Тренинг по психологии Мир эмоций

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

?Утверждаю

Директор КГК «Центр поддержки семьи и детства»

акимата

города Усть - Каменогорска

____________С.Ю. Иваненко

«___»_____________2013 года




Тренинг «Мир эмоций»












Составитель:

Педагог-психолог

Комиссарова А.А.


Усть-Каменогорск, 2013 год

Цель: Знакомство с миром своих эмоций, и анализ собственного эмоционального состояния.

Задачи:

  1. тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;

  2. обучение приемам расслабления;

  3. создание позитивного эмоционального фона в группе.

Категория участников: дети в контакте с законом, в возрасте от 9 до 17 лет.

Временные рамки: встреча рассчитана на 1 занятие по 40-45 минут.

Ход проведения


Оргмомент. Здравствуйте, сегодняшняя встреча посвящена нашим эмоциям.

Кто скажет, зачем нам нужны эмоции и что это такое? (выслушиваются ответы учащихся)

Любая эмоция - это срочный сигнал, помогающий сориентироваться в том, что сейчас нужно делать.

Природой задумано так:

Боишься - беги, злишься - наступай, чувствуешь вину - проси прощения или компенсируй ущерб, интересуешься - исследуй.

ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ВЕДЕТ ЛИШЬ К ИХ НАКОПЛЕНИЮ И ИЗВРАЩЕНИЮ.


Типичные ошибки обращения с эмоциями.

  • неадекватное выражение эмоций

  • подавление эмоций

  • неосознанность эмоций

Любые психологические трудности начинаются именно с ошибок выражения или подавления эмоций, в частности гнева и раздражения.

А когда человек находится в ладу со своими эмоциями, он уже не задает никому вопросы типа: «как быть»? Он уже сам знает правильный ответ! Отсюда берет начало такой феномен, как ХОЗЯИН СВОЕЙ ЖИЗНИ - человек, который сам задает позитивный эмоциональный фон окружающим, сам создает свою жизнь, достигая признания, доверия, близости и успеха.

Упражнение «Война и мир»

Каждый участник получает чистый белый лист бумаги.

- Представьте себе, что это - не лист бумаги, а кто-то, с кем бы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появилась возможность в течение десяти секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Я начинаю счет: один. Как правило, листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно по счету "десять!" все действия по уничтожению противника уже исчерпаны, может быть, только самые изобретательные попросят дополнительное время для вендетты. После того как время истекло, просим участников глубоко подышать, расслабиться успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагаем сформулировать те эмоции, которые "герои битвы" испытывают в данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу? Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество? Может быть, есть ощущение освобождения - камень с души упал?

Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, уничтожили настолько, что почти не оставили надежды на восстановление его облика и на примирение. Но, так или иначе, всегда наступает этот светлый и трагический день - первый день, после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры. Вот вам новый лист бумаги. На столе вы найдете карандаши, фломастеры, ножницы, краски, клей. У вас есть, ровно пятнадцать минут, чтобы помириться со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стих, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок, приготовленный специально для торжественного случая. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через четверть часа каждый из вас выступит с примирительной речью к бывшему неприятелю.

Дискуссия «Эмоции правят мною или я ими?!»

а) бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться, вовсе их не испытывать?

б) бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Конкретно: о пользе и вреде эмоций. Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны. Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а для того чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сейчас сами провести исследование вреда и пользы разных эмоций, на основе собственного опыта.

Итак, все согласны с тем, что всякое чувство, которое испытывает человек, несет какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.

Упражнение «ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ»

Инструкция: Объединитесь в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции "ЛЮБОВЬ". Вторая группа рассматривает пользу и вред "ЛЕНИ"

Время работы 2- 3 мин.

Эмоция

Её польза

Её вред

ЛЮБОВЬ

ЛЕНЬ

- Испытываешь приятные чувства.

- Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать.

-Любовь помогает понимать чувства другого человека

- Из этого чувства можно испытывать много чувств: радость, веселье, нежность…

- Влюбленный не очень много думает о неприятностях.

- Насмешливость других.

- ревность и недоверие к тому, кто любит.

- чувство неразделенной любви.

- Из-за любви к одному человеку можно забыть всех остальных.

- Любовь легко перерастает в ненависть.

Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.

Упражнение "ЗАТО"

Это эффективное упражнение поможет избавиться вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей жизни.

Стандартная школьная ситуация:

Какие чувства вы испытываете, когда, придя в школу, вы обнаруживаете, что вам предложили остаться после уроков незапланированных 2 "окна"?

Наша задача - перевести негативные эмоции, используя прием "ЗАТО" в положительные эмоции: (работаем по кругу)

- зато у меня есть время ……;

- зато я могу сходить в столовую;

- зато я могу отдохнуть;

- зато я могу выпить кофе;

- зато я могу сходить в свой класс;

- зато я могу подготовиться к другому уроку, и т. д.

Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие негативной ситуации?

Упражнения на расслабление (тренер выбирает вариант упражнения на выбор)

Психолог рассказывает о том, что в случаях, когда человек испытывает напряжение или раздражение, можно помочь себе, расслабившись при помощи простых приемов, которые помогут не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека.

А.

- Сядем по удобнее. Спина расслаблена, опираемся на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем.

По окончании:

- Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну? Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

Б. «Волшебное слово».

- Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

В.

- Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен», не «Я не волнуюсь» и т. д. Начнем.

По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, если не трудно, о том, какие ситуации вспомнились.

Г. «Вверх по радуге»

Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

6. «Хлопки».

Задача ребят хлопать в ладоши ориентируясь на психолога, который выступает в роли регулятора силы хлопков.

Заключительное слово ведущего:

Люди резко отличаются по устойчивости настроения, по зависимости настроения от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

- заняться эмоционально приятной деятельностью;

- заняться аутотренингом;

- заняться спортом;

- пойти в гости, в лес.

И помните, если Вы хотите быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями необходимо:

Нельзя «закрыть рот» своим чувствам.

Необходимо их выслушать.

Нельзя давать им волю, чтобы они не стали слишком большими.

Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?

а) как это делать?

б) надо ли это делать?

в) зачем и кому?



© 2010-2022