Авторская статья ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ СПОРТЕ

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ СПОРТЕ


Автор: Серик Ирина Валерьевна

Место работы: МАДОУ №1 детский сад комбинированного вида «Сказка», г. Приморско-Ахтарск, Краснодарского края

Должность: педагог-психолог

В России 2014 год отмечен знаменательным событием. Зимняя олимпиада дала нашей стране большой заряд «спортивной» энергии. Тот факт, что призовые места были заняты нашими спортсменами, стало большим стимулом для достижения тех же высоких результатов нашим детям. У взрослого поколения, от которого зависит будущее наших детей, появилось убеждение в том, что в нашей стране спорт-индустрия развита на высоком уровне. И в сегодняшней реальности, все больше родителей стремятся отдать своих детей в различные спортивные секции. Как это сделать так, чтобы не навязывать своё мнение, но при этом ребенок сам полюбил активный образ жизни и захотел посещать какую-нибудь секцию? Чаще всего родители обдуманно подходят к выбору вида спорта и уровня нагрузок для своего ребенка, советуются с врачами и тренером. Но у некоторых есть ошибочное представление о том, что любому ребенку полезен любой спорт. И вот здесь возникает необходимость понимания индивидуальности ребенка и потребность в совете компетентного психолога.

Прежде чем разобраться в поставленной проблеме: какой детский спорт выбрать, для начала оговорим, что слово «спорт» в данной статье я использую, имея ввиду занятие оздоровительным, любительским спортом, который со временем может перерасти и в профессиональный.

Спорт - это неотъемлемая часть жизни здорового человека, который заботится о своём будущем. И чтобы беречь здоровье смолоду, любовь к спорту нужно прививать с самого детства, начиная ещё с дошкольного возраста. Медики говорят, что именно в дошкольном возрасте закладывается здоровье ребенка. Если ребенок детсадовского возраста будет закаляться, получать правильное питание и активно двигаться, то к школе он подойдет здоровым, выносливым, с крепким иммунитетом. Поэтому двигательная активность дошкольника и младшего школьника - это необходимость, и позаботиться об этом должны не только детсад и школа, но и родители.

Некоторые родители считают, что ребенку спорт не нужен. Подрастет - и будет заниматься. Действительно, ребенку необязательно заниматься спортом, но двигаться он должен много. К сожалению, современные дети слишком нагружены интеллектуальными занятиями, и на движение остается совсем мало времени. Различные спортивные секции - это прекрасная возможность обеспечить ребенку достаточную двигательную активность. Спорт - это свобода и самовыражение, самореализация и ощущение своего тела, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и умение дружить, а также многое другое.

Психологам, в последнее время, все более интересно соотношение вида спорта и особенностей личности, точнее, проблем душевных и потребностей человека. Так у взрослых, например, занятие фитнесом, помогает снимать мышечные блоки и зажимы, которые, зачастую, скрывают под собой заблокированные чувства, которые никак не могут найти выхода в жизни. Говоря же про ребенка, то детский спорт активно помогает справляться с эмоциональными проблемами, он дает именно ту нужную разрядку, которая так необходима ребенку после сидения за компьютером или телевизором.

Если задумываться о предрасположенности к какому-либо виду спорта, то, на мой взгляд, стоит посмотреть на это с точки зрения наличия определенного рода психологических проблем и особенностей личности ребенка и в каком виде спорта эти психологические трудности смогли бы больше корректироваться, а не развиться дальше. Например, если нужно развить двигательные способности ребенка, решить задачу с ориентацией в пространстве и времени, согласованности и координированности индивидуальных и коллективных действий, точности и ритмичности движений, волевых черт характера, дисциплинированности, то можно порекомендовать занятия фехтованием, ушу. В ушу нет места агрессии и ярости. Оно хорошо тем, что дает гармонию вместе с ощущением своей силы, владением своим телом. Я думаю, что почти любой детский спорт, будь то просто танцевальная аэробика, где зачастую используются игровые задания связанные с необходимостью своевременно и быстро реагировать на разные сигналы, способствует развитию быстроты двигательной реакции, а также подталкивает детей к выполнению подражательных движений, что непосредственно влияет на развитие воображения и мышления. Таким образом, дети получают опыт творческой деятельности на основе движений своего тела.

Рассмотрим ряд факторов, которые играют непосредственную роль при выборе вида спорта. А поскольку этих факторов много, то становится понятно, что четко обозначить какой детский спорт, кому желателен, конечно же, нельзя.

Первое и самое главное, это интерес самого ребенка. Игры - вот та сфера, где дети дошкольного возраста развиваются и формируют основные навыки. Любимая игра, персонаж или герой наглядно демонстрируют основные интересы будущего чемпиона. Если ребенок с увлечением следит за хоккеем, пытается играть с клюшкой, регулярно организует свои «матчи», представляет себя в составе сборной - значит, он действительно увлечен этим. Походы в секцию должны приносить обязательно радость и удовольствие, конечно же, без трудностей не обойтись в процессе становления маленького спортсмена, но именно они и закаляют характер. Для того чтобы чего-то достичь, надо потрудиться.

Второе по важности - ограничения по состоянию здоровья. Если проблемы есть, то обозначатся сразу определенные виды спорта, которые жестко противопоказаны по тем или иным причинам.

Далее, выбор индивидуального или группового вида спорта я бы порекомендовала в зависимости от следующего ряда причин. Если ребенок испытывает трудности в построении отношений в коллективе сверстников, испытывает трудности в построении совместной деятельности, то имеет смысл подумать о командных видах спорта (хоккей, футбол, волейбол, баскетбол) или о тех видах, где ребенку придется взаимодействовать с другими ребятами (фехтование, ушу, теннис). Таким образом, он будет учиться простраивать отношения с «партнером», слышать и чувствовать его. Командные игры рекомендуются как очень общительным детям (в команде они будут чувствовать себя как рыба в воде), так и застенчивым, не умеющим общаться детишкам (игра в команде привьет ребенку коммуникативные навыки, научит дружить, отвечать не только за себя, но и за команду). Командные игры, безусловно, очень полезны для психологического развития детей, но выбирать конкретный командный спорт для ребенка нужно в зависимости от его личных пожеланий, а также от способностей и физических данных. Но здесь есть одно «но». Если трудности в построении отношения в коллективе заключаются в излишней агрессивности ребенка, то в этом случае наоборот нужен «успокаивающий» вид спорта, например плавание, или выброс агрессии. Тогда можно комбинировать работу с агрессией в рамках психологической коррекции и такой детский спорт как плавание. Бассейн также можно рекомендовать гиперактивным, астеничным и быстроустающим детям, детям с повышенной эмоциональностью. Плавание не только развивает все группы мышц и учит выносливости. Пребывание в воде действует успокаивающе на психику. К сожалению, не во всех городах есть бассейны, а ведь это единственный вид спорта, который не противопоказан при различных болезнях.

Рассмотрим индивидуальные виды спорта, такие как боевые искусства. Эти виды спорта учат детей постоять за себя, а это иногда очень дорогого стоит. Гиперактивные и агрессивные дети, занимаясь боевыми искусствами, становятся спокойнее и сдержаннее. Боевые искусства закаляют характер и делают детей психологически сильными. Им легче справляться со стрессами.

Выбирая детскую спортивную секцию, необходимо обращать внимание и на характер ребенка. Тихому и замкнутому ребенку может не захотеться групповой активности, а жаждущему внимания, возможно, захочется зрелищности действия (фигурное катание, художественная гимнастика). Через активность мы зачастую решаем свои проблемы и трудности накопившегося дня, а у детей, поверьте, их тоже достаточно.

Поведение ребенка определяет не только его стиль общения, но и жизненные предпочтения. Поэтому в детском спорте так важно учитывать психологию ребенка и его поведенческую направленность - темперамент.

Тип темперамента - важная характеристика психологических особенностей личности. В детстве темперамент только складывается, и у ребенка не всегда ясно можно заметить черты, которые ярко выражены у взрослого. Определить тип темперамента можно по особенностям поведения ребенка, мимики, по скорости реакции и общему уровню активности. Темпераменты в чистом виде практически не встречаются. Можно говорить лишь о преобладании основного типа темперамента.

С точки зрения науки, темперамент - это врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на те или иные события. Особенности работы центральной нервной системы даны человеку от природы. Еще И.П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые дают четыре традиционных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик [3, с.375]. Но в практике воспитания, обучения и выборе вида спорта опора на традиционное представление о четырех типах темперамента весьма полезна. В некоторых случаях раннего приобщения ребенка к спорту возможна и «корректировка» темперамента.

Так, дети-сангвиники могут освоить любой вид спорта. Но выбор ребенка обычно остается за такими спортивными занятиями, в которых он может ярко проявить свою индивидуальность, личностные качества. Хороши для сангвиника бег, каратэ и другие виды борьбы, шахматы, командные игры: футбол, хоккей и пр.

Ребенок-холерик часто бывает азартным болельщиком, любит соревнования, ему нравятся подвижные и командные виды спорта. Участвуя в соревнованиях, он будет одним из самых активных, захочет стать капитаном команды или лидером, но, в то же время, часто может не считаться с другими игроками (возможны проявления злости и зависти). Ему важно быть «лучшим из лучших»! У холериков есть склонность и к достаточно агрессивным видам спорта, дающим естественный выплеск накопившейся энергии: боксу, борьбе и пр. Такие спортивные занятия особенно полезны для них, так как дают психологическую разрядку негативным эмоциям, причем в социально приемлемых формах. Так же хорошо снимают эмоциональное напряжение занятия плаванием.

Ребенку-флегматику близки интеллектуальные виды спорта, где надо тщательно продумать каждый ход, рассчитать точность удара, построить многоходовой алгоритм. Флегматик способен проявлять упрямство и надорваться, не сумев вовремя остановиться. Это может привести к тому, что он оставит спорт. Флегматику можно рекомендовать бег на длинные дистанции, биатлон, лыжи, конькобежный спорт, поднятие штанги, шахматы, шашки, бильярд.

Меланхолики с интересом наблюдают за ходом крупных соревнований, но сами активным спортом занимаются редко. Из них получаются отличные яхтсмены - им хорошо наедине с морем. У меланхоликов есть трезвый расчет и точность - они способны заниматься такими видами спорта, как спортивная стрельба, прыжки в высоту, метание диска или копья. Возможны успехи в спортивных танцах и фигурном катании. Танец для них - возможность научиться свободно выражать чувства. Они хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Меланхолики могут начать занятия, но быстро потерять к ним интерес - в основном из-за низкой активности и повышенной утомляемости. Абсолютно противопоказаны для детей этого типа темперамента виды спорта, где важна высокая скорость реакции: теннис, футбол, фехтование и пр.

Но зачастую именно такие вещи, как невключение в команду и падение самооценки, оказывают решающее влияние на дальнейшую судьбу в спорте [1, с.17]. В последнее время у меня как детского психолога стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с необоснованно ранним выбором спорта и чрезмерной настойчивостью родителей. Спортивные специалисты признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения. Незаменимость и необходимость двигательной активности для жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия - к изменениям, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмерная подвижность (спортивная гиперкинезия) может приводить к возникновению специфического комплекса функциональных нарушений и клинических изменений, в первую очередь, со стороны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что требует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи [4, с.134].

Существует некая константа, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализации и возрастными диапазонами максимальных достижений в разных видах физических упражнений. Другими словами, для каждого вида спорта показан свой оптимальный возраст с которого можно заниматься.

Причиной нарушения этого биологического закона зачастую являются амбиции родителей. Это либо упущенные когда-то самими родителями возможности, реализацию которых они хотят возложить на своих детей, либо желание родителей быть лучшими во всем. В том числе - быть родителями «самых-самых» детей. Такие родители заранее ориентированы на высокие показатели и призовые места. И именно они, в погоне за медалями, рано отводят детей в спортивные секции. Говоря о патологических паттернах в поведении некоторых родителей, необходимо упомянуть так называемое «достижение через посредника» - синдром, охватывающий широкий спектр поведения родителей, начиная нормальной гордостью и заканчивая эксплуатацией и жестокостью. Являясь объектом, с помощью которого родители реализуют свои амбиции, выражаемые во фразе «я в детстве очень хотел(а) стать…», дети несут на себе бремя ответственности перед своим окружением и постоянно подвергаются стрессу, вызванному искусственной ситуацией развития, характеризуемой жесткими ограничениями в тех видах деятельности, которые являются основными для ребенка, а именно игровой, коммуникативной и образовательной [5]. Кроме того, сложные тренировки в раннем возрасте могут оказаться чреватыми. Измученные тренировками, многие дети рано или поздно категорически отказываются от спорта. Зато те, кого не заставляли, а мягко мотивировали на занятия ради здоровья, увлекаются и продолжают заниматься и поддерживать форму всю жизнь.

Родителям нужно выбирать вид спорта совместно с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, надо познакомить его с ними. Показать картинки и видео, рассказать правила, объяснить, чем каждый из видов спорта полезен и интересен. Ребенок обязательно выскажет свои пожелания, и уже вместе легче определиться - куда идти. Если есть возможность, можно выбрать два разных занятия: то, которому отдал предпочтение ребенок, и то, которое считают целесообразным родители. Попробовав и там, и там, ребенок окончательно определится - либо останется в одном месте, либо будет заниматься обоими видами спорта.

Нельзя настраивать ребенка сразу на высокие достижения. Главное - здоровье и гармоничное развитие. Если все пойдет хорошо и ребенку будет интересен спорт - он сам захочет чего-то достичь. Ключевое слово - «сам». Если же его изначально мотивировать на большие достижения, это может вызвать чувство неуверенности в себе, страх не справиться и подвести родителей, не оправдав их ожиданий.

Литература

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

2. Дука А.Я. Направленность личности и психологические особенности спортсменов -юниоров // Тез. докл. XI конф.психологов спорта. Минск, 1990.

3. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

4. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. - М.: Советский спорт, 2005. - 133с.

5. Смирнов К.М. Патотсихология детского спорта. // Материалы центра спортивной психологии. М., 2010.

7

© 2010-2022