Деятельность психолога в аспекте ФГОС

  СвведениемФГОСновогопоколенияприоритетомвработепсихологастановитсяпсихолого-педагогическоесопровождение  реализацииосновнойобразовательнойпрограммы.Такимобразом, ключевымизадачамивдеятельностишкольногопсихолога  становятся: 1.           ОбеспечениеформированияиразвитияУУД; 2.           СозданиесистемыдиагностикиметапредметныхиличностныхрезультатовосвоенияООПООО; 3.           Обеспечениепреемственностисодержанияиформорганизацииобразовательногопроцессаначальнойиосновнойступениобучения. 4.       ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Деятельность психолога в аспекте ФГОСДеятельность психолога в аспекте ФГОСДеятельность психолога в аспекте ФГОСДеятельность психолога в аспекте ФГОСДеятельность психолога в аспекте ФГОС

Деятельность школьного психолога в аспекте ФГОС.

Деятельность психолога в аспекте ФГОС



Традиционно деятельность школьной психологической службы выстраивается по направлениям:

  1. Психологическое просвещение;

  2. Психологическая профилактика;

  3. Психологическая диагностика;

  4. Психологическая коррекция;

  5. Психологическое консультирование;

  6. Развивающая работа.

Деятельность психолога в аспекте ФГОС


С введением ФГОС нового поколения приоритетом в работе психолога становится психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы. Таким образом, ключевыми задачами в деятельности школьного психолога становятся:

  1. Обеспечение формирования и развития УУД;

  2. Создание системы диагностики метапредметных и личностных результатов освоения ООП ООО;

  3. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса начальной и основной ступени обучения.

  4. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы обуславливает содержание деятельности школьного психолога исходя из следующих аспектов:

- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;

- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением;

- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, разработанной в соответствии со стандартами второго поколения, закреплена следующая модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования:




Деятельность психолога в аспекте ФГОС

Уровни психолого-педагогического

сопровождения


Индивидуальное

Групповое

На уровне класса

На уровне ОУ



Основные формы сопровождения

Консультирование

Развивающая работа

Профилактика

Просвещение

Экспертиза

Диагностика

Коррекционная работа



Основные направления психолого-педагогического сопровождения


Сохранение и укрепление психологического

здоровья



Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения

Выявление и поддержка одарённых детей

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Развитие экологической культуры



Дифференциация и индивидуализация обучения

Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Формирование коммуникативных навыков разновозрастной среде и среде сверстников



Поддержка детских объединений и ученического самоуправления



Деятельность школьной психологической службы в аспекте ФГОС организована по следующим направлениям:

  1. Сопровождение внедрения ФГОС. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. В данном случае перед психологом стоит задача не только довести до каждого необходимость изменений, но и разъяснить специфику происходящих в образовательном процессе изменений, помочь понять сущность системно-деятельностного подхода, особенности ключевых образовательных принципов, таких как принципа деятельности, минимакса, вариативности, системности, психологической комфортности и др.

  2. Диагностика учащихся на предмет формирования УУД (в классах, обучающихся по новым ФГОС). В этом учебном году школьный психолог уже включился в проведение диагностики сформированности УУД в 1-х классах и с нового учебного года продолжиться работа во 2-х классах. С целью обеспечения объективности и валидности в проведении диагностики, эта деятельность требует от психолога четкого понимания специфики УУД, знания классификации УУД.

3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.

Психолог должен оказывать и консультативную помощь педагогам при оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов, ведь зачастую у педагогов возникают сложности не только в проведении диагностической процедуры, но и в интерпретации полученных результатов.


Деятельность психолога в аспекте ФГОС

4. Участие в реализации программы формирования УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей. Для этого необходимо изучить программу формирования УУД школы, определить свои задачи, свой вклад в реализацию данной программы.

5. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД у обучающихся. Очень важными становятся тренинговые занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

6. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.

7. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Психологическая поддержка педагогов в ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Очевидно, что с введением нового ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, осваивать СОТ, придерживаться принципов реализации системно-деятельностного подхода и т.д. Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду.

Необходимо помнить и о том, что психолог может стать помощником администрации образовательного учреждения не только в оценке уровня профессионального выгорания педагогов, но и в диагностике уровня профессиональной компетентности педагогов.

8. Психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода, включающий:

  • оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности, психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного процесса в целом;

  • выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии учащихся с последующим корректированием;

  • исследование динамики качественных показателей работоспособности (активности, внимания, мотивации, утомляемости, отвлекаемости, тревожности и т.д.) для дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю.

Для реализации данной деятельности может быть сформулирована следующая цель: помощь в создании учителем психологически комфортных условий на уроках для успешного формирования деятельностных способностей учащихся.

Для достижения цели психологом могут быть поставлены задачи:

  1. Исследовать психологические аспекты влияния образовательной среды на формирование деятельностных характеристик и социально значимых качеств личности учащихся.

  2. Оптимизировать действенную структуру разноуровневой психологической поддержки учащихся и учителя.

  3. Обеспечить психологическую поддержку учащихся и учителя.

  4. Повысить уровень корпоративной системы деятельности «учитель - ученик».

Очевидно, что введение новых ФГОС существенно усиливает роль и значение психолого-педагогической службы школы, определяя доминирующую роль психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Деятельность психолога в аспекте ФГОС

© 2010-2022