Школьный психологический клуб Рост (6-7 классы)

Данный курс посвящен актуальной проблеме – обучению и воспитанию подростков (учащихся 6 - 7 классов). Это совпадает с кризисом подросткового возраста. Проходя через все трудности этого жизненного этапа, подросток приобретает опыт, который со временем сделает его полноправным членом общества. Именно в этот период он осваивает необходимые в будущей жизни социальные навыки. Этот этап взросления связан с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного и творческого потенциал...
Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида"

Психологический клуб

«Рост»





Составитель: О.В. Хворова

Педагог - психолог






г. Березники

  1. Пояснительная записка

Данный курс посвящен актуальной проблеме - обучению и воспитанию подростков (учащихся 6 - 7 классов). Это совпадает с кризисом подросткового возраста. Проходя через все трудности этого жизненного этапа, подросток приобретает опыт, который со временем сделает его полноправным членом общества. Именно в этот период он осваивает необходимые в будущей жизни социальные навыки. Этот этап взросления связан с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного и творческого потенциала. В развитии этого потенциала заключается суть личностно-ориентированной модели образования, которая предполагает обучение и воспитание ребенка, и оказание ему своевременной психолого-педагогической поддержки.

Программа «Психологический клуб - Рост» имеет социально-педагогическую направленность; предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков:

- осознания опасений и страхов;

- желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам;

- любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям;

- чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого.

Программа модифицированная, разработана на основе программы социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю. Савченко, Москва, Вико, 2005 год. Преимуществом данной программы является то обстоятельство, что в ней выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе со своей личностью.

Обучение по программе даёт учащимся возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.

Программа занятий клуба обращается к опыту и личности участников, позволяет гибко реагировать на состав членов группы, их состояние, на актуальные для них сегодня вопросы, оставаясь в рамках определенной темы.

II. Цели и задачи программы

Цель данной программы: формирование мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.

Задачи:

Обучающие:

- осознание различных видов мотивов межличностных отношений;

- усвоение способов разрешения собственных проблем;

Развивающие:

- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

- развитие доверия к окружающим людям;

- позитивное развитие мотивов межличностных отношений;

Воспитательные:

- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;

- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью;

- формирование навыков саморегуляции.

III. Особенности программы психолого-педагогической поддержки.

В структуре программы можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самопознания и развивающий. В ходе занятий решаются многие задачи. Одним из существенных аспектов является психологическая готовность старшеклассников к эффективному взаимодействию с окружающими, которое строится на внутренней личностной свободе и на овладении конкретными психологическими навыками общения с окружающими. Эти навыки должны дать подросткам возможность полно и свободно выражать себя, делать отношения с окружающими искренними и открытыми.

В содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, сложный блок теоретической информации по психологии, просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, а также элементы психогимнастики. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • сознательность и активность;

  • доступность;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия строятся с использованием следующих форм:

  • ролевые игры

  • психогимнастика

  • социодрамы

  • групповые обсуждения

  • освоение приемов саморегуляции

IV. Формы проведения занятий

  • беседы;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, элементами сказкотерапии.

  • анализ и просмотр видеоматериалов, рисунков;

  • самостоятельная работа (групповая).

В каждом занятии прослеживаются следующие части:

  • ритуал приветствия,

  • разминку,

  • основное содержание (беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций, игры и упражнения)

  • рефлексию по поводу данного занятия,

  • ритуал прощания.


  1. Основные методы и технологии

В организации занятий используются следующие методы работы:

1. Коллективно-индивидуальный метод работы позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным подростком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Театрализация - разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; дети учатся понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.

4. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

5. Подвижные игры, релаксационные упражнения.

Выбор методов и приемов работы обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


  1. Описание места курса в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 6 - 7 классов.

Программа рассчитана на 17 часов (по 40 мин.). Это минимальное время, необходимое для достижения результата, так полноценная работа группы возможна при условии, что каждое занятие содержит все разделы: информационный блок, тематические упражнения, обсуждение итогов.

В соответствии с планом разработаны конспекты занятий, которые носят психокоррекционную направленность. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 1 раз в неделю.

Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога.



  1. Планируемые результаты.

К концу обучения по данной программе учащиеся должны:

знать:

- основы общей психологии;

- базовую психологическую терминологию;

- способы саморегуляции.

уметь:

- конструктивно решать конфликтные ситуации;

- самостоятельно принимать решения;

- правильно оценивать свое поведение и поведение других людей;

- отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам;

- оказывать поддержку окружающим;

- считаться с позициями и взглядами других людей;

- преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путём;

- противостоять физическим и интеллектуальным нагрузкам.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к изучению психологии, познанию внутреннего мира человека;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • подготовка к соблюдению норм общественного поведения,

  • овладение коммуникативными навыками,

  • умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.

  • снижение уровня тревожности и повышение чувства уверенности в себе, за счет снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Познавательные УУД:

  • развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии,

  • закрепление и дополнение знаний обучающихся о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, в изучении собственного «Я»

  • понимание настроения и эмоций окружающих людей,

Коммуникативные УУД:

  • развитие умений использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Контроль работы учащихся осуществляется посредством оценки и самооценки письменных работ учащихся, составлении буклетов и коллажей.

  1. Тематическое планирование. Содержание программы.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

1

Введение к курсу занятий. Презентация цикла.

1

Лекция, беседа

2

Понятие о личности

1

Диагностика

3

Ценностные ориентации личности

1

Составление личностного плана

4

Воображение

1

Групповая оценка

5

Конструктивное взаимодействие.

1

Разработка буклета

6

Отношения с окружающими.

1

Беседа, диагностика

7

Темперамент как свойство личности.

1

Диагностика

8

Я и мой характер.

2

Диагностика

9

Эмоции, мимика и жесты.

1

Разработка памяток

10

Психологическая защита, её механизмы.

1

Диагностика

11

Стресс, психологическая помощь при стрессе.

1

Оформление буклета «Как бороться со стрессом»

12

Моя семья.

2

Создание коллажа

13

Конфликты. Стратегии и пути выхода.

1

Я - сообщение

14

Интеллект.

1

Диагностика

15

Итоговое занятие.

1

Итого:

17

Программа рассчитана на 17 часов (1 занятие по 40 мин.).

Содержание занятий

1. Введение к курсу занятий. Презентация цикла.

Освещение вопроса «Что такое психология». Знакомство с тренинговой процедурой. Обобщение ожиданий участников. Правила тренинговых занятий. Формирование навыков работы в малых группах. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Выработка норм поведения.

2. Понятие о личности.

Знакомство с понятием «личность». Формирование понятийного аппарата. Закрепление тренингового стиля общения.

3. Ценностные ориентации личности.

Качества личности. 4 составляющих личности. Развитие рефлексии, навыков планирования и целеполагания.

4. Воображение. Групповая оценка.

Навык групповой работы. Формирование адекватного самовосприятия. Подготовка к самопознанию.

5. Конструктивное взаимодействие.

Способы взаимодействия. Видение своих действий и действий окружающих. Анализ позиций в ролевых ситуациях.

6. Отношение к окружающим.

Использование диагностического теста Т.Лири. Понятие самоценности. Чем мы обязаны другим. Закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих. Закрепление навыков сотрудничества. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

7. Темперамент как свойство личности.

Знакомство с понятием «темперамент» и его структурными элементами. Формирование представлений о причинно-следственных связях в познании кого-либо или чего-либо.

8. Я и мой характер.

Знакомство с понятием «характер». Развитие навыков объективного описания. Закрепление позитивного отношения к окружающим. Формирование адекватной самооценки. Умение оценивать свои сильные и слабые стороны. Взаимосвязь эмоций и характера. Чувственное восприятие.

9. Эмоции, мимика и жесты.

Развитие навыков взаимопонимания, интуитивного распознавания людей. Невербальный интеллект. Усвоение способов и приёмов распознавания окружающих. Способность думать, брать ответственность за свои слова, поступки и действия

10. Психологическая защита и её механизмы.

Психологическая защита. Негативные и позитивные переживания, их влияние на личность и поведения. Варианты защиты, способы преодолеия негативных личностных переживаний.

11. Стресс. Психологическая помощь при стрессе.

Умение противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Техника быстрого снятия стресса.

12. Моя семья

Особенностях взаимодействия в семье, развитие навыков семейного общения, осознание себя как члена семьи. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие умений решать конфликтные ситуации. Причины, затрудняющие и облегчающие общение.

13. Конфликты. Стратегии и пути выхода.

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях. Отработка навыка конструктивно решать конфликты через ролевые игры. Контроль за негативными эмоциями. Закрепление позитивного опыта эмоционального контроля. (работа в ролевых играх)

14. Интеллект

Знакомство с понятием «интеллект». Вербальный интеллект. Способности человека, их особенности и значение.

15. Итоговое занятие.

Человек среди людей. Закрепление позитивной установки во взаимоотношениях. Закрепление положительной групповой динамики.

IX. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по программе психолого - педагогической поддержки необходимо:

  • наличие диагностических материалов;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • настольные игры и наглядные пособия.

Занятия по программе ведёт педагог-психолог, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Просвещение, 1998.

  2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. С-Пб.: Питер, 2002.

  3. Генкин Е. Психологические опыты. С-Пб.: Питер, 1997.

  4. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1989.

  5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Пб.: Питер, 1996.

  6. Карнеги Д., учительская газета, № 1- 10, 1990.

  7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

  8. Кревцова С., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999.

  9. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.

  10. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.

  11. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1995.

  12. Родионов В. А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.

  13. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психо-коррекционные группы - теория и практика. М., 1990.

  14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Дубровиной И.В., 3-е изд., М.: Академия, 1998.

  15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: Вако, 2005.

  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995.

12


© 2010-2022