(классный час для учащихся 10-11 классов) Учитесь властвовать собой

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(классный час для учащихся 10-11 классов) Учитесь властвовать собойКГУ «Маяковская средняя школа

отдела образования

акимата Алтынсаринского района»



(классный час для учащихся 10-11 классов)

(Районный семинар)














Подготовила кл.руководитель 10 «Б» класса

Тулешова А.М.



Апрель

2014год

Классный час 10 «Б» класс

Тема: «Учитесь властвовать собой…»

Цель: способствовать формированию положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, взрослым и родителям.

Задачи:

  • создание игровых ситуаций, стимулирующих коммуникативную активность детей, побуждение их к сближению и общению между собой и со взрослыми.

  • укрепления у детей интереса к окружающим людям, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, способствовать установлению взаимопонимания между родителями и детьми

  • воспитания уважения и доверия, развития адекватной самооценки и самоконтроля, обучения искусству общения в различных ситуациях, воспитание гуманистических черт характера у подрастающего поколения.

Оборудование: листы бумаги А-4, маркеры, фломастеры, вырезанные из бумаги буква Я, видеоролик с притчей «То, что можно изменить…», фонограмма песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», грецкие орехи, листы бумаги, маркеры, подушечка для чернил, цветные чернила, 4 яблока (или желудя), фигурки «дом», «дерево», «человек», рисунок с изображением планеты Земля,30 фломастеров, клубок ниток, музыка для релаксации.

План проведения классного часа:

  1. Упражнение «Здравствуйте это Я!»

  2. Мозговой штурм «Чем отличаются люди друг от друга?»

  3. Упражнение «Отпечатки пальцев».

  4. «Сейчас же освободи мою парту!» сценка в разных вариациях

  5. Ситуации

  6. Притча о змее

  7. Видеоролик «О том , что мы можем изменить»

  8. Наше сходство

  9. Работа в группах с яблоками и ли желудями

  10. Творческая работа «Дом, дерево , человек»

  11. Обобщение, презентация работ

  12. Ниточка единства

Ход классного часа:Звучит спокойная мелодия, ведущий произносит слова:

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня,

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,

Рады мы всем, кто верит доброте,

Рады мы всем, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Упражнения «Здравствуйте, это Я!»

Любая встреча начинается со знакомства. Давайте и мы познакомимся.

Для этого -

А) напишите на буквах «Я» свое имя и то, что вы любите. Например, Наташа, люблю мороженое, или Сауле, люблю отдыхать на природе…

Б) напиши на каждой букве «Я» свое имя и качество, которое вы цените больше всего.

На столиках для каждого участника встречи приготовлены фломастеры нескольких цветов и буквы «Я», вырезанные из белой бумаги.

В круг приглашаются 10 человек. Они рассказывают о себе по формуле: «Здравствуйте, это Я - Елена, я люблю своего сына». Или - «Здравствуйте, это Я - Жанна, я люблю рисовать».

После рассказа каждый свою букву прикрепляет к доске на специальные обозначения.

Учитель: Обратите внимание, что мы отличаемся друг от друга. У нас разные имена, увлечения, пристрастия … Мы все разные.

Но если подальше отойти от доски и внимательно посмотреть на нашу аппликацию, то можно прочитать слово, которое объединяет все наши «Я»…

Да, это слово «МЫ». Что же это за слово такое «МЫ»?..

Мы

Это слово, точно смех,

Нас объединяет всех.

Хоть оно и односложно,

С ним всегда и все возможно.

Почему все мы - такие разные, не похожие, объединяемся?

Что нас объединяет?

На доске появляется незаконченное предложение:

МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, НО МЫ - …

Давайте поразмышляем над этими словами.

Мозговой штурм «Чем люди отличаются друг от друга?»

Учитель обращает внимание детей на коллаж (изображения людей с разной внешностью, эмоциями, национальностью, одеждой, занятиями, профессиями и т.д.) Ответы детей учитель записывает на доске.

Упражнение «Отпечатки пальцев».

Оборудование: листы бумаги, маркеры,

подушечка для чернил, цветные чернила.

Учитель отмечает, что у вех людей разные отпечатки пальцев. Они лучше любой подписи могут показать, кто вы есть. Именно поэтому их используют как средство идентификации, установления личности.

На листочках обведите свою ладошку маркером. Используя подушечку для чернил, оставьте отпечатки пальцев по рисунку своей руки. Сравните свои отпечатки и отпечатки одноклассников.

Чем отличаются ваши отпечатки от других?

Что вы узнали о себе, выполняя это упражнение?

Дать объяснения понятий: индивидуальность, уникальность.(дети)

Учитель: Но люди еще отличаются и своим поведением, качествами характера, эмоциями и порой не могут совладать с ними. Но мы сегодня попытаемся выяснить эти причины, постараемся научиться, совладать собой, управлять собой, своими эмоциями, постараемся передать свои самые теплые, нежные, добрые чувства. Очень важно уметь контролировать своими поступками, эмоциями, так как именно эмоции могут выдать нас в той или иной ситуации, разрушить понимание и общение между близкими людьми. Я думаю, что все вы умеете властвовать собой и прекрасно справитесь со следующими заданиями, которые я вам предлагаю.

Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.
Учитель. Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».
Выбираются два участника из учащихся и родителей.
Учитель. Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
Можно ли было не доводить дело до конфликта?
Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах.
Нужно начинать выяснение отношений:
- с угрозы;
- с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
- с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
- с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
- не обращать внимания (он не достоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Учитель: Какова цель решения любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих.) Если такое решение не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ. Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ. Если оба идут на уступки, то это КОМПРОМИСС. Самый лучший выход - СОТРУДНИЧЕСТВО.
Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

Отработка навыков предотвращения конфликтов

Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Предлагаются следующие ситуации:
Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.
Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
Ответы говорят вслух.

Учитель. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?
В процессе обсуждения желательно вспомнить о значении эмоций в жизни человека.
Учитель. А теперь давайте послушаем «Притчу о змее».

ПРИТЧА О ЗМЕЕ

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Учитель. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
Учащиеся и родители слушают выводы:
КОНСТРУКТИВНАЯ агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.
ДЕСТРУКТИВНАЯ агрессия - это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.
Учитель. Подумайте, в какой форме чаще проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Учитель. Чаще всего мы раздражаемся и
нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Я сейчас вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе других по смыслу.
Нет такого человека, чтобы век без греха
Всякая неправда - грех
От судьбы не уйдешь
Риск - благородное дело
Денег наживешь - без нужды проживешь
Когда деньги говорят - правда молчит
И с умом воровать - беды не избежать
Раз украл - навек вором стал
Кто сильнее - тот и прав
С кем поведешься - от того и наберешься
Умная ложь лучше глупой правды
Убежал - прав, а попался - виноват
Ведущий просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.

Учитель: я предлагаю, чтобы вы посмотрели притчу и сделав выводы могли изменить себя и мир вокруг.

Учитель: на ряду с такими отрицательными различиями есть и сходства, давайте попробуем найти их.

Упражнение «Наше сходство».

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Учитель предлагает детям и родителям разделиться на пары (выбирая себе партнера по цветовой карточке). Сядьте рядом друг с другом. Возьмите чистый лист бумаги и ручку, напишите заголовок: «Наше сходство». Внимательно посмотрите на человека, сидящего рядом с вами, своего партнера. Он не похож на вас: другой характер, рост, вес, цвет волос и глаз… Наверное, вы увидите очень много отличий. И это естественно, ведь он другой. Но подумайте о том, что вас объединяет, в чем ваше сходство? Оно есть.

Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера.

В течении 4-5 минут напишите все признаки, которые вас объединяют. Работать нужно молча, думая о своем партнере и о себе одновременно. Постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Поразмышляйте больше о качествах, которые вас объединяют. Например, «мы оба добрые», или «мы оба приятны в общении», а, может быть, «мы оба большие драчуны».

После того, как вы закончите перечислять сходство, передайте списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что ваш партнер ошибся.

После такого взаимного анализа мы обсудим результаты работы.

Обсуждение.

Во время общегруппового обсуждения высказываются все участники, рассказывают не только о результатах работы, но и о своих ощущениях.

Во время выполнения упражнения учитель следит за тем, чтобы дети не переговаривались. Упражнения сопровождается легкой музыкой.

Работа в группах.

Оборудование: 4 яблока (или желудя).

Как можно описать предмет по телефону? Какие слова мы используем, чтобы описать, как выглядит кирпич? ( Угловатый, глиняный, тяжелый, может быть белым или оранжевым). Как мы опишем, например, желудь? (Овальный, коричневый, со шляпкой или без нее, и т.д.) Как можно описать яблоко?..

Учитель делит детей на 4 группы. Каждой группе дает по одному желудю (яблоку или другому предмету) и просит очень внимательно его рассмотреть, узнать поближе, познакомиться с ним.

Учитель предупреждает, что желуди (яблоко) нельзя помечать, царапать и тем более разрушать.

Учитель собирает желуди (яблоки) и складывает их в коробку. Просит представителей групп подойти к коробке и выбрать свой желудь (свое яблоко). Каждый представитель объясняет, как они узнали СВОИ желуди (яблоки).

Вопросы для обсуждения?

Кто нашел свой желудь (яблоко) быстро? Кому было трудно? Почему?

Волновались ли вы, что ваш желудь (яблоко) достанется кому-нибудь другому? Почему?

Думаете ли вы по-прежнему, что все желуди (яблоки) одинаковы?

Как описать человека? Можно ли найти некоторое количество людей с одинаковой внешностью? Что разного может быть в людях помимо внешности?

Что в ваших глазах делает того или иного человека непохожим на других?

Творческая работа

Оборудование: фигурки «дом», «дерево», «человек»,

рисунок с изображением планеты Земля,

30 фломастеров.

Проводится со слушателями.

- Участвуя сегодня на классном часе, мы с вами размышляли над тем, чем мы отличаемся друг от друга? хорошо ли это? думали над тем, что нас объединяет?..

Да, безусловно, мы разные. У каждого из нас есть какие-то индивидуальные способности, таланты, которые нас выделяют, делают уникальным, особенным, неповторимым. Но в то же время мы с вами имеем много общего, похожего…Мы с вами все хотим быть людьми, которых уважают, почитают, любят. А для этого нужно жить по законам доброты, соблюдать общечеловеческие ценности?

Помните народную истину о том, что должен сделать человек в своей жизни?!..

«Посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка». К сожалению, не каждому удается выполнить все три долга в своей жизни. Кто-то осознанно выбирает только один из них и доводит его до совершенства.

Что вы планируете осуществить в своей жизни? Расскажите, пожалуйста.

Каждый слушатель получает набор из трех фигур: дерева, дома, человека. Нужно выбрать самую главную жизненную цель для себя (одну фигуру). На ней написать содержание этой ценности.

Презентация работ. Высказываются о своих работах все участники.

Все выбранные фигуры приклеиваются на улыбающуюся планету.

Обобщение

Каждый человек - это огромный и неповторимый мир. Каждый человек уникален по-своему: не бывает людей неинтересных или недостойных вашего внимания. Надо только уметь разглядеть в них «изюминку», по отдельным деталям определить характер, суть человека, его особенности.

Мы разные, но у нас есть много того, что нас объединяет. Нужно уметь услышать его не раздражаясь, даже если порой нам бывает трудно, на учебе, на работе, дома ит.д.

Упражнение «Ниточки единства»

- Посмотрите, как прекрасна наша планета от наших разных целей, стремлений, желаний, надежд и поступков. Посмотрите как она и сильна, потому что многие из нас планируют общие цели, совершают одинаковые поступки, идут по одной дороге. Мы с вами разные, но мы - едины.

Что же объединяет нас, собравшихся здесь людей. Давайте об этом расскажем. А поможет нам в этом «волшебный клубочек». Мы будем его передавать по кругу и называть причины нашего единства.

Клубок переходит из рук в руки, объединяя всех своей нитью. Потом нить разрезается.

- Возьмите эти ниточки единства с собой. Отнесите их в свои семьи, к своим друзьям, к коллегам, в те места, где вы живете. Расскажите о нашем единстве.

Пожелания - отзывы.

Слушатели заполняю лист - образец.

Звучит мелодия или песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».




© 2010-2022