Тренинг Формирование уверенного поведения старшеклассников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг "Формирование уверенного поведения старшеклассников"

Пояснительная записка.

Цель тренинга:

развитие уверенности, направленной на повышение самооценки.

Ключевые понятия: уверенность представляет собой объективную оценку собственных возможностей.

Задачи:

  1. Принятие реального себя.

  2. Развитие адекватной самооценки.

  3. Повышение уверенности в себе.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает эмоциональная.

Значимые характеристики группы:

  • Количество участников (8-12 человек)

  • Старший подростковый возраст.

  • Гомогенность по половому признаку, гетерогенность по различным признакам.

  • Добровольный способ набора группы.

  • Участники группы не знакомы между собой.

Общее время тренинга составляет 30 академических часов.

Режим работы группы:

Режим работы группы - 6 занятий по 5 акад. часов. Занятия распределяются в течение двух недель.

Условия и средства, необходимые для проведения тренинга(«приборы и материалы»).


  • Фломастеры.

  • Стулья.

  • Листы бумаги, формата А4.

  • Шарики.

  • игрушки

Тематический план тренинга.

Номер занятия

Цель занятия

Количество часов

Занятие №1

Знакомство и включение участников в тренинговую работу

5 часов

Занятие №2

Осознание собственных индивидуальных особенностей

5 часов

Занятие №3

Формирование самооценки

5 часов

Занятие №4

Формирование достаточной уверенности в себе.

5 часов

Занятие №5

Создание мотивации в достижении чего либо

5 часов

Занятие №6

Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы.

5 часов

ВСЕГО

30 часов


Программа тренинговых занятий.



Занятие 1.

Цель.

Знакомство и включение участников в тренинговую работу.

Задачи.

  1. Знакомство участников.

  2. Целеполагание.

  3. Создание в группе рабочей атмосферы.

План занятия.

1.упражнение «Снежный Ком» (назвать имя предыдущего и своё имя, рассказать о себе что желаешь, и )-30 мин.

2.высказать свои цели и пожелания. - 20 мин.

3. введение правил работы в группе.. -30 мин.

Предложить группе выдвинуть правила для обеспечения личной безопасности.

Разбить группу на микрогруппы (около 3-4-х человек)

Каждая группа представит свои правила, и группа может либо отвергнуть, либо принять их. На обеспечение группой правил: совещание в микрогруппах 10 минут, обсуждение и принятие правил20 минут.

  1. Волшебная лавка-30мин

(Участники могут сосредоточиться на существенных для них жизненных целях и с помощью воображения осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Упражнение построено так, что участники могут оказывать поддержку друг другу. Условием его проведения является достаточно близкое знакомство членов группы между собой.)

Инструкция: Я хочу предложить упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Вы сможете высказать любое желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вам стоить.

Я прошу вас устроиться поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь.

Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что еще вы чувствуете?

Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в мелочной лавке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем волшебная.

Теперь представьте себе, что я- продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь вы можете получить все, чего вы хотите от жизни. Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: "Что ты отдашь за это?". Он должен решить, готов ли он отдать что-либо, и что именно это будет. Я больше ничего говорить не буду. Через некоторое время ко мне сможет подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

10мин перерыв.

Радуга30мин.

Для многих участников медитативное рисование, которым они будут заниматься в ходе этого упражнения, представляет собой идеальный способ осознания важных жизненных целей.

Инструкция: У нас есть сейчас прекрасная возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.

Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас...

Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желательное для вас, идеально подходящее вам.

Нарисуйте, пожалуйста, радугу, а там, где она уходит за горизонт, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь прежде всего на радуге, на ее цветах, ее изгибе. Пока вы будете рисовать, вам будут приходить в голову различные мысли, в памяти будут всплывать различные цели. Нарисуйте будущую цель на первом плане, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Вы можете рисовать ее символически или реалистично, или совмещая оба эти способа. (20 минут.)

А теперь взгляните на свой рисунок и мысленно представьте себе ответы на следующие вопросы:

- Как мне достичь своей цели?

- Что зависит от меня, а что от других?

- Какие препятствия могут встретиться на пути?

- От чего мне, возможно, придется отказаться?

- Что я выиграю?

- Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой

цели?

- Как я отношусь к этой цели?

На эти размышления у вас есть 5 минут...

Что я хочу изменить-30мин.

Инструкция: Давайте попробуем сегодня выяснить, кто какие цели ставит перед собой в группе. Мы будем делать это без слов, и каждый сможет показать нам, к чему он стремится.

Встаньте, пожалуйста, образуя круг. Пусть каждый по очереди выходит в середину круга и в течение одной- двух минут показывает на те формы поведения, от которых он хотел бы избавиться. После небольшой паузы он должен будет изобразить заменяющие их вариант поведения. Тот, кто думает, что понял действия этого человека, присоединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. Тогда стоящему в круге будет не так одиноко, а нам станет легче отождествиться с ним и понять его...


  1. Снятие напряжения-5 мин.

«Ладушки» или «подарок»

6.Рефлексия всего дня-40мин.

Занятие 2.

Цель.

Осознание собственных индивидуальных особенностей

Задачи.

1.Выявление индивидуальных особенностей.

2.Фиксирование индивидуальных особенностей

План занятия.

0.рефлексия вчерашнего занятия.10мин.

1.разминка.10мин.

«Моё умение»*

стоящий в центре круга, для начала это буду я, предлагает поменяться местами всем тем , кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например: когда я скажу, «Поменяйтесь все кто умеет водить машину», все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания, занять одно из освободившихся мест. А тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. В центре круга должны побывать все.

2.основная часть.*

«Принятие Себя»-30-40минут.

Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя,

заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного.

Мои недостатки

Мои достоинства

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомнили и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в данный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же отводится 5 минут.

Следующий этап - объединение в группы по 3-4 человека и обсуждение записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри группы вам дается 10 минут.

«Счёт до 10-ти»-10-15мин.*

Все становятся в круг, не касаясь, друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустить свои носы вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то скажет «один», другой - «два», третий - «три» и т. д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счет начинается сначала. Все ясно? Начнем?

У вас есть десять попыток. Если за десять попыток вы доведете счет до десяти, считайте себя волшебниками, а свою группу - необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга без слов - объясняйтесь взглядами, жестами.

Вы обнаружили важную психологическую закономерность. Когда что-то не получается, люди начинают злиться, раздражаться, становятся агрессивными, недоброжелательными по отношению друг к другу. Надо учиться относится друг к другу терпимее. Попробуем еще раз...

«Кто Я?»-40мин.*

У каждого Человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя,

берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол и каждый забирает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:.

• повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

• о.чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

• насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

• отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

• совпадают или не совпадают Я- концепция и представления других об этом человеке;

• из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т. д.

Перерыв -10мин.

«Индивидуальность» 50-60 мин.*

В самом начале занятия мы познакомились друг с другом, узнали ли новые имена и, самое главное; индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас вам нужно записать в таблицу «Индивидуальность» то, что вы запомнили в каждом человеке, т. ё: суть высказывания каждого участника о своей индивидуальности. Вспомните то, что он говорил во время знакомства с вами, что говорили о нём другие, когда мы сидели широким кругом. Это, безусловно, не очень легко, но «легкие пути всегда ведут в тупик». Вы можете добавить свои выводы об индивидуальности этого человека, которые вы смог ли сделать во время занятия. Например, вы можете написать: «Ирина отличается от всех своим спокойствием».

Тренинговое имя участника

Его собственное высказывание

Мое представление о его индивидуальности

1

2

3


На эту работу вам отводится 10 минут. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов группы. Не ленитесь, это нужно но в первую очередь именно вам. Затем вы соберетесь в большой круг и по очереди зачитаете свои записи, исправляя неточности в графе «Его собственное высказывание».


Снятие напряжения:

«Никто не знает »-5 мин

Бросать мячик друг другу, со словами «Никто не знает что я, или у меня…». Каждый должен принять участие!!!

4. Общая рефлексия-40мин.




Занятие 3.

Цель.

Формирование самооценки

Задачи.

1.Активизация процесса самопознания

2.посмотреть на своё поведение по- новому.

План занятия.

1.рефлексия прошлого занятия 10мин.

2. разминка-15мин.

Показать, без слов за что себя любишь, остальные должны угадать, а потом сказать.

3.основная часть.

«Подарок»-10мин.

Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите.Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

«Скульптура»-20 мин +15 мин на обсуждение.

Группа делится на две части. Одна должна вылепит скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Почему та или иная группа выбрала фигуру без собственного достоинства, и почему другая команда сделала свой выбор?

Каким образом выбрали кто будет фигурой, а кто экскурсоводом?

Что берете полезного для себя из этого упражнения?

10мин перерыв.

«КОНКРЕТНЫЕ КОМПЛИМЕНТЫ»-50 мин.

Инструкция «Посмотрите на других участников группы,

найдите что-либо, что вам нравится в поведении каждого. Скажите всем следующую фразу:

У меня лучше, получается...

У меня так же хорошо, получается...

Концентрируйтесь, пожалуйста, на конкретных особенностях поведения, а не на абстрактных качествах»,

Обсуждение «Что вы чувствовали, когда слышали, что

некоторые вещи вам удаются лучше, чем другим людям?

Насколько трудно было вам определить, что конкретно вам нравится в других людях?»

*В группах с высоким уровнем неуверенности в себе это упражнение можно провести на карточках. Участники просто пишут свои фразы на карточках и передают их адресату либо сами, либо при посредничестве тренера.

Можно заметить, что комплименты «ходят парами». Тот, кто получил комплимент, тут же пытается сделать комплимент его «автору». Из этого можно сделать вывод (если группа его сама не сделает), что симпатия, если она проявляется открыто, обычно взаимна.

«Атомы»10мин.

Все стоят в кругу.

Представим себе, что все мы - атомы. Атомы выглядят так (согнутые руки в локтях и прижатые кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить кое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так (трое участников стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

4.снятие напряжения

львы -и обезьяны.5мин.

5.последний круг рефлексии-40мин.

Что помогло?

Как узнали об этом?

Общее время 3часа .




Занятие 4.

Цель.

Формирование достаточной уверенности в себе.

Задачи.

1.развитие уверенности в себе

2.спокойная реакция на критику.

План занятий.

1.рефлексия прошлого занятия 10мин.

2. разминка-15мин.

«Ловля моли»-10мин.

Психолог указывает на одну из участников игры, представляя его как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли»:

Далее психолог предлагает всем детям «убить по 10 штук моли» первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п.

Прекращает упражнение психолог с учетом степени вовлеченности всех участников в игру.

«Восковая палочка»

Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. Участник в центре круга - «восковая палочка». Его ноги «прибиты» к полу, а костей у него нет. «Палочка», закрыв глаза, качается, группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому.

Это упражнение может быть использовано как тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность и напряженность.

Основная часть

ТРЕНИНГ КОНТАКТА 55 мин.

Ситуация

Рано утром на остановке автобуса (время,

место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которого уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и произносите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия).

Инструкция участнику

«Выберите из нашего списка подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему.

Следите за тем, чтобы не нарушать личное пространство партнера, улыбайтесь и держитесь максимально дружественно. Если ваш партнер захочет что-либо сказать, замолкайте и внимательно слушайте*.

Инструкция группе

«Проследите за тем, как ведет себя партнер по упражнению. Будут ли моменты, когда он чем-то заинтересуется, захочет что-либо сказать или уточнить? »

Обсуждение

«Достаточно ли дружелюбно вел

себя протагонист? Что в его сообщении вызвало интерес?

Удалось ли ему замолчать в тот момент, когда партнеру уже захотелось вмешаться в разговор?»

Комментарии

Первые демонстрационные ролевые игры достаточно тяжело даются участникам, поэтому в качестве протагониста лучше выбрать более или менее уверенного в себе человека.

После упражнения нужно как минимум два раза за что-либо похвалить протагониста (если только это не сделает сама группа в обсуждении).

В демонстрационных ролевых играх принимают участие все участники группы, для этого можно использовать страховочные ситуации или ситуации, которые предложат сами участники группы.

Если в ходе ролевой игры что-либо не удается, то ролевая игра повторяется с самого начала с тем же участником и партнером. Обычно второй дубль удается лучше - и это служит для участника подкреплением и придает ему веру в себя и эффективность тренинга.

Страховка.

Другие ситуации к тренингу контакта:

1. В магазине вы видите человека, который вас заинтересовал, поскольку просматривает книгу, которая вам тоже очень

нравится.

2. На пляже симпатичный незнакомец (незнакомка) явно скучает в одиночестве.

3. По набережной прогуливается молодой человек, и ему явно нечем заняться.

4. В кафетерии театра девушка задумчиво допивает кофе с

коньяком.

5. На научной конференции участник (участница) внимательно читает ваш стендовый доклад.

6. В универсаме незнакомец (незнакомка) придирчиво выбирает сыр.

7. В очереди к зубному врачу вы видите симпатичного незнакомца (незнакомку).

8. В сберкассе незнакомец (незнакомка) старательно заполняет квитанцию оплаты коммунальных услуг.

9. К вам на работу устроился (устроилась) новый сотрудник.

10. В самолете вам досталось место рядом с заинтересовавшим вас человеком.

Домашнее задание

1. До следующей встречи вам необходимо обратиться к трем незнакомым людям и поговорить с ними 2-3 минуты на заранее подготовленную тему. Если партнер будет не расположен к кон такту, просто извинитесь и оставьте его в покое. Пожалуйста, запоминайте все, что с вами будет происходить, все особенности состоявшегося разговора.

2. Придумайте или возьмите из жизни собственную ситуацию для знакомства с интересными лично вам людьми. Запишите как минимум 3 ситуации для знакомства с интересными вам людьми на стандартных бланках. Эти ситуации будут обсуждаться в группе.

10 мин перерыв.

«Ассоциация»-90мин.

Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, за давая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становиться водящим. Если нет - уходит вновь. Если не угадал более двух раз - выбывает из игры.

Обсуждение•

• Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой?

• С чем это связано?

• Различие между тем, какими мы представляемся самим себе и какими - другим людям.

Снятие напряжения- «Да - Нет»5мин.

Последний круг рефлексии-40мин.



Занятие 5.

Цель.

Закрепление благоприятного отношения к себе.

Задачи

1.прояснение «Я-концепции»

2.фиксация хорошего отношения к себе.

План занятий.

1.рефлексия прошлого занятия 10мин.

Обсуждение домашнего задания-7*8=60мин.

2. разминка-15мин.

«Бип!»

Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом (на стульях или в креслах).

Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к участникам на колени. Его задача - угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул.

Сидящий должен сказать «Бип!», желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

3.основная часть.

«Игрушки»-60 мин.

10мин перерыв.

«Печатная машинка»-20мин.

Каждому из участников называется буква, между участниками распределяется весь алфавит, а также знаки препинания. Откликаются хлопком. Постепенно команда станет более сплоченно работать.

Текст:

«В грусти присущего человеку юмора

отражается правдиво и без прикрас,

чисто по- человечески то, что

в нём должно сохраниться от ребёнка».

Снятие напряжения-5мин.

«Паровозик»

Общая рефлексия-40мин.

Занятие 6.

Цель:

Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы.

Задачи.

1.Подведение итогов.

2.Рефлексия всего тренинга.

План занятий.

1.Рефлексия вчерашнего дня-20мин.

2. Разминка.

«Подарок».-5мин.

3.Основная часть.

«Я благодарен(на) тому что…»-30мин.

Участники должны, по возможности, покидать группу с ощущением уверенности в том, что они чему-то научились, и благодаря этому смогут лучше ответить на те вызовы, которые бросает им жизнь в личностной и профессиональной сфере. Эта процедура может быть особенно полезна тем участникам, которые пессимистично воспринимают себя и свое окружение - она поможет им в большей степени сосредоточиться на позитивных аспектах происходящего с ними и, таким образом, вернуться в повседневную жизнь с более реалистичной установкой.

Инструкция: Наша совместная работа близится к концу, и вы вскоре вернетесь к своей повседневной жизни. Одни из вас, вероятно, заранее радуются этому, другие хотели бы еще на какое-то время остаться в группе. Чтобы облегчить этот переход для каждого из вас и помочь вам подготовиться к решению повседневных задач, я предлагаю следующее упражнение.

Пусть каждый из вас попробует найти 15 вещей, по отношению к каждой из которых он может сказать: "Я благодарен(на) за это". Например, вы можете сказать: " Я благодарен тому, что в этой группе были люди, которые полюбили меня" и т.д. Запишите, пожалуйста, эти 15 пунктов на листе бумаги, начиная каждое новое предложение со слов: "Я благодарен(на) тому, что..."

В заключение попросите участников зачитать их записи и организуйте небольшой обмен впечатлениями.

Вопросы для обсуждения:

- Как часто я, помимо этого упражнения, осознаю, чему в жизни я благодарен?

- С кем я это обсуждаю?

- Что я чувствую сейчас?

Перерыв -10мин.

Чемодан-120 мин

Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, т. е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке.

Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, это будет мешать ему в дороге, т. е. о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой.

Мнение того или иного подростка в группе должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик, как положительных, так и отрицательных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не совсем понятно из того, что записал «секретарь». Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».

«Комплименты»-20мин

инструкция:

Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Для того чтобы все участники получили сейчас свою долю признания, я предлагаю следующее... Пусть каждый по кругу даст группе положительную обратную связь о её поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты для того, чтобы подумать и вспомнить, что вам действительно понравилось в действиях каждого участника групы...

После того, как все выскажутся, предложите сделать следующее.

Пусть то, что вы услышали, продолжает звучать внутри вас... Посмотрите молча на людей, вместе с которыми вы работали...

Уясните для себя, что вы чувствуете в этот момент... (2 минуты.)

На прощание давайте скажем друг другу "до свидания".

Последняя рефлексия-60мин.

«Подсолнух»-15мин.

Инструкция:

Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...

Вспомните о том, как вы поодиночке пришли в эту группу и были не знакомы с большинством других участников... (1 минута.)

Теперь откроите глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все - это цветок подсолнуха, который медленно покачивается под дуновением ветра. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... (30 секунд.)

Продолжая двигаться в ритме подсолнуха, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... (2 минуты.)

Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и снимите руки с плеч соседей... Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но несете в себе при этом энергию зародыша...

Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Скажите себе самому: "Я наполнен жизненной силой и у меня есть энергия для роста и развития'... (1 минута.)

Теперь постепенно откройте глаза...

Работа нашей группы завершена.


© 2010-2022