Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ЗПР. (1-4 классы)

     Проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция является весьма актуальной.      Методика психогимнастики нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д.      Приемы психогимнастики с успехом могут использоваться для воздействия на детей с явными психическими и неврологическими дефектами.      В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети о...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические технологии

работы с детьми с ЗПР.

Психогимнастика.

Введение.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой, успешной личности. В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция является весьма актуальной.

  1. Содержание психогимнастики.

Она нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нарушения»).

Приемы психогимнастики с успехом могут использоваться для воздействия на детей с явными психическими и неврологическими дефектами.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Одна из методик под таким названием была создана Ганой Юновой

в 1929 г.

В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:

I фаза - снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);

II фаза - пантомима (поведение в ситуации, когда в окно . влезает вор; боязнь запачкаться и т. п.);

III фаза - заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).

Психогимнастика, предложенная М. И. Чистяковой, отличается от вышеуказанной, во-первых, тем, что она ориентирована на детей младшего возраста. Во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия).

Психогимнастика в понимании М. И. Чистяковой - это особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие и

т. д.

Особенно близка психогимнастика к программе рационально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983).

Основная цель этой программы - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков. Занятия по этой методике особенно актуальны с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста. Так как это дети, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д.

Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

  1. Мимика.

Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике - выразительным движениям мышц лица, по пантомимике - выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике - выразительным свойствам речи. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия. Выражение лица играет важную роль в общении.

Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрослые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Как далеко заходит это различие, зависит от степени их отсталости. Довольно часто бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в развитии.

Проведем небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, которые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это задание, дополнительно расставляют руки и ноги. Это синкинезии - сопутствующие движения. Причина - недостаточная дифференцированность движений. По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931), произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, нахмуривать брови - к 7 годам (непроизвольно нахмуривать брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но чаще все же у детей с задержкой в развитии.

Поэтому уже в младенческом возрасте резко амимичное (бедность мимики; ослабление выразительных движений) лицо у ребенка должно настораживать родителей.

  1. Пантомимика.

П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные - ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,- говорят про счастливого человека.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена набок; втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной; перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной.

Могут ли 5 - 6-летние дети произвольно принимать условленную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсутствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, а меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями.

При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.

Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями.

  1. Содержание занятий.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод - от простого к сложному.

В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий.
В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Продолжительность занятия зависит:

  • от возраста,

  • качества внимания,

  • поведения детей.

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий.
Длительность его при двух занятиях в неделю около трех месяцев.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.)
Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка.
Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

  1. Мимические и пантомимические этюды, упражнения, игры.

1. Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)
Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе).
Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания).
Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.
Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами.
Нос загорает - подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания).
Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).
Брови - качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз.
Пчёлка улетела совсем спать хочется, расслабление мышц лица.
Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

2. Внимание детей, отстающих в развитии, привлекается к какому-то одному компоненту выразительности: «Он так удивился, что у него даже брови полезли на лоб». В этюдах типа «Удивление» и «Сердитый дедушка» следует тренировать мышцы, отвечающие только за брови - лоб, в этюдах «Гневная гиена» и «Соленый чай» - только мышцы носа (наморщивание) и губ.

3. Два ребенка сидят или стоят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий ребенок должен определить, кто из них боится, кто грустит; на чьем лице мина отвращения, а на чьем написано удовольствие.

4. Обрисуйте ребенку ситуацию и спросите, какой будет действовать в заданных условиях. Например: «Всем детям дали конфету, а тебе - нет. Покажи, как ты будешь вести себя в этом случае? Какие чувства испытывать?»

5. Пробуйте по-разному произносить одно слово в зависимости от ситуации. Например, как человек скажет «Здравствуйте!», если боится, что его отругают за опоздание? Если он весел? Если его кто-то разозлил?

6. С учениками средней школы переходите к фразам, скажем: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Конечно, ребенок уже должен знать содержание и мораль крыловской басни! Пусть произнесет фразу назидательно, с утешением, укором или насмешкой, то есть с разным отношением к своему собеседнику.

7.Младшие школьники любят «мимические загадки». Изобразите плачущего человека, смеющегося, задумчивого: пусть малыш догадается, что с вами произошло, как вы себя чувствуете? Поменяйтесь ролями: пусть чадо покажет радостного человечка, печального, отобразит на лице свое внутреннее состояние.

Слушай хлопки! (для, детей 5 - 6 лет)

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.


Игры на преодоление двигательного автоматизма

Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.

Флажок (для детей 4 - 5 лет)

Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» (обработка Т. Ломовой). Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Запретный номер (для детей 6-7 лет)

Игры, способствующие успокоению и организации

Игры полезны всем детям. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация.

Слушай команду! (для детей 5-6 лет)

Дети идут под музыку (Р. Газизов. «Марш») в колонне друг за другом; Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.


Расставить посты (для детей 6-7 лет)

Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт! «Марш») друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

Этюды на выразительность жеста

Заколдованный ребенок (для детей 5-6 лет)

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает различные предметы и направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Сколько звуков (для детей 5 - 6 лет)

Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько прозвучало ударов.

Этюды на расслабление мышц


Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Каждый спит (для детей 5 - 6 лет)

В зал входит ведущий и видит...

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

(В. А. Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.








Заключение.

Она нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нарушения»).

Приемы психогимнастики с успехом могут использоваться для воздействия на детей с явными психическими и неврологическими дефектами.





Используемая литература.


  1. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.-2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995


  1. Спиваковская А. С' Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.


  1. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. - М., 1981.

  2. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1985.

  3. Юн Г. Дети с отклонениями: Пер. с нем. - Кишинев, 1987.



.

15


© 2010-2022