к занятию.

Тема 17. Радуга на небе - радуга чувств.

Цель: Закрепить представления детей о последовательности цветов спектра (радуги), развивать зрительное внимание и память; развивать логическое мышление; наглядно- образное мышление, показать все эмоции.

Практическая работа: Нарисовать девиц в сарафанах и кокошниках по образцу. Сравнить, на что похож цветовой ряд. Изобразить из девиц в сарафанах хоровод. Сравнить на что похоже. Затем на лепестках получившегося цветка написать чувства, эмоции.

Психологическое упражнение « Шире круг»

Цель: развить коммуникативные качества.

Практическая работа: Находясь на занятии, задача ученика пообщаться с учеником, с которым ты не общаешься. Узнать о нем и рассказать о себе как можно больше. И обязательно нужно суметь выстроить разговор. Группа становится больше и добавляется еще один человек.

Тема 18. Любовь, Страх, Боль, Радость.

Цель: Показать различие чувств и их влияние на разных людей.

Практическая работа: Изобразить на листе бумаги, что может означать такое чувство как любовь, страх, боль, радость. Например: животные, вещи, люди.

Психологическое упражнение «Похвала, или я очень хороший»

Практическая работа: На занятии при правильно выполненном задании хвалите себя за каждую мелочь. И так каждый раз, закончив деталь - «Я хороший, я очень хороший». А теперь нужно хвалить не только себя, но близ сидящих одноклассников.

Тема 19. Каким я вижу окружающий мир?

Цель: Выявить тип темперамента и мировоззрение ребенка.

Практическая работа: Изобразить на листе окружающий мир, таким, каким его видит ребенок.

Психологическое упражнение « Раздражение отменяется»

Цель: научится контролировать свои эмоции

Практическая работа: Как бы вам ни хотелось разрядить свое плохое настроение на ком-то из близких или знакомых, не делайте этого сразу. На занятии на холст бумаги сначала выплесните свои эмоции, рисуйте то, как бы рассердились, кричали. А затем после 10 минут приступайте к занятию.

Тема 20. Каким я вижу себя? Мой автопортрет.

Цель: Закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Способствовать развитию собственного художественного творчества. Закрепить понятия одиночный портрет и групповой. Дать понятие: автопортрет.

Практическая работа: Нарисовать свой автопортрет.

Психологическое упражнение «Сангвиник»

Цель: Научить ученика не спешить в работе.

Практическая работа: Ученик на время занятия становится по типу темперамента сангвиником. Задача: попытаться делать сразу два дела

Тема 21. Мой темперамент.

Цель: научить учащихся навыкам в освоении мотивов, приемов и этапов Городецкой росписи, путём создания условий и предпосылок духовно - нравственной мотивации, придти к познанию культуры своего народа, развить творческий потенциал личности.

Практическая работа: Нарисовать розу в городецком стиле. Городецкие цветы по всему мир, даря людям радость, веру, добро.

Нарисовать на выбор гордого павлина, насупленного индюка, задиристых петухов, грациозных лебедей.

Психологическое упражнение «Мне нравится, что ты…»

Цель: разитие

Практическая работа: Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах. Для этого один из учеников берет мягкий мячик (или любую игрушку) и говорит другому, выбранному им человеку из группы, назвав его по имени, о том, что ему в нем нравится, что у того хорошо получается, продолжив фразу: «Мне нравится, что ты... » Например, «Иван, мне нравится, что ты умеешь сохранять спокойствие в трудных ситуациях». Тот, кто получит мячик, должен ответить: «Да, я... а еще я... » - и назвать три вещи, которые он умеет делать. Например, «Да, я умею быть спокойным в трудных ситуациях. А еще я умею хорошо играть в волейбол, улыбаться и помогать другим».

После этого тот, у кого в руке мячик, передает его другому выбранному им участнику занятия со словами: «(имя), мне нравится, что ты... » Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

Тема 22. Мой внутренний мир.

Цель: Научить ребенка показывать свои чувства на листе бумаги для развития фантазии и смекалки.

Практическая работа: Изобразить на листе свой внутренний мир с помощью природы, погоды, животного (дождь, солнечная погода и т.д.).

Психологическое упражнение «Групповая скульптура»

Практическая работа: Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:

1) действовать в довольно быстром темпе;

2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: "застывшая" скульптура может "ожить"

Тема 23. Выставка работ.

Цель: Показать лучшие работы каждого ребенка за время проведения всех занятий.

Практическая работа: Дети вывешивают свой рисунок, который по их мнению является самым лучшим для них [10].

Заключение

В заключение проделанной работы, можно сделать следующее выводы:

Свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата, между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.

Темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.

Особенности темперамента сказываются и в особенностях умственной работы. Однако тот или другой темперамент, придавая своеобразие манере («стилю») умственной работы, отнюдь не предопределяет возможностей умственного развития человека. Особенности темперамента, требуя индивидуального подхода к человеку, могут обусловить лишь пути и способы умственного развития, но не уровень достижений.

Знание черт темперамента ученика позволяет правильнее понимать некоторые особенности его поведения и деятельности, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Для эффективного обучения необходимо учитывать индивидуальные свойства темперамента и их проявление на уроках для последующего выбора правильных методов обучения.

Мы считаем, поставленные в курсовой работе цели были достигнуты.

Список используемой литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 2006. - 245 с.

  2. Дубровская И.В. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Айрис-пресс , 2000. - 195 с.

  3. Ковалев А. Г. Психология личности/ А.Г. Ковалева. - М.: Просвещение, 2000. - 278 с.

  4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента/ В.С. Мерлин. - М.: Просвещение, 2001. - 207 с.

  5. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога: Методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева . - М.: Айрис-пресс, 2005. - 189 с.

  6. Петровский В. А. Учимся общаться с ребенком/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. - М.: Просвещение, 2004. - 341 с.

  7. Ратанова Т.А. Психология человека/ Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 378 с.

  8. Романов В.Я. Психология индивидуальных различий/ В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - 354 с.

  9. Смирнова Е.О. Межличностные отношения школьников: Диагностика, проблемы, коррекция/Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2003. - 154 с.

  10. Щетинина А.М. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа практического психолога: Учебное информационно-методическое пособие по курсу / Авт.-сост. А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.

Интернет - источники

  1. effecton.ru/274.html

  2. azps.ru/articles/index.html

  3. womanadvice.ru/temperament-i-harakter

34



© 2010-2022