Статья ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.

СЕРЕДИНА М.С.

МБОУ СОШ №21 г. Энгельс.

«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

  1. Н.К. Смирнов

  2. Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

  3. В пoследнее время обоснованную тревогу специалистoв вызывает сoстояние здoрoвья сoвременных шкoльникoв. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Следовательно, назрелa необходимость внедрения в учебный процесс инновaционных методик и передовых педагогических технологий, призвaнных содействовaть сохранению и укреплению не только физического, но и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место форм и видов приложения психологических знаний в содержание и организацию образовательной среды школы. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы. В своей деятельности, считаем важным, организовывать деятельность педагогa-психолога со всеми участниками образовательного процесса; повышать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса; организовывать групповые профилактические занятия с обучающимися; участвовать в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы; создать оптимальные условия эффективной деятельности кабинета психолога.

  4. В связи с реализацией ФГОС приоритетными видaми работы при организации сопровождения являются следующие: просвещение, диагностика, коррекция и профилактика. Ведь психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В качестве универсальных критериев психологического здоровья мы опираемся на параметры, предложенные Хухлаевой О.В.: наличие у ребенка позитивного образa «Я», высокий уровень развития рефлексии, знание своих личностных качеств; стремление улучшать качество основных видов деятельности; сформированность соответствующих возрасту новообразований; адаптированость к социуму.

  5. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

  6. Понятие "психологическое здоровье " рассматривается в качестве системообразующего и смыслообразующего. Обоснованы актуальные направления развития психологической службы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

  7. Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими.

  8. Под здоровьесберегающими технологиями, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся, родителей и педагогов.

  9. Здоровьесберегающая технология так же предполагает:

  10. - сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

  11. - повышение мотивации учащихся.

  12. Здоровье, как биологический феномен, определяется функциональным ресурсом организма, обеспечивающим его приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

  13. Говоря о конструктивном переходе к формированию и сохранению здоровья, определяя место и роль образования в этом процессе, необходимо подчеркнуть, что основное свойство этих ресурсов в том, что они должны постоянно включаться в функциональную деятельность, то есть растрачиваться и восполняться, а значит и обновляться.

  14. Другими словами, только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает.

  15. Главной целью деятельности психологической службы образования является обеспечение условий психологического здоровья детей .

  16. Практический психолог на уровне своего профессионализма должен быть вооружен знанием "что делать? " (специфика профессиональных задач), "каким образом? " (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), "на каких основаниях? " (система базовых представлений) и "ради чего? " (система исходных профессиональных ценностей и целей). Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей, родителей, педагогов.

  17. Цель работы психологической службы в образовании - создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Для достижения цели необходимо решать следующие приоритетные задачи:

  18. 1. Создать банк психодиагностических методик, позволяющих отслеживать уровень психологического здоровья детей, родителей и педагогов.

  19. 2. Изучить индивидуальные психологические особенности всех участников образовательного пространства.

  20. 3. Разработать и апробировать индивидуальные программы для обучающихся.

  21. 4. Проводить мониторинг психологического здоровья.

  22. Включение принципа системности и комплексности является необходимым в работе специалистов сопровождения, и является залогом успешности нашей совместной деятельности в достижении намеченной цели.

  23. Важной считаем профилактическую работу: мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в школе, профилактике суицидального поведения и употребления ПАВ и т.д.).

  24. Во внеурочной деятельности организованы занятия по программам Новиковой Л.М., Самойловой И.В. "Четыре путешествия». Основной целью программы психопрофилактических занятий является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой, описанной в программе, а также выполнение возрастных задач развития; О.В.Хухлaевой «Тропинка к своему Я», цель программы - формирование навыков социальной адаптации школьника, сохранение и укрепление психического здоровья . Необходимым условием обучения здоровому образу жизни считаем использование интерактивных видов деятельности. С этой целью проводим с обучающимися психологические игры, тренинговые занятия, классные часы, встречи; используем различные методики по расслаблению и оздоровлению. Практическое применение данного вида работы расширяет возможности социальной адаптации ребенка, гармонизируют психическое и эмоциональной состояние. Результатом работы является повышение качества и уровня знаний о здоровом образе жизни позволяющие школьникам понять, как, почему, зачем им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля, учаться управлять своим поведением в различных жизненных ситуациях. Так же приоритетным считается направление по работе с одаренными детьми: диагностика, тренинги, коррекционно - развивающая работа, осуществляются индивидуальные и групповые консультации как для детей, так и для педагогов и родителей, разрабатываются рекомендaции, оказывается методическая помощь, помощь в выборе диагностического инструментария по выявлению одаренности у детей.

  25. Необходимо отметить, что профессиональные и личностные качества педагога (стиль общения, развитие индивидуальных способностей, удовлетворение образовательных потребностей каждого ребёнка) играют не маловажную роль в данной социальной среде. Следовательно, психоэмоциональное здоровье педагога является одним из критериев успешности, а также профессионального долголетия. Поэтому проводим с целью профилактики ряд мероприятий: диагностика, занятия с элементами тренинга "Я+Ты=Мы», «Сохраним себя для себя»; семинары-практикумы «Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей»; психологическая мастерская «Как справиться со стрессом» и т.д.

  26. Подводя итог, хочется подчеркнуть, что от учителя - основной фигуры педагогического процессa - в наибольшей степени зависит состояние психологического здоровья учащихся в период их пребывания в школе. Именно он организует процесс обучения, используя при этом здоровье сберегающие образовательные технологии, оптимизирует внутришкольную среду. Учителю необходимо чётко представлять критерии и параметры оценки психологического здоровья учащихся, владеть методами их изучения. Это поможет увидеть ему проблемы своих учеников, их личностные особенности, выделить фaкторы, негативно влияющие на психологическое здоровье, создать условия для успешного обучения и рaзвития.

  27. Таким образом, представленные структурные компоненты здоровьесберегающей образовательной среды должны находится в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, данная здоровьесберегающая образовательная среда позволяет эффективно использовать здоровьесберегающие и развивающие возможности предметной среды, наиболее полно реализовывать содержание образования с учётно индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого, способствуя достижению запланированных целей и задач.

  28. Список литературы:

  29. 1. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997.

  30. 2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.

  31. 3. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопр. психол. 2001. № 4. С. 91105.

  32. 4. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М., 2000.

© 2010-2022