- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа по кружку «Здоровое поколение»
Рабочая программа по кружку «Здоровое поколение»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пустовая Л.Н. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №5»
Кулундинского района, Алтайского края
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
МО классных руководителей Директор школы
Руководитель МО О.К.Могельницкая
Протокол №___от __ ______2014 г. Приказ №__от __ _______2014 г.
Рабочая программа
по кружку «Здоровое поколение»
Класс 7-11
Всего часов на учебный год 34
Количество часов в неделю 1
Составлена в соответствии с программой «15», профилактики социально-значимых
заболеваний в сообществе, Новосибирск, 2010
Педагог-психолог:
Фамилия Пустовая
Имя Людмила
Отчество Николаевна
Категория первая
Стаж работы 15 лет
Пояснительная записка
В настоящее время в России все большую остроту приобретают проблемы репродуктивного здоровья молодежи, ситуацию осложняет эпидемия ВИЧ, ИППП, злоупотребление ПАВ, отсутствие в обществе установок на здоровый образ жизни, экономическая нестабильность, изменение социально-психологических и нравственных ориентиров. Эти причины, а также имеющий место в подростковом возрасте разрыв между физиологическим и психологическим созреванием не способствуют формированию ответственности за собственное будущее и отношение к своему здоровью как к ценности.
Изменение отношения к своему здоровью и формирование ответственного поведения у подростков возможно только при активном участии родителей и педагогов и единой позиции значимых взрослых, то есть окружающего сообщества.
Программа способствует улучшению микроклимата в сообществе, созданию комфортной обстановки, повышению качества жизни людей. Кроме того, в РФ практически отсутствуют профилактические программы, направленные на работу со взрослыми людьми, и Программа - вариант решения этой проблемы.
Качественные и эффективные программы профилактики социально-значимых заболеваний, должны включать компоненты, затрагивающие различные сферы жизни человека: межличностные, поло-ролевые, внутрисемейные, трудовые, социальные взаимоотношения; общественные стереотипы; индивидуальные поведенческие особенности.
Ее цель: снизить риск попадания людей в опасные для жизни и здоровья ситуации, обучение навыкам «как НЕ заболеть» социально-значимыми заболеваниями - ВИЧ-инфекцией, алкоголизмом, наркоманией.
Программа базируется на научных подходах и принципах, доказавших свою эффективность в формировании позитивных жизненных навыков, и на гендерно-возрастном принципе набора групп. Разделение участников по половым и возрастным характеристикам делает доступным профилактическую работу даже в тех сообществах, где религиозные или иные культурные традиции не допускают совместного обсуждения некоторых тем, связанных со здоровьем.
Задачи
1. мотивирование участников на ответственное отношение к себе и своим близким, к здоровью и благополучию;
2. повышение уровня информированности участников о факторах, влияющих на здоровье и социальное благополучие индивидуума, семьи, сообщества;
3. формирование у участников жизненных навыков, поддерживающих благополучие;
4. инициирование социальной активности членов сообщества.
Календарно-тематическое планирование
№пп
Тема
Кол-во часов
Форма занятия
Дата проведения
1
Первая общая встреча.
1
Тренинг
08.09.
2
Эффективное общение.
1
Тренинг
15.09.
3
Приемы конструктивного взаимодействия
1
Тренинг
22.09
4
Участие в акции «Кросс-нации»
1
Спортивная игра
29.09.
5
Стереотипы и предрассудки.
1
Тренинг
06.10.
6
Традиции здоровья
1
Тренинг
13.10.
7
Здоровье человека в разные исторические эпохи
1
Беседа с элементами тренинга
20.10
8
Любовь и ответственность
1
Тренинг
27.10.
9
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»
1
Конкурс
10.11
10
Здоровье пап и мам, настоящих и будущих.
1
Тренинг
17.11.
11
Репродуктивное здоровье подростков
1
Беседа
24.11.
12
Всемирный день борьбы со СПИДом
1
Беседа
01.12.
13
Викторина «В объятиях табачного дыма»
1
Игра
08.12.
14
Наркотики - как избежать.
1
Тренинг
15.12.
15
Спайс опасен ли?
1
Обсуждение видеороликов
22.12.
16
Алкоголь - какова реальность?
1
Тренинг
12.01.
17
Пивной алкоголизм. Влияние на организм подростка.
1
Беседа с элементами тренинга
19.01.
18
Алкоголизм, причины, последствия.
1
Беседа с элементами тренинга
26.01.
19
ВИЧ - защити себя
1
Тренинг
02.02.
20
СПИД- чума 20 века.
1
Беседа с элементами тренинга
09.02.
21
Предотвратить насилие
1
Тренинг
16.02..
22
Изменить себя, не изменяя себе
1
Тренинг
23.02.
23
Гиподинамия и образ жизни.
1
Тренинг
02.03.
24
1 марта - День борьбы с наркоманией и наркобизнесом
1
Беседа
02.03.
25
Что такое благополучие?
1
Тренинг
09.03.
26
Гигиена - норма жизни цивилизованного общества.
1
Тренинг
16.03.
27
Твое здоровье в твоих руках
1
Тренинг
30.03.
28
Гигиена - основа профилактики инфекционных заболеваний.
1
Беседа
06.04.
29
Всемирный день здоровья. (спортивная программа)
1
Спортивная игра
13.04.
30
Планирование будущего.
1
Тренинг
20.04.
31
Цели далекие и близкие
1
Тренинг
27.04.
32
Приведи в порядок свою планету
1
Тренинг
04.05.
33
Гигиена одежды и жилища.
1
Беседа
11.05.
34
Дом, в котором мы живем
1
Тренинг
18.05.
35
Заключительная встреча.
1
Тренинг
25.05.
Содержание программы;
Программа - это эффективная современная технология групповой работы с подростками и их родителями, целью которой является создание условий для повышения качества жизни и предотвращения распространения социально-значимых заболеваний (ВИЧ-инфекции, ИППП, алкоголизма и наркомании) в сообществе.
Взрослые участники Программы являются близким окружением (родители, учителя) для подростков, участвующих в Программе. По содержанию каждая встреча посвящена обсуждению определенной темы, которые все вместе составляют логически взаимосвязанную последовательность.
Когда мы говорим о качественной и эффективной профилактике социально-опасных заболеваний, связанных с поведением, мы затрагиваем широкий спектр тем, касающихся различных сфер жизни человека - межличностные, поло-ролевые, внутрисемейные, трудовые, социальные взаимоотношения; общественные стереотипы; индивидуальные поведенческие особенности.
От тренингов личностного роста программа отличается профилактической направленностью. Ее цель - снизить риск попадания в опасные для жизни и здоровья ситуации и не заболеть так называемыми «социально-значимыми» заболеваниями - ВИЧ-инфекцией, ИППП, алкоголизмом, наркоманией. А от большинства профилактических программ ее отличает широкий охват личностно-значимых психологических тем и значительное позитивное влияние на детско-родительские отношения.
Программа основана на модели изменения поведения и, благодаря последовательному движению от темы к теме, нацелена на глубокую личностную работу и приобретение жизненно-важных умений и навыков:
-
формирование уверенности в себе;
-
навыки межличностного взаимодействия;
-
навыки поведения в трудной жизненной ситуации, в том числе, поведение в конфликте;
-
навыки работы в команде, в том числе, навык принятия групповых решений.
-
методики и технологии обучения и воспитания;
Методология программы базируется на когнетивно-поведенческом подходе, модели изменения поведения, принципах организации превентивного обучения в области ВИЧ\СПМДа в образовательной среде и гендерно-возрастном принципе подбора и работы групп.
-
Когнетивно-поведенческий подход направлен на изменение мышления и поведения, для формирования возможности самостоятельного решения той или иной проблемы.
Человеку можно помочь научится:
-
Более реально оценивать себя, окружающих, жизненные ситуации и их возможные последствия;
-
Осознавать и оценивать свои мысли и отношение к себе. К другим и к ситуации;
-
Избавиться от «ошибок логики», то есть нарушения причинно-следственных связей;
-
Справляться со стрессом;
-
Выбирать более эффективные формы поведения.
Программа основана на этом подходе. Каждая тематическая встреча включает достоверное информирование, позволяет участникам осознать ложные убеждения, в ходе упражнений и дискуссий научится конструктивно реагировать на ситуации и прогнозировать последствия собственных действий, развивать новые социальные умения, необходимые для изменения поведения на более конструктивное и адаптивное.
-
Модель изменения поведения - это одна из теорий, объясняющих, от чего зависит поведение, которое человек выбирает в тех или иных ситуациях, как и почему человек может изменить поведение.
Каждая встреча программы включает в себя следующие компоненты:
-
Мотивационный (понимание того, зачем мы ведем себя именно так).
-
Информационный (информация о том, к каким последствиям приводят те или иные поступки).
-
Приобретение навыков (как мы можем изменить то, что мы хотим изменить; что именно, когда и как нужно делать, чтобы добиться своих целей.
-
Принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ.СПИДа в образовательной среде.
При построении программы учитывались принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ.СПИДа в образовательной среде (разработана Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерством образования и науки РФ при поддержке ЮНЕСКО, Москва, 2006).
-
Гендерно-возрастной принцип набора групп
В основе деления на группы в данной Программе лежат 2 критерия равности: пол и возраст - подростки (юноши, девушки) и их близкое окружение - родственники, педагоги, воспитатели (мужчины и женщины).
Встречи по Программе проходят в разных формах. Большинство встреч проходят в форме тренинга. Часть общих встреч для всех участников проходят в форме ток-шоу, часть - как общие собрания.
Ожидаемые результаты.
На наш взгляд, участие в программе может стать интересным и полезным социальным опытом для всех участников процесса: специалистов, родителей, подростков и тренеров.
А, если говорить более предметно, то программа дает возможность:
улучшить навыки межличностного взаимодействия;
лучше разбираться в таких сложных темах, как репродуктивное здоровье, профилактика наркомании, ВИЧ, ИППП и т.д., и научиться обсуждать эти темы ;
лучше узнать себя, проанализировать свое отношение ко многим аспектам жизни;
стать более уверенным;
научиться разрешать конфликтные ситуации и находить выход из трудных жизненных ситуаций;
построить доверительные отношения с родными, друзьями, любимыми;
научиться планировать, ставить цели и достигать их;
хорошо провести время, пообщаться, «себя показать и на других посмотреть».
Основные формы реализации программы
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы, такие как:
-
Беседы
-
Беседы с элементами тренинга
-
Тренинги
Мониторинг и оценка
Мониторинг -контроль процесса реализации программы, регулярный сбор информации, сравнение текущего состояния дел с запланированным с целью повышения эффективности работы.
Оценка эффективности -исследование результатов реализации программы, которое проводится после ее окончания или некоторое время спустя, для определения достижения поставленных задач, с помощью анкеты.
Сроки реализации программы:
2014- 2015 учебный год.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Камалдинов Д., Петрова О. Руководство по реализации программы профилактики социально-значимых заболеваний в сообществе. - Новосибирск,2010.
2.Майерс Дж. «Социальная психология», СПб., М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004.
Были использованы материалы сайтов:
clinica.nsk.ru/?page=alkogolpodrobno
hpsy.ru